Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Метавселенные и голосовая биометрия: что развивают технологичные компании

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Участники рынка IT и телекома переосмыслили опыт пандемии и назвали перспективные и отживающие свое технологии.

По предварительным оценкам аналитиков, 2021 год был успешным для рынка ИТ и телекома как в мире, так и в нашей стране. Участники дискуссии РБК Петербург говорят о двузначном росте в своих отраслях и надеются на повторение этих успехов в 2022 году. При этом представители рынка не склонны назвать прошедший год простым: было много вызовов, связанных преимущественно с нестабильной ситуацией из-за волн коронавируса. За счет каких технологий компании планируют улучшить свои результаты, а от каких можно будет отказаться уже в ближайшем будущем — в материале РБК+ Петербург.

Заделы прошлых лет

Несмотря на то, что пандемия стала для всех неожиданностью, некоторые компании и сектора экономики оказались подготовлены лучше других. «Наверное, в апреле-мае 2020 года многие действительно думали: сейчас придет лето, вирус уйдет и все вернется на круги своя. Но так не произошло, и к этому пришлось приспосабливаться. Поэтому мы уже в 2020 году стали закладывать ту инфраструктуру, которую готовили на перспективу ближайших нескольких лет», — рассказывает директор СПб ГУП «АТС Смольного» Андрей Захаров.

К примеру, Служба 122 была запущена еще в апреле 2020 года, а с 20 декабря 2020 года стала принимать вызовы врача на дом. И весь 2021 год был потрачен на то, чтобы уйти от классической схемы вызова врача через поликлинику. Сейчас робот обрабатывает 95% заявок по вызову врача, приводит пример Андрей Захаров.

Андрей Захаров, СПб ГУП «АТС Смольного»
Андрей Захаров, СПб ГУП «АТС Смольного» (Фото: РБК Петербург)

Можно даже подумать, что во многом и рынок, и власти страны готовились к грядущей пандемии, замечает директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов. «В последние два года наблюдалась отраслевая концентрация проектов цифровизации — в образовании, медицине, госуправлении, — добавляет эксперт. — Это оказалось полезным и своевременным. Например, создавалась цифровая образовательная среда — мы активно участвовали в таких проектах. Еще один пример — программа устранения цифрового неравенства (УЦН), которая в прошлом году была переформатирована в УЦН 2.0, и теперь мы в малых населенных пунктах не только создаем оптоволоконную инфраструктуру, но размещаем опоры и оборудование 4G. Это необходимо для создания базы для цифровизации».

Александр Логинов, ПАО «Ростелеком»
Александр Логинов, ПАО «Ростелеком» (Фото: РБК Петербург)

С другой стороны, пандемия подстегнула процессы цифровизации и трансформации бизнеса. «Все пришли к пониманию того, что мир уже никогда не будет таким, как был до пандемии. И хотя все это началось в 2020 году, массовое осознание перемен и серьезное отношение к новой реальности как к чему-то постоянному, а не временному, сформировалось именно в прошлом году», — говорит генеральный директор компании Nexign Игорь Горьков.

Игорь Горьков, Nexign
Игорь Горьков, Nexign (Фото: РБК Петербург)

Еще один апокалипсис

Интересно, что в числе самых заметных событий участники дискуссии выделили не решения регулятора или крупные сделки на рынке, а случившееся осенью 2021 года падение Facebook и WhatsApp, из-за которого соцсеть и мессенджер были недоступны у пользователей по всему миру более шести часов. «Это показало уязвимость выстроенных цепочек взаимодействия, сервисов, зависимость от поставщиков, от всего, что называется ОТТ. Мы наглядно увидели, насколько важна отказоустойчивость систем, ее архитектура и план восстановления на случай апокалипсиса», — объясняет генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров.

Дмитрий Петров, «Комфортел»
Дмитрий Петров, «Комфортел» (Фото: РБК Петербург)

Любой отказ или потеря данных крайне болезненно воспринимается обществом, а факт отказа информационной системы того или иного ведомства или организации сразу становится достоянием новостных лент, подчеркивает региональный директор по России и СНГ, Грузии, Украине компании Veeam Software Владимир Клявин. «Несмотря на это, до сих пор мы встречаем ситуации, когда при проектировании информационных систем и у сервис-провайдеров блок «резервное копирование» либо отсутствует вовсе, либо отдан на откуп неплохим специалистам, которые, тем не менее, не видят полную картинку и пытаются сэкономить на спичках. Не стоит забывать, что во фразе «резервное копирование» самое важное — это слово «восстановление», — добавляет он.

