Анна Панова: «За падением будет всплеск, который компенсирует потери»
Материалы выпуска
Баланс в эпоху перемен Решения Стратегия осторожного оптимизма Экспертиза Анна Панова: «За падением будет всплеск, который компенсирует потери» Пресс-релизы «Для развития туристического рынка интересен именно формат апарт-отелей» Экспертиза
Пресс-релизы Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Анна Панова: «За падением будет всплеск, который компенсирует потери»

Генеральный директор PSK INVEST Анна Панова - о перспективах туристического сезона и последствиях изменения юридического статуса апартаментов.

«Даже в условиях пандемии 2020 года наблюдался достаточно высокий спрос на краткосрочное размещение в апарт-отелях. После снятия ограничений российские туристы поддерживали спрос на апартаменты в Петербурге. В 2021-2022 годах мы также будем наблюдать усиление краткосрочного спроса.

Если границы откроются в ближайшее время, то первый сезон будет достаточно прибыльным и перекроет часть текущей низкой загрузки. Если же границы не откроются в этот сезон, то мы увидим приток российских туристов. А в среднесрочной перспективе за падением на туристическом рынке будет всплеск, отложенный спрос, который немного компенсирует потери.

Обычно в Петербурге наблюдается большой спрос со стороны туристов из Азии, но пока мы не можем спрогнозировать зарубежный спрос. Зато можем работать с локальной загрузкой. Например, два отеля из нашей сети «Авенир» [от фр. avenir — ближайшее будущее] располагаются в Кировском районе. Большой приток спроса мы ожидаем здесь со стороны порта. Этот район совершенно не покрыт ни апарт-отелями, ни гостиницами, а спрос со стороны порта и логистических компаний достаточно высок. Поэтому мы рассчитываем на хорошую краткосрочную и долгосрочную загрузку этих объектов.

Несмотря на временное снижение турпотока, апартаменты имеют высокую поддержку со стороны инвесторов. В пандемию востребованность такого инструмента сохранилась. Мы увидели увеличение спроса на примере нашего проекта «Старт», за год цены выросли на 40%. В целом по рынку, цены на сервисные апартаменты за год подросли на 30%, несервисные — примерно на 20%. Если же говорить об общей статистике по сегменту, то поглощение рынком идет уже на стабильном уровне, предложение сокращается. То есть нам нужно выводить больше продуктов, чтобы спрос был удовлетворен на том же уровне. Поэтому мы приняли решение о пополнении портфеля компании сразу тремя новыми объектами в рамках сети «Авенир».

До конца июля Кабинет министров собирается подготовить предложения по уточнению статуса апартаментов. Правительство заявило о планах принять закон о возможности постоянной регистрации в апартаментах к концу 2021 года. В контексте макроэкономической ситуации, если имеющиеся апартаменты и все планируемые объекты на региональных рынках будут переводиться в формат отелей, то это будет сложно окупить с точки зрения девелопмента, да и региональным рынкам такой объем гостиниц просто не нужен.

В новейшей истории уже есть прецедент перепроизводства отелей. Это рынок Казани, который к Универсиаде построил много брендовых отелей. Загрузка после проведения мероприятия снизилась, международные сети начали оттуда уходить. Никакой региональный рынок не будет рад перепроизводству гостиничных объектов. Формат же апарт-отелей — готовое для них решение.

Петербург в этом смысле показателен, он может задать тон другим регионам. Гостиничная инфраструктура всегда сталкивается с проблемой высокой сезонности, когда период высокой загрузки сменяется спадом. В Петербурге пик сезона летом, а зимой номерной фонд не загружен. И в такой ситуации переводить апартаменты в статус отелей будет неправильно. Как показала пандемия, гостиницы менее гибки. Они столкнулись с кризисными явлениями и показали себя менее успешно, чем апарт-отели. Именно комбинированный формат наиболее устойчив в кризис для любого регионального рынка: в самом формате заложено переключение между сегментами. В зимний период это долгосрочные программы, а в период наибольшего спроса — краткосрочные. Так что любой региональный рынок с точки зрения гостиничного продукта лучше развивать через сегмент апарт-отелей. Именно поэтому, с точки зрения законодательства, стоит брать за основу опыт Петербурга и законодательно утверждать статус апартаментов по опыту сервисных апартаментов Северной столицы».