«На биржу вышли даже консервативные клиенты»
Материалы выпуска
Комплексный подход: private banking пополняется новыми сервисами Решения Юрий Бабин: «Клиент private banking осторожен, но любопытен» Экспертиза «На биржу вышли даже консервативные клиенты» Экспертиза Финансовый советник – стратег широкого профиля Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«На биржу вышли даже консервативные клиенты»

Директор СберПервый Северо-Западного банка Сбербанка Антон Давыденко Антон Давыденко — о новых трендах на рынке private banking в условиях пандемии.

«Пандемия оказала большое влияние на рынок private banking и на поведение клиентов. Прежде всего, ускорилось развитие цифровых платформ в ответ на усилившийся запрос клиентов на дистанционное обслуживание. В итоге прошлый год заставил банки, и Сбер в том числе, пересмотреть политику в части обслуживания привилегированных клиентов в цифровых каналах. И если раньше для банка был приемлем только личный контакт с VIP-клиентом, то в 2020 году многие финансовые организации перешли на онлайн-взаимодействие. Обычным явлением стали консультации по видеосвязи. Цифровые каналы затронули не только банковские операции, но и брокерские, и страхование. Сейчас почти любую операцию можно совершить, не выходя из дома.

Еще одна тенденция прошлого года — возросший спрос на инвестиционные продукты. В 2020 существенно понизились процентные ставки на традиционные вклады, и инвесторы стали искать более доходные инструменты как в рублях, так и в валюте. В результате прошлый год показал пик открытия брокерских счетов. На биржевой рынок вышли даже консервативные инвесторы. Также увеличился спрос на более рискованные высокодоходные инструменты.

Снижение ставок по депозитам привело к смене стратегий. Если раньше денежные средства были в основном на счетах: одно-, двух— и трехлетних, — то сейчас клиенты чаще выбирают более долгосрочные инструменты, но с более высокой доходностью. В частности, в 2020 году был большой спрос на инвестиционные облигации Сбербанка. Мы, со своей стороны, предлагали большое количество базовых активов для наших клиентов. Хороший толчок для развития получили продукты управляющей компании «Сбер Управление Активами». На рынок вышли новые продукты, в том числе хедж-фонд в валюте с достаточно хорошей доходностью. Вырос спрос на доверительное управление, когда клиент не сам управляет своими денежными средствами, а передает свои средства профессионалам.

Отмечу также достаточно высокий спрос на уже зарекомендовавший себя инвестиционный продукт Сбера — фонды недвижимости (ЗПИФ), которые, несмотря на снижение процентных ставок, позволяют клиенту зарабатывать до 10% годовых в рублях. Сбер стал инвестировать в объекты коммерческой недвижимости достаточно давно. В прошлом году, например, Сбер приобрел большой логистический центр в Подмосковье, который принадлежит компании «ВкусВилл», и каждый из клиентов мог почувствовать себя собственником такого большого объекта и получать доход. Рост спроса на ЗПИФ в 2020 году позволил выходить и на мировые рынки недвижимости.

Кроме того, 2020 год ознаменовался существенным изменением котировок драгоценных металлов. И в прошлом году инвесторы стали больше внимания уделять физическому золоту как тихой гавани, в которой можно переждать кризис. Если раньше это были обезличенные металлические счета, то в прошлом году мы наблюдали большой спрос на инвестиционные золотые монеты. Основной инвестиционной золотой монетой ЦБ является «Георгий Победоносец».

Отдельно хочется отметить, что пандемия оказала большое влияние на формирование сообществ. Банки не первый год развивают свои внутренние закрытые клубы, для того чтобы знакомить клиентов друг с другом, помогать искать партнеров по бизнесу и давать возможность для общения. В 2020 году возможность личного общения была существенно ограничена, но Сбер приложил все усилия, чтобы сохранить достигнутый уровень неформального контакта. Уже более 2 лет развивается «Клуб Первых» — сообщество предпринимателей, которое существует под брендом СберПервый. В прошлом году встречи участников клуба продолжались, в том числе, в дистанционном формате, появился формат «Академии Первых», куда приглашаются интересные спикеры и известные бизнесмены. В условиях закрытых границ, ограниченных возможностей финансирования бизнеса крайне важно найти достойного партнера, и это можно сделать в нашем клубе.

В 2021 году развитие рынка услуг private banking будет зависеть от политики ЦБ, снижения и повышения ключевой ставки и курса рубля. Инвесторы начинают искать более интересные продукты, в том числе в валюте, поэтому развитие новых инструментов продолжится. Рынок Петербурга имеет свою специфику: в отличие от Москвы инвесторы здесь более консервативны, поэтому они ищут меньшую доходность при минимальном уровне риска».