Владимир Клявин, Veeam Software
Владимир Клявин, Veeam Software (Фото: пресс-служба)

Много заметных событий года было связано с кибербезопасностью: компании, не сумевшие оперативно выстроить систему защиты своей инфраструктуры в новых пандемийных условиях, оказались жертвами взломов и утечек данных. Директор департамента проектирования компании «Газинформсервис» Александр Калита напомнил о крупных инцидентах в стратегически значимых областях. Так, от шифровальщиков пострадали крупнейший в США трубопровод Colonial Pipeline и медицинские учреждения Memorial Health System. В Аргентине случилась крупная утечка удостоверений личности из базы данных правительства.

Александр Калита, «Газинформсервис»
Александр Калита, «Газинформсервис» (Фото: РБК Петербург)

«При этом во многих случаях пострадавшие организации платят выкуп. Например, за Colonial Pipeline заплатили $4,4 млн, а за Memorial Health System — $1,8 млн. Так что схемы злоумышленников работают и приносят им немалый доход. В России о подобных выкупах не слышно только потому, что у нас не принято делать такую информацию публичной, но жить в ситуации с высоким уровнем угроз нам придется и дальше», — отмечает Александр Калита.

Битва за голос

Дискуссия разгорелась вокруг перспектив ряда классических телеком-сервисов и в частности — телефонии. Дело в том, что последние два года несколько изменили ситуацию: операторы неоднократно отмечали неожиданный тренд: рос не только дата-трафик, но и голосовой. И все же Андрей Захаров высказал предположение, что постепенно умрут все классические технологии, в том числе телефония. «Причина в том, что все уходит в сервис. Даже Служба 122 — это сервис доставки заявки на вызов до врачей. До сервиса доставки врачей на дом мы пока не доросли», — пошутил он.

Дмитрий Петров вспомнил, что коллегам из Финляндии еще 5 лет назад фиксированная телефония казалась атавизмом, а сегодня и отечественные операторы видят, как весь голосовой трафик уходит в мессенджеры: «Так что в перспективе пяти лет фиксированная телефония исчезнет, да и в сотовых сетях голосовой трафик будет сокращаться».

Конечно, далеко не все с этим согласны. «Для клиента сейчас самое важное — наличие широкого выбора. Если он хочет общаться голосом, то мы должны ему эту возможность предоставить, — уверен директор по региональному развитию Северо-Западного филиала МегаФона Михаил Прахов. — Сервисов становится все больше, но когда-то неминуемо произойдет перенасыщение, то клиент захочет чего-то попроще. Голосовое общение — это то, что ему понадобится».

Михаил Прахов, МегаФон
Михаил Прахов, МегаФон (Фото: РБК Петербург)

Развитие услуг, по мнению Михаила Прахова, напоминает маятник, который качается то в одну сторону, то в другую — и это в том числе дает возможность операторам развиваться. Важно, что голос не просто возвращается, а уходит в другие каналы коммуникации, где ему удобно, к примеру, в мессенджеры, также добавляются новые технологии передачи голоса с помощью LTE или 4G, такие как VoLTE.

Как отмечает руководитель макрорегиона Северо-Запад компании MANGO OFFICE Алексей Горбунов, несмотря на то что звонок по-прежнему остается ключевой коммуникацией во многих сферах бизнеса, сейчас наблюдается рост трафика и в текстовых каналах. «Клиент хочет иметь возможность обратиться в компанию по каналу, удобному для него в данный момент времени, например, в мессенджере или социальной сети. А уже затем он может продолжить обсуждение вопроса по телефону. Поэтому речь должна идти об омниканальности, т.е. интеграции различных каналов общения с клиентами в единую систему. Уже сейчас очевиден постепенный переход к полностью бесшовным коммуникациям, а значит современному бизнесу важно иметь платформу, предоставляющую такой функционал. В долгосрочной перспективе можно будет говорить о единой целостной среде, где все инструменты для коммуникаций — мобильные приложения, чаты, голосовое обращения и т.д. — сливаются. Получаются интерфейсы, объединяющие все продукты и сервисы компаний в единый клиентский опыт», — добавляет Горбунов.

