Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Межрегиональное метро между Москвой и Петербургом

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали изменит жизнь и экономику регионов.

Проект Высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом (ВСЖМ-1) обретает конкретные очертания. Как рассказал начальник Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Катцын, в 2023 году планируется завершить проектирование, в 2027 году — строительство магистрали. Идут переговоры с возможными инвесторами инфраструктурного мегапроекта, обсуждаются нюансы прохождения трассы с руководителями регионов. Какие экономические и социальные эффекты будет иметь строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали, обсудили участники дискуссии «Высокоскоростные железные дороги — триггер развития территорий», организованной отделом конференций РБК Петербург и проектом Retrogradu.Net.

Разносторонний эффект

Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) решает сразу несколько задач в различных сферах. Во-первых, для транспортной отрасли это позволит разделить высокоскоростное движение и традиционное. Освободившись от необходимости давать дорогу Сапсану, Октябрьская железная дорога сможет пропускать больше грузов. Как подчеркнул Дмитрий Катцын, к 2030 году железная дорога должна доставить в порты Северо-Запада 220 млн т грузов. «Без ВСМ Москва — Санкт-Петербург инвестиции в развитие грузовой инфраструктуры, которые позволят это сделать, значительно превысят 1 трлн руб. С высокоскоростным движением мы развязываем главный ход Октябрьской железной дороги, мы даем новое качество услуг, и при этом мы должны инвестировать в развитие традиционной грузовой инфраструктуры менее 20% упомянутой суммы», — сказал он.

Дмитрий Катцын, ОАО «РЖД»
Дмитрий Катцын, ОАО «РЖД» (Фото: ОАО «РЖД»)

Кроме того, строительство высокоскоростной магистрали — это серьезный технологический прорыв для страны. Как подчеркнул председатель комитета по вопросам пассажирских перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Кирилл Янков, в этом отношении мы сильно запоздали и теперь должны равняться даже не на Китай и Японию, а на Турцию и Марокко, где сейчас идет строительство аналогичных дорог. «С другой стороны, у нас есть шанс на основе анализа мирового опыта избежать тех ошибок, которые делались в других странах», — добавил эксперт.

Кирилл Янков, ОАО «РЖД»
Кирилл Янков, ОАО «РЖД» (Фото: ОАО «РЖД»)

По словам советника генерального директора АО «Росжелдорпроект» Ивана Уланова, проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург аккумулирует прорывные технологии, которые будут впервые применяться в России. Это и безбалластное верхнее строение путей, и уникальные рельсы, рельсовые соединения, стрелочные переходы, и искусственные сооружения — мосты, виадуки, эстакады — рассчитанные на движение поездов со скоростью до 400 км/ч, и сами поезда. При этом заказ на высокотехнологичные производства получат, в первую очередь, российские компании. «90% всех решений уникальны именно для проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург. И насколько нам известно по оставшимся 10%, производители этого оборудования тоже стремятся локализовать свое производство в России», — рассказал Уланов.

Иван Уланов, АО «Росжелдорпроект»
Иван Уланов, АО «Росжелдорпроект» (Фото: АО «Росжелдорпроект» )

Генеральный директор АО «Ленгипротранс» Дмитрий Голубовский также подчеркнул уникальный характер работ, поскольку нормативов по строительству подобных сооружений просто не существует. «Необходимо провести масштабную научную работу по разработке и применению большого числа инновационных устройств и материалов», — добавил он.

Дмитрий Голубовский, АО «Ленгипротранс»
Дмитрий Голубовский, АО «Ленгипротранс» (Фото: АО «Ленгипротранс» )

Для туризма и бизнеса

Для регионов, через которые пройдет трасса, ее строительство будет иметь серьезный социально-экономический эффект. Так, Новгородская область рассчитывает только за счет прямых инвестиций от строительства привлечь в экономику региона 430 млрд руб. и 10 тыс. работников, сообщил заместитель председателя правительства региона Станислав Шульцев. Кроме того, улучшение транспортного сообщения с Москвой и Петербургом, по оценке властей региона, позволит привлечь в регион бизнес и туристов. «По нашим расчетам, за счет ввода высокоскоростной магистрали железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург через 5 лет объем инвестиционных проектов в регионе вырастет на 170 млрд руб., что позволит создать 5 тыс. новых рабочих мест», — рассказал Шульцев. Количество туристов, посещающих Великий Новгород, планируется увеличить с 1,7 до 5,3 млн человек в год к 2030 году.

