Петербургский бизнес активно включается в экоповестку. Тренд на устойчивое развитие, сформулированный в рамках нацпроекта «Экология» и глобальной программы по устойчивому развитию ООН, не только стимулирует создание чистого производства и переработки замкнутого цикла, но и позволяет вовлекать сотрудников в корпоративные социальные программы. Как эффективнее развивать корпоративное волонтерство, и какие успешные практики стоит тиражировать — обсуждали участники деловой программы проекта «Будь с городом!», посвященной теме: «Устойчивое развитие и тренд на экологичность».
Точка входа
Корпоративное волонтерство развивается в трех основных направлениях: экологическое, социальное и интеллектуальное. Но именно первое стало особенно массовым. «Это такая «точка входа» для многих компаний на территорию корпоративного волонтерства, так как именно в данном направлении, в отличии от социального, специальные навыки, как правило, не требуются. Экологические проекты очень яркие, позитивные, у них незамедлительный результат, поэтому они столь эффективно помогают закладывать и развивать культурный код волонтера у сотрудников», - рассказала Елена Киянова, управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Социальное направление - это более сложная история, к которой, по словам Елены Кияновой, могут быть готовы не все, поскольку данные проекты, направлены на помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и внимании: пожилым, малообеспеченным, попавшим в сложную жизненную ситуацию, людям с особенностями развития. Третье направление - интеллектуальное (pro bono) волонтерство, которое расцвело в прошлый пандемийный год. «Когда все люди были вынуждены оставаться в большей степени дома, как раз знания и профессиональные умения позволили им в онлайн-режиме продолжить вносить свой посильный вклад в устойчивое развитие региона и помогать тем, кому это было действительно необходимо», - поясняет Елена Киянова.
По оценкам Национального совета по корпоративному волонтерству, в добровольческие инициативы вовлечены десятки тысяч представителей предприятий, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Корпоративные инициативы бизнеса перекликаются с нацпроектом «Экология» и активно поддерживаются городом. «Мы проводим достаточно большое количество мероприятий с участием волонтеров, — отмечает временно исполняющий обязанности председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев. — Мы сами волонтеров обучаем. Это волонтеры, которые должны нам помогать в случае крупного нефтеразлива. Кроме того, на базе нашего подведомственного предприятия ГГУП «Минерал» существует и функционирует волонтерский центр. Мы предоставляем волонтерским организациям площадку, на которой они могут проводить свои мероприятия: встречаться, знакомиться, договариваться о совместной деятельности».
Замкнутые циклы
Крупные компании вносят свой посильный вклад в охрану окружающей среды, прежде всего постоянно увеличивая инвестиции в различные экологические проекты. «В условиях глобального изменения климата забота об окружающей среде является важной задачей для нашей компании, — сказала управляющий по устойчивому развитию и волонтерским программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ольга Лучина. — Мы предпринимаем конкретные шаги по минимизации воздействия нашей операционной деятельности на окружающую среду путем снижения выбросов парниковых газов, потребления воды и отходов, повышения энергетической эффективности и оптимизации логистики».
ИКЕА развивает инициативы по переработке упаковочных и сырьевых материалов, а также по внедрению программы безотходного производства. «В 2021 году ИКЕА и ТЦ МЕГА запустили новый цикличный сервис по приему старой мебели на переработку, — поделилась опытом компании менеджер по устойчивому развитию ИКЕА Парнас Александра Нагорная. — Мы принимаем от покупателей корпусную деревянную мебель любого производителя — мебель из массива дерева, ДСП, ДВП. Большая часть мебели перерабатывается в щепу для производства новых мебельных плит. Мебель в хорошем состоянии мы передаем благотворительным фондам. Это один из примеров циклической экономики ИКЕА»
Всего в ИКЕА в России на сегодняшний день шесть замкнутых циклов переработки отходов. В своей операционный деятельности более 80% отходов магазинов ИКЕА в Ленинградской области и дизайн-студий ИКЕА Санкт-Петербурга отправляется на переработку и в замкнутые циклы.
Компания Coca Cola HBC Russia реализует стратегию «Мир без отходов» в России. «Мы сфокусировали свои усилия в трех направлениях: дизайн упаковки, сбор эквивалента упаковки с рынка и создание партнерств для совместного решения проблем, связанных с образованием и утилизацией отходов, — рассказала руководитель проектов в области устойчивого развития компании Coca Cola HBC Russia Вера Подстрелова. — Примером нашей работы в последнем направлении является проект «Разделяй с нами», который охватывает 55 городов в России. Он состоит из двух взаимодополняющих частей: инфраструктурной и просветительской. Это позволяет его участникам не только получать необходимые знания, чтобы начать раздельный сбор отходов, но и трансформировать эти знания в конкретные навыки и привычки».
За время реализации проекта «Разделяй с нами» с 2016 года уже более 2,7 млн школьников и 70 тыс. студентов приняли участие в его образовательных инициативах, компании удалось собрать и отправить на переработку более 90 тыс. тонн отходов упаковки.
В дальнейшем число проектов и вовлеченных в их реализацию людей и компаний будет только расти, уверены участники дискуссии. Фокус внимания при этом будет смещаться в сторону продукта и ответственности потребителей. Бизнес уже видит преимущества ESG-подхода, но без понимания ответственности каждого прогресс невозможен.
Деловая программа проекта «Будь с городом!», посвященная теме «Устойчивое развитие и тренд на экологичность», прошла 27 августа в отеле «Санкт-Петербург». Партнерами деловой программы фестиваля выступили аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России, Национальный совет по корпоративному волонтерству в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, деловое издание «Эксперт Северо-Запад» и научно-популярное географическое издание «National Geographic Россия».
В дискуссии приняли участие представители бизнес-сообщества: компания «Лента», ИКЕА Парнас, Coca Cola HBC Russia, Леруа Мерлен Восток, руководство некоммерческого фонда «Без рек как без рук», а также Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.