Алексей Горбунов, MANGO OFFICE
Алексей Горбунов, MANGO OFFICE (Фото: РБК Петербург)

Эксперты заметили, что зачастую классические технологии недооценивают: к примеру, отечественные оборонные предприятия до сих пор используют факсимильную связь. Причина понятна: все современные истории упираются в необходимость в текущей политической ситуации быть импортонезависимыми и в случае необходимости поднять трубку телефона и получить нужную информацию.

«Когда мы говорим, что живое общение — это роскошь, мы имеем в виду синхронный характер взаимодействия: ты говоришь, а адресат прямо сейчас слышит. То, что эти два таймслота одновременно выделяются, это действительно роскошь. И все же, даже если классическая телефония исчезнет, голос останется: он просто уйдет в другие каналы за счет унифицированных коммуникаций — в этом и состоит путь развития телекома и его движение в сервисы», — резюмирует Игорь Горьков.

Облака и беспилотники

Что касается перспектив конкретных технологий, то Алексей Горбунов связывает будущее с распространением ИИ и роботизации, интеграцией различных платформ в единое целое. «В 2022 году мы прогнозируем рост интереса крупного бизнеса и государства к облакам. В долгосрочной перспективе ожидаем выход на мировой уровень интенсивности использования облаков и существенный прирост числа организаций, размещающих 100% инфраструктуры и процессов в мультиоблачной среде», — отмечает Горбунов.

Директор Санкт-Петербургского отделения ПАО «ВымпелКом» Евгений Брянцев верит в хорошие перспективы беспилотников, ИИ, пула технологий сквозной идентификации и авторизации, в числе которых мобильный ID. «В 2022 году мы ждем роста доверия бизнеса и государства к облачным сервисам и рассчитываем на значительное повышение качества российского ИТ-оборудования как основы для отечественных облачных платформ. В долгосрочной перспективе прогнозируем выход на мировой уровень по интенсивности использования облаков и существенного прироста числа организаций, размещающих свою инфраструктуру и процессы в мультиоблачной среде», — отмечает Евгений Брянцев

Евгений Брянцев, ПАО «ВымпелКом»
Евгений Брянцев, ПАО «ВымпелКом» (Фото: «ВымпелКом»)

Владимир Клявин согласен с трендом на облачность: «Из-за перебоев в поставках «железа» некоторые из организаций не дождутся новых серверов и систем хранения до середины 2022-го, что еще больше подстегивает спрос на услуги облачных провайдеров». Кроме того, он указывает на шанс наконец увидеть желание бизнеса тратить средства на сервисное обслуживание и услуги — в особенности в сегменте ИБ, где большой кадровый голод.

Александр Калита называет вызовом 2022 года распространение терминальных ферм в связи с необходимостью предоставления удаленной рабочей среды и виртуализацию, тренда на использование технологий безопасной разработки, проявившегося в 2021 году, и роста спроса на киберполигоны и киберучения.

Помощники и ассистенты

По оценкам IDC, к 2024 году 70% компаний получат в два раза больше прибыли за счет внедрения различных цифровых помощников как для сотрудников, так и для потребителей, так что активно будет развиваться тема цифровых помощников, которые помогают избавить сотрудников от рутины.

«Тренд на автоматизацию и роботизацию будет усиливаться. Также будет расти тенденция к слиянию программных решений для автоматизации с искусственным интеллектом. Отдельный и очень значимый глобальный тренд — демократизация ИТ. Интенсивно развиваются low-code и zero-code платформы, что способствует привлечению к разработке цифровых решений людей без опыта в программировании — мы называем таких сотрудников citizen developers», — говорит генеральный директор UiPath в России и странах СНГ Светлана Анисимова.