Станислав Шульцев, правительство Новгородской области
Станислав Шульцев, правительство Новгородской области (Фото: Правительство Новгородской области)

Для Ленинградской области ключевое значение имеет увеличение провозной способности Октябрьской железной дороги после перевода высокоскоростного движения на отдельную магистраль. «У нас достаточно привлекательный инвестиционный климат, поэтому динамичными темпами развивается портовая инфраструктура. Она требует развития провозных способностей железной дороги. Подвозить грузы нужно, и делать это необходимо уже сейчас», — подчеркнул председатель Комитета Ленобласти по транспорту Михаил Присяжнюк. Кроме того, появится возможность увеличить плотность движения пригородных поездов вблизи Петербурга и обеспечить «городской электричкой» жителей Кудрово, Новосаратовки, Мурино, Янино. А остановка ВСМ Москва — Санкт-Петербург в Тосненском районе, с удобной пересадкой до Гатчины, позволит привлечь туристов в знаковые места Ленобласти без заезда в Петербург.

Михаил Присяжнюк, Комитет Ленобласти по транспорту
Михаил Присяжнюк, Комитет Ленобласти по транспорту (Фото: Правительство Ленинградской области)

В числе положительных эффектов для Петербурга первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Александр Тетерин назвал сокращение времени перемещения между Москвой и Петербургом, а также развитие экологичного транспортного сообщения. «Магистраль позволит сократить время перемещения, обеспечить не только комфорт перевозок, но также снизить негативное воздействие на среду обитания человека. Развитие современного вида транспорта потребует и совершенно новых технологий, и новейшей инфраструктуры», — сказал Александр Тетерин.

Александр Тетерин, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
Александр Тетерин, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга)

В свою очередь, президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек отметил перспективы привлечения в Петербург дополнительных трудовых ресурсов из Ленобласти. «Уже сегодня, по подсчетам комитета по труду и занятости Петербурга, 400 тыс. жителей Ленобласти ежедневно в рамках маятниковой миграции приезжает на работу в Петербург. Кроме того, помимо ВСМ Москва — Санкт-Петербург, мы стоим на пороге введения тактового движения пригородных электропоездов — как это сделано в Москве в рамках кольцевой линии, что еще более ускорит этот процесс», — пояснил он.

Александр Ходачек, Высшая школа экономики
Александр Ходачек, Высшая школа экономики (Фото: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург)

По этому поводу между участниками беседы развернулась дискуссия. По мнению Александра Ходачека, с появлением удобной транспортной артерии Москва и Петербург станут еще сильнее «высасывать» трудовые ресурсы из регионов. Ему возразил Кирилл Янков, напомнив, что некоторые московские компании, напротив, выносят отдельные подразделения — такие как кол-центры — в Тверь, где расходы на них дешевле. Теперь, когда высокоскоростное сообщение позволит менеджменту быстрее добираться до подобных подразделений, их можно будет организовать и в Новгороде, и на Валдае.

Главный эффект, по мнению Дмитрия Катцына, в том, что меняется жизнь людей. По его словам, благодаря дифференцированному тарифообразованию поездка по ВСМ Москва — Санкт-Петербург будет доступна всем категориям населения, а с учетом перспектив организации тактового движения мы получим своего рода межрегиональное метро между Москвой и Санкт-Петербургом.

Начинать уже сейчас

Для того, чтобы положительные эффекты строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург реализовались в полной мере, региональным властям необходимо предпринимать усилия уже сейчас, подчеркнул управляющий партнер по России Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. «Самое важное — это территориальное планирование. Для увеличения туризма в 3 раза необходимы активы, которые могут этих туристов принять: отели, дополнительные места посещения, концертные площадки — все это надо проектировать уже сейчас», — пояснил он.

Павел Чистяков, Центр экономики инфраструктуры
Павел Чистяков, Центр экономики инфраструктуры (Фото: Центр экономики инфраструктуры)

Это не единственный вопрос, который региональные власти вместе должны решить еще на этапе проектирования трассы. Так, власти Новгородской области обсуждают с РЖД перенос остановки на Валдае таким образом, чтобы максимально раскрыть туристический потенциал региона. А петербургский Совет по сохранению культурного наследия озабочен судьбой станции Фарфоровская.

Тем не менее, само по себе строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали в России — исторический момент, убежден ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики», директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. «Разделение инфраструктуры на высокоскоростную и прочую, стратификация инфраструктуры имеет фундаментальное значение для всего транспортного комплекса России», — заключил эксперт.

Михаил Блинкин, Высшая школа экономики
Михаил Блинкин, Высшая школа экономики (Фото: НИУ ВШЭ)

Справка
Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург учтен Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года и Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Общая протяженность новой скоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург составит около 679 км, из которых 43 км пройдут в границах Москвы с четырьмя остановочными пунктами. Строительство магистрали планируют совместить с параллельной реконструкцией станций и обновлением путевой инфраструктуры в рамках создания МЦД-3. Стоимость проекта в Минтрансе предварительно оценили в 1,7 трлн руб.

Инструменты Общественные пространства как шаг к полицентризму
Содержание
Закрыть