«Мы планируем связать единой цифровой архитектурой все бизнес-процессы»
Материалы выпуска
Частная медицина пошла на поправку Рынок «Медицинский бизнес будет на хорошем подъеме еще как минимум полгода» Экспертиза «Меры государства по поддержке бизнеса были беспрецедентными» Экспертиза «Мы планируем связать единой цифровой архитектурой все бизнес-процессы» Экспертиза Первый после Сочи: как реализуется мегапроект в Кронштадте Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Мы планируем связать единой цифровой архитектурой все бизнес-процессы»

Президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина — о новых вызовах и основных задачах пандемийного года для строительной отрасли России.

Пандемия оказала значительное влияние на рынок недвижимости и строительную отрасль. О том, как изменились бизнес-процессы, какие технологии являются наиболее перспективными и как реагируют на новые вызовы девелоперы — в интервью РБК+ рассказал президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина.

— В чем, на ваш взгляд, главные итоги пандемийного года для строительной отрасли?

— Пандемия 2020 года поставила перед строительным комплексом целый ряд непростых вызовов: закрытие строек и офисов, серьезное падение спроса на пике ограничений, разрыв логистических цепочек, отток рабочей силы, рост себестоимости. Но отрасль выстояла, а по итогам года даже демонстрирует рост. Пожалуй, именно это можно назвать главным итогом и основным нашим достижением в уходящем году.

«Отрасль выстояла, а по итогам года даже демонстрирует рост. Пожалуй, именно это можно назвать главным итогом и основным нашим достижением в уходящем году».

— В чем проявилось основное негативное влияние пандемии и каким будет ее отложенный негативный эффект?

— Закрытие границ показало явную зависимость строительного сектора от иностранной рабочей силы. Отток мигрантов со строек составил порядка 50%, что, естественно, спровоцировало дефицит на рынке качественного генподряда. Теперь очевидно, что закрывать образовавшуюся кадровую брешь мигрантами — не самое перспективное занятие. Нужно вернуть на стройки граждан России, возрождать школу профессиональной подготовки строительных кадров. Мы, например, активно сотрудничаем в этом направлении с Государственным архитектурно-строительным университетом в Санкт-Петербурге, а в ноябре этого года подписали аналогичное соглашение с Московским государственным строительным университетом.

— Как вы оцениваете вклад пандемии в технологический сдвиг? Какие решения этого периода наиболее перспективны?

— Пандемия стала катализатором стремительной разработки и внедрения новых цифровых инструментов как во взаимодействиях с клиентами, так и в реализации девелоперских проектов.

Еще до пандемии мы активно инвестировали в инфраструктуру онлайн-продаж, которая хорошо себя показала в период действия ограничительных мер в Москве и Санкт-Петербурге. А технологии BIM (информационное моделирование зданий), которые мы развиваем с 2012 года, позволяют нам оцифровать и перевести в удаленный формат многие процессы на строительных площадках, что также было особенно актуально во время карантинных ограничений. Участники проекта, благодаря возможности обмена проектными данными в едином информационном пространстве, даже не посещая стройплощадку, могут сделать выводы о динамике работ и принимать необходимые управленческие решения.

Лидерство Группы «Эталон» в сфере BIM помогло нам в этом году первыми в России пройти госэкспертизу и получить положительное заключение для детского сада в Санкт-Петербурге полностью в цифровом формате. В перспективе мы планируем связать единой цифровой архитектурой все процессы нашего бизнеса: от покупки участка под застройку до развития сервисной инфраструктуры для жителей.

«В перспективе мы планируем связать единой цифровой архитектурой все процессы нашего бизнеса: от покупки участка под застройку до развития сервисной инфраструктуры для жителей».

— Как изменились планы компании по выводу новых объектов на рынок? Каковы планы на 2021 год?

— В ноябре этого года мы открыли продажи в новом проекте под брендом «Счастье» — в клубном доме «Счастье на Семеновской» на востоке Москвы. В 2021 году планируем вывести на рынок первую очередь застройки территории ЗИЛ-Юг — нашего самого масштабного проекта.

Наша стратегическая цель до 2024 года — удвоение размера нашего портфеля до более чем 6 млн м2. Компенсация дефицита в Санкт-Петербурге и последующее регулярное его пополнение позволит сделать наш портфель в Москве и Санкт-Петербурге более сбалансированным и обеспечит дальнейшее усиление наших позиций. С точки зрения размеров проектов в портфеле оптимальным вариантом мы считаем сохранение текущей структуры, когда в Москве и Санкт-Петербурге у нас есть по одному якорному проекту площадью около 1 млн м2, а также 5-6 проектов среднего размера и до 10 проектов точечной застройки, обеспечивающих диверсификацию предложения.

— Как оцениваете результаты работы компании в этом году?

— Несмотря на сложное начало года, по итогам 10 месяцев нам удалось выполнить наш оптимистичный прогноз продаж на 2020 год на 86-89%. Текущая ситуация на рынке позволяет нам с уверенностью говорить, что по итогам года мы даже перевыполним план и вплотную приблизимся к рекордным показателям прошлого года.

— За счет чего это стало возможно?

— Нашим рецептом успеха стала вертикальная интеграция бизнеса: от проектного института до эксплуатирующей организации, диверсифицированный портфель проектов: от комфорта до премиума, что позволяет эффективно управлять продажами, а также профессиональная управленческая команда.

События последнего года на рынке заставили девелоперов переосмыслить подходы к ведению бизнеса и отношение к продукту. Для повышения эффективности необходимо трансформировать жилые квадратные метры из товара, который слабо защищен от негативного воздействия внешних факторов, в услугу с максимально долгим жизненным циклом. В домах, построенных нашей компанией, сегодня проживает более 250 тыс. человек, и ежегодно эта абонентская база увеличивается на 10-15 тыс. жителей.

«События последнего года на рынке заставили девелоперов переосмыслить подходы к ведению бизнеса и отношение к продукту».

Наша стратегия — в расширении спектра востребованных B2C услуг для наших клиентов в сотрудничестве с надежными партнерами и на этапе покупки жилья, и после заселения в новые дома. Это будет способствовать повышению лояльности наших покупателей и увеличению доходов компании.