По итогам первого полугодия российский рынок лизинга в большей мере поддерживали розничные сегменты, в основном спецтехника и автотранспорт. При этом автолизинг осенью этого года получил дополнительный стимул для развития в виде программы от Минпромторга РФ «Доступная аренда». Она также станет драйвером для развивающегося в отрасли продукта — операционной аренды. О перспективах новой услуги, особенностях, а также о том, как именно государство поддержит ее субсидиями и расширит аудиторию продукта, РБК+ рассказала руководитель направления операционной аренды и технического обслуживания автопарка ООО «Балтийский лизинг» Наталья Кожемякина.
— Можно сразу пояснить, в чем суть операционной аренды?
— Операционная аренда — это инструмент, который помогает компаниям оптимизировать затраты на автопарк, сократить расходы при приобретении новых автомобилей, а также исключить риски остаточной стоимости и затрат на ремонт в период эксплуатации транспортного средства. Сейчас государство решило поддержать развитие этого направления и запустило программу субсидирования «Доступная аренда», в рамках которой клиентам, оформляющим сделки на авто российского производства, предоставляется скидка до 25%. Провайдерами новой меры господдержки стали лизинговые компании, которые были подключены к основной программе субсидирования колесной техники Минпромторга РФ, поскольку «Доступная аренда» является ее частью.
— Интерес в каких клиентских сегментах программа простимулирует в первую очередь?
— Мы ожидаем роста количества заявок на операционную аренду за счет этой программы. Она рассчитана на неплательщиков НДС — прежде всего индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые ранее операционную аренду не рассматривали из-за специфики налогообложения. Обычно продуктом пользуются крупные компании (преимущественно западные, поскольку он пришел оттуда, и для них это более привычно), а также организации, у которых крупные парки автомобилей.
— Есть ли у вас уже сделки в рамках программы Минпромторга? С какими сложностями столкнулись?
— В обсуждении условий программы мы принимали участие еще с этапа ее разработки, поэтому к моменту фактического старта в сентябре были полностью готовы — первые сделки у нас прошли 18 сентября. Сложность продукта в том, что он требует внутренней инфраструктуры: с одной стороны — готовность компании управлять автопарком, переданным в аренду, а значит иметь профильные подразделения, которые занимаются организацией обслуживания автомобилей — от приобретения и установки телеметрии до организации прохождения сервисных ТО и прочих операций; с другой стороны — готовность работать с сегментом физических лиц — а это наличие соответствующих методик оценки, форм договоров и пр. Все это у нас было готово: первая «опытная эксплуатация» продукта для физических лиц у нас была еще в 2015 году, и примерно столько же мы планомерно развиваем полносервисный продукт операционной аренды. Поэтому к программе подключились без ограничения по клиентским сегментам, в том числе, конечно, и парковые сделки по финансовому лизингу.
— Вы упомянули, что рассчитываете на существенный прирост клиентов, оформляющих договоры операционной аренды, за счет чего?
— Во-первых, потому что в рамках «Доступной аренды» предлагается максимальный за все время действия программ поддержки в транспортном сегменте размер субсидии — 25%. Он компенсирует все — и особенности налогообложения арендаторов — неплательщиков НДС, и существенную часть эксплуатационных расходов на автомобили. Во-вторых, за счет расширения целевой аудитории, — опять же благодаря программе. И, в-третьих, за счет самого продукта, он несет в себе меньше рисков для клиента, что особенно важно в сегодняшней ситуации, а мы видим, что в текущем году она непредсказуема. Например, клиент, взявший авто в операционную аренду, может досрочно расторгнуть договор и вернуть авто в лизинговую компанию.
— Как долго будет действовать программа «Доступная аренда»?
— Официальный срок завершения программы — 30 ноября. Декабрь отводится на подготовку лизинговыми компаниями документов на получение субсидии, на проверку на стороне Минпромторга России и перечисление средств. При этом есть все основания считать, что программа будет возобновлена в 2021 году.
— Сколько составляет средний срок договора операционной аренды?
— Средний срