«Пандемия изменила модели потребления, и покупатели стали делать более осознанный выбор. Возможно, во время карантина у нас появилось больше времени отрефлексировать, что, как и зачем мы покупаем, что из этого мы используем и сколько выкидываем, откуда взялись летающие по городу пакеты и одноразовые тарелки, и как это все было произведено и куда денется. Тренд на экологичный и осознанный образ жизни появился задолго до пандемии, но сейчас он стал гораздо заметнее и оказывает более значительное влияние на модель потребления. Внимание к упаковке и вопросам ее переработки очень сильно выросло в российском обществе. Наши покупатели активно интересуются, пригодна ли наша упаковка к переработке и где ее можно сдать, количество таких запросов через горячую линию или наши аккаунты в соцсетях выросло в два раза относительно 2019 года. Мы видим, что российское общество готово и к сбору упаковки, и к раздельному сбору вторсырья, в частности. Нас это очень воодушевляет.
У «Фацер» есть программа по внедрению устойчивой упаковки, которая включает три направления работы: сокращение количества используемого упаковочного материала, повышение перерабатываемости упаковки и разработка абсолютно новых экологичных решений в сфере упаковки. Например, в феврале «Фацер» запустил пилотный проект по производству упаковки для хлеба из овсяной шелухи — отходов собственного производства овсяной муки и хлеба. Такая упаковка может быть сдана в переработку вместе с картоном и она является биоразлагаемой. Красота проекта еще и в том, что это блестящий пример устойчивого производства и циркулярной экономики — из овсяного зерна производится и хлеб, и упаковка для него. Хлеб в инновационной экологичной упаковке уже продается в магазинах Финляндии несколько месяцев и пользуется спросом. В России в конце 2020 года мы ввели новую маркировку на хлеб со сроком «Годен до», она наносится на стикер, который призывает потребителей сдать упаковку в переработку. Стикер изготовлен из того же материала, что и упаковка от хлеба — из полипропилена, и отрывать его при сдаче в переработку не надо.
Но такую работу должны вести не только производители пищевой или другой индустрии. Мы полагаем, что ответственность за перерабатываемость упаковки и методы ее производства должна быть и на производителе самой упаковки. Достижению полного баланса между выпускаемой упаковкой и ее утилизацией помогло бы предоставление льгот для переработчиков, организация госзакупок товаров из переработанного сырья, стимулирование муниципалами ритейла для сотрудничества с переработчиками, производителями в плане раздельного сбора. Возможно, помогло бы систематизирование пластиков на уровне государства, ограничения на производство упаковки из комбинированного пластика и непонятных составов, поскольку одна из главных проблем такого пластика — невозможность физически его отсортировать.
Для продвижения сбора упаковки на федеральном и региональном уровне нужна активная просветительская работа и наличие инфраструктуры, что подразумевает государственную поддержку.
Помимо проблемы упаковки сегодня остро стоит вопрос утилизации отходов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, сегодня треть мирового производства продуктов питания превращается в отходы. Поэтому сокращение пищевых отходов на 50% является одной из четырех целей устойчивого развития Группы «Фацер». Наша дополнительная маркировка «Годен до» помогает миллионам потребителей планировать покупки и постепенно сокращать количество пищевых отходов дома.
В России мы прорабатываем и реализуем варианты по повторному использованию пара, воды на наших производствах. За последние несколько лет удалось кардинально снизить объемы размещаемой на полигонах пищевой продукции. Мы следим за отходами и производством, а в случае перепроизводства отдаем продукцию на благотворительность. Производственные пищевые отходы тщательно сортируются и передаются на производство кормов для рыб, животных и птиц.
Из международного опыта «Фацер» по сокращению отходов можно привести интересный пример завода по производству ксилита [ксилит — натуральный заменитель сахара, который используется при производстве жевательной резинки, а также используется в косметических средствах и в медицине – ред.] из овсяной шелухи за 40 млн евро — это крупнейший инвестиционный проект «Фацер» за последние полвека. Объем отходов на новом производстве будет сведен к минимуму за счет максимальной интеграции всех производственных процессов. Мы будем повторно использовать водяной пар, а не выбрасывать его в атмосферу, переработанная овсяная шелуха будет использоваться для производства энергии. Для сжигания шелухи будет построена биоэнергетическая станция. Тепло и пар со станции будут поступать на мельницу, на завод по производству ксилита и на производство хлебопекарной продукции и хлебцев. Новый завод дает сразу три преимущества: сокращение выброса углерода, снижение объема пищевых отходов и производство продукта, полезного для здоровья.
Мы готовы делиться своим российским и международным опытом и искать совместные решения, но не можем быть основными драйверами в создании и развитии инфраструктуры для переработки упаковки с учетом действующих законодательных ограничений».