Светлана Анисимова, UiPath
Светлана Анисимова, UiPath (Фото: пресс-служба)

Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский среди перспективных ИИ-решений выделяет текстовых и голосовых ассистентов, среди бизнес-процессов — интеграцию и комплексный подход. Так, в ЦРТ развивают решение, которое позволяет перейти от отдельных сценариев, когда робот может записать на прием к врачу, напомнить о приеме и других, к комплексному оснащению горячих линий Служб 122 регионов. По мнению эксперта, растет спрос на голосовую и лицевую биометрию, которые развиваются — и есть достижения — синхронно с прогрессивными глобальными подходами к защите от возможных типов атак и компрометаций.

Дмитрий Дырмовский, группа компаний ЦРТ
Дмитрий Дырмовский, группа компаний ЦРТ (Фото: Группа компаний ЦРТ)

Причем касается это и бизнеса, и госсектора. «Опыт ЦРТ в цифровизации крупного бизнеса помогает масштабировать экспертизу для цифровизации госкорпораций и шире — государств по всему миру, используя лучшие технологии, в том числе для создания госсервисов, с которыми приятно взаимодействовать. Выбирая поставщика ИИ-решений, особенно для государственного сектора, традиционно выделяют лучших по результатам мировых технологических конкурсов, а главное — изучают реальный опыт внедрений: важно понимание специфики, опыт имплементации сложных технологических платформ в инфраструктуру. Это еще одна причина, почему мы участвуем в технологических конкурсах и демонстрируем эксклюзивный опыт реальных реализованных для государственного сектора кейсов», — говорит Дырмовский.

Директор макрорегиона Северо-Запад компании «ЭР-Телеком Холдинг» Александр Мотрич считает, что будущее — за технологиями интернета вещей и искусственного интеллекта: «Это то, что дает возможности обеспечить безопасность и комфорт во многих отраслях, причем даже там, где раньше и не думали о таком. К примеру, в ближайшее время мы запускаем проект в одной из петербургских школ: там будет внедрена система распознавания эмоций школьников. Это наша собственная разработка, которая позволит вовремя выявлять конфликтные и чрезвычайные ситуации, а в перспективе (такой опыт есть в Китае) и вовлеченность школьников в учебный процесс». Также Александр Мотрич к числу перспективных относит и переход к онлайн-витринам для продажи как товаров, так и услуг. «Дом.ру Бизнес» и сам идет этим путем.

Александр Мотрич, «ЭР-Телеком Холдинг»
Александр Мотрич, «ЭР-Телеком Холдинг» (Фото: АО «ЭР-Телеком Холдинг»)

Новая реальность

Директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин отмечает большие перспективы виртуальной и дополненной реальности. «Они открывают большие возможности для создания сервисов, которые изменят привычное восприятие и способы потребления контента. Недавно мы объявили поиск стартапов, разрабатывающих решения для метавселенных. Нас интересуют разработки в области AR/VR-технологий, голограмм, ХR-платформ и других решений, которые будут работать в метавселенных, а также проекты в сфере беспилотного транспорта и цифровой промышленности. В том числе для этого мы развернули ИТ-инфраструктуру на базе наших Центров 5G, один из которых мы открыли в Петербурге в прошлом году», — рассказывает Павел Коротин.

Павел Коротин, МТС
Павел Коротин, МТС (Фото: МТС)

Tele2 планирует делать акцент на развитии инфраструктуры, хотя и в прошлом году компания активно строила и расширяла свою сеть. «Это жизненно необходимое направление, потому что есть три стимулирующих фактора: рост потребления трафика, рост городской инфраструктуры и рост требований к качеству связи, — говорит директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин. — Например, в прошлом году у клиентов Tele2 в среднем по стране потребление дата-трафика составило больше 13,3 Гбайт на B2C-карту, а активные пользователи услуг 4G расходовали 23,4 Гбайт трафика».

Сергей Тимошин, Tele2
Сергей Тимошин, Tele2 (Фото: Tele2)

По прогнозам Тele 2, к 2030 году потребление услуг активными пользователями вырастет в разы. Только за прошлый год объем трафика в сетях 4G в Петербурге и Ленобласти вырос на 34%, а с 2019 года трафик вырос в четыре раза. «Петербург активно растет, поэтому в прошлом году мы увеличили 4G-инфраструктуру на 31%, повысив пропускную способность сети в два раза и качество связи. Закономерно, что и в этом году мы продолжим активное развитие», — заключает директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин.

Содержание
Закрыть