90% европейских компаний, работающих в Ленобласти, заявили, что пострадали от пандемии коронавируса. Однако 85% резидентов готовы продолжить вкладываться в эту территорию. На ежегодной встрече членов Ассоциации европейского бизнеса с инвестиционной командой правительства Ленобласти, которая прошла под общей темой «Регион устойчивого роста», предприниматели обсудили, как переживают кризис и почему не готовы уходить из региона.
Помощь по прописке
Сейчас в Ленобласть инвестируют более 20 членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), среди них Caterpillar, IKEA, Knauf, Siemens, YIT и другие. Кроме того, Ассоциация находится в постоянном контакте и с другими компаниями, которые работают здесь. Генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг подчеркивает: неопределенность будущего была самым серьезным негативным фактором коронавирусной весны 2020 года. АЕБ проводила опросы и сразу смогла констатировать: 90% компаний пострадали от пандемии, лишь 12% сочли, что имеют право на господдержку, только 7% попробовали ее получить. Удалось ее добиться только 4%.
«У нас было глубокое убеждение, что паспорт не играет роли: рабочие места, созданные иностранными инвесторами, не меньше нуждаются в поддержке, чем те рабочие места, что были созданы отечественными предпринимателями», — говорит Тадзио Шиллинг.
О сокращении выручки в 2020 году сообщили 40% предприятий, входящих в Ассоциацию, еще 30% предпочли не комментировать тему. При этом 70% респондентов не обращались за льготами к государству — чаще всего они просто не подпадали под критерии, хотя те, кто мог, с готовностью списывали кредиты на оборотные средства, чтобы сохранить сотрудников.
Кроме того, в пандемию остро встал вопрос разрешений на въезд высокоспециализированных кадров и специалистов техобслуживания, отметил Шиллинг, что поставило под угрозу непрерывность деятельности многих иностранных предприятий в России. «АЕБ оперативно реагировало на такие запросы со стороны членов, и в большинстве случаев мы находили поддержку властей по данному вопросу», — отмечает он.
Тенденция — оптимизм
Одним из ключевых событий экономики и бизнеса в 2020 году, по словам управляющей по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Елены Кияновой, стал Балтийский региональный инвестиционный форум (БРИФ). «На мой взгляд БРИФ-2020 тематически и эмоционально разделил наши активности на те, что направлены на сохранение экономики в условиях пандемии и те, которые способствуют устойчивому развитию нашего региона в будущем. На Форуме наша компания подписала соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с Правительством Ленинградской области о дальнейшей реализации инвестиционного проекта по развитию инновационного производства в России», — говорит Киянова.
Речь идет о производстве инновационной продукции с пониженным риском, запущенном на «Филип Моррис Ижора» в 2018 году. Фабрика стала одним из шести производственных центров ФМИ в мире, которые полностью или частично перешли на производство бездымной табачной продукции. Общий объем инвестиций в локализацию производства никотинсодержащей продукции с пониженным риском в России составляет более 20 млрд рублей. «До 2018 года табачные стики для IQOS импортировались в Россию из Италии. Локальное производство позволяет полностью удовлетворять потребности российского рынка, а также обеспечивать экспорт инновационной продукции в другие страны, такие как Армения, Белоруссия, Казахстан и Сербия, тем самым усиливая экспортный потенциал Ленинградской области. На сегодняшний день процент экспорта инновационной продукции с пониженным риском уже составляет 17,5% от общего объема производства табачных стиков», — отметила Елена Киянова.
«Понимая значимость включения региональных компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости, наша деятельность в России и Ленинградской области сопряжена с развитием обширной сети локальных партнеров. В 2019 году доля местных поставщиков в общем объеме закупок достигла 62%, а их общее число превысило 1 100, что сравнимо с показателями в странах Евросоюза. Важно отметить, что мы ведем бизнес только с теми компаниями, которые разделяют наши стандарты законности и добросовестности, а также приверженность принципам устойчивого развития», — добавила Елена Киянова.
В целом взгляд на будущее среди европейских резидентов Ленобласти скорее оптимистичный. Об этом свидетельствуют результаты ежегодной оценки инвестклимата Ленобласти, которую проводит АЕБ вместе с региональной администрацией уже в пятый раз. Динамику инвестклимата в 2020 году компании в основном оценили нейтрально или положительно, что уже говорит о многом, отмечает председатель Северо-Западного регионального комитета АЕБ Антон Рассадин. «Никто из опрошенных компаний не говорит о том, что инвестклимат в Ленобласти ухудшается хотя бы в какой-то степени», — сказал он.
Общая позитивная оценка тенденции инвестклимата в Ленобласти увеличилась на 25%. Так, 65% респондентов в этот раз хорошо оценили инвестклимат 47 региона, а 15% — отлично. Вариант «скорее плохо» выбрали только 5% опрошенных в отличие от 10% в 2019 году.
Компании отметили открытый диалог бизнеса с региональными властями, что стало особенно ценно в период пандемии, конструктивный подход к решению вопросов, большое количество инструментов поддержки бизнеса и крупные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры. В чем-то пандемия даже помогла — ускорилась цифровизация процесса, упростился документооборот. За информацией инвесторы на 30% чаще стали обращаться к официальным каналам связи: 70% респондентов получают сведения об инвестклимате и инвестировании через Агентство экономического развития Ленобласти.
Инвестор в центре
Доля компаний, которые планируют продолжать инвестировать в регион, выросла по сравнению с прошлым годом на 5% — до 85%. «Мы также видим это по динамике роста проектов на сопровождении», — отметила директор Агентства экономического развития Ленобласти Анастасия Михальченко. По ее словам, Агентство как «единое окно» по взаимодействию с инвесторами ведет уже более 335 проектов, 50 из которых — с иностранным капиталом, в 2020 году было заключено 40 новых соглашений на сопровождение.
«Мы с большой благодарностью отмечаем поддержку со стороны региональных органов власти, без которой нынешний успех по реализации масштабного инвестиционного проекта компании [инвестиционный проект по локализации производства инновационной продукции с пониженным риском в Ленинградской области на фабрике «Филип Моррис Ижора» в 2018-2021 годах – ред.] был бы невозможен, включая эффективное сопровождение по принципу «единого окна» Агентством экономического развития Ленинградской области», — отметила Елена Киянова.
Власти региона продолжают упрощать и совершенствовать механизмы взаимодействия. «Мы начали с этого года внедрять новые подходы в работе с инвесторами. Сейчас мы выстраиваем систему поддержки «360°». В центре находится инвестор, которому региональные институты развития оказывают комплексное содействие. Обращаясь в агентство, компании получат широкий спектр услуг на безвозмездной основе и точную навигацию по услугам институтов развития», — говорит Анастасия Михальченко. Ожидается, что так единая точка входа для инвесторов станет эффективнее за счет точной маршрутизации за нужными мерами поддержки и сопровождении инвестора на всем пути.
«Например, при недостаточном финансировании или его отсутствии, агентство направляет инвестора в Фонд поддержки предпринимательства, в региональный Центр «Мой бизнес», где предприниматель сможет получить финансовую поддержку — кредитные, гарантийные, лизинговые услуги, займы на внедрение передовых технологий, экспорт и импортозамещение», — объясняет она.
Также менеджеры агентства готовы проконсультировать инвестора, содействовать в переводе земли, подобрать налоговые льготы, помочь подобрать и приобрести инвестплощадку, запустить производство и рассказать о потенциальных местных партнерах. «У инвесторов есть запрос на комплексную поддержку, в том числе по выводу на экспорт и помощь с кооперационными связями», — отмечает Анастасия Михальченко.
Кроме того, в 2020 году в Ленобласти появился целый ряд новых механизмов стимулирования инвестиций. Так, начал действовать закон о региональном инвестпроекте: он предполагает снижение до 10% налога на прибыль в региональной части и обнуления его в федеральной части, как и обнуление налога на имущество. Закон о Региональном инвестиционном проекте стимулирует создание новых промышленных предприятий и расширение действующих. Чтобы поучаствовать, в новое производство в регионе нужно вложить от 50 до 500 млн рублей в течение трех лет либо свыше 500 млн рублей в течение пяти лет. Как сообщил первый замглавы комитета экономического развития и инвестиционный деятельности Ленобласти Егор Мищеряков, уже подано девять заявок от инвесторов на включение в реестр РИП региона (это нужно сделать до начала вложений), еще несколько — на подходе. Был принят также закон об инвестиционном налоговом вычете, который призван обеспечить ускорение темпов модернизации действующих производителей за счет возможности уменьшить сумму налога на прибыль организаций на часть инвестиционных расходов. Продолжает действовать льгота по 113-ОЗ. Также инвесторы, которые реализуют новые проекты в регионе, могут заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном уровне, а с апреля 2021 года — на региональном уровне.
«Наша экономика постепенно восстанавливается. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но цифры говорят, что мы неумолимо движемся к показателям 2019 года. Мы уже, например, по обрабатывающим производствам вышли в плюс по итогам десяти месяцев и надеемся, что в целом по индексу промышленного производства мы, если не повторим, хотя бы максимально приблизимся, что в условиях 2020 года будет успехом», — сказал Егор Мищеряков. «Оптимизм сохраняется, несмотря на пандемию и экономические проблемы», — согласен Антон Рассадин.
Одна лодка
Оценка системы предоставления льгот выглядит несколько пессимистичней. Показатель составил 9%. «Снижение положительных ответов по льготам связано не с тем, что инвесторы уходят из Ленобласти, а с тем, что большое число проектов длятся уже достаточно давно и период их льготирования постепенно заканчивается, в то время как, конечно, существуют определенные проблемы с привлечением новых европейских инвесторов. Это очевидные проблемы — опрос делался на материалах 2020 года, когда и границы оказались закрыты, и проекты заморожены», — пояснил Антон Рассадин.
Для тех 15% европейских инвесторов, что отказались от дальнейших вложений, основные причины оказались не слишком связаны с политикой конкретного региона: инвесторы называли большие риски ведения бизнеса в России в целом, непредсказуемость законодательных инициатив и сложности общения с надзорными органами. Тем не менее, согласно результатам опроса, положительные изменения отмечаются в части общения с монополистами, например, в сроках технологических подключений. Так, в 2020 году половина опрошенных компаний подключились к сетям в течение 3-6 месяцев, этот показатель вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. Еще у 25% на подключение ушло от 6 месяцев до 1 года.
Для восстановления экономики, как считают европейские резиденты, необходимо активное стимулирование потребительского спроса, в том числе через госзаказы и меры поддержки населения, и улучшение экспортных возможностей и цифрового потенциала региона. «Мы все находимся в одной лодке. Этот кризис — мировой, он ставит и российский, и европейский бизнес перед почти одинаковыми вызовами, и я глубоко убежден, что только совместно, помогая друг другу, мы сможем эффективно и быстро преодолеть его последствия», — говорит Тадзио Шиллинг.
Егор Мищеряков также отмечает, что инвестиционный блок правительства Ленобласти готовит новые инициативы. Так, вместе с Минэкономразвития сейчас прорабатывается создание особой экономической портовой зоны в Приморске, напомнил он, а также территории опережающего развития в Кингисеппском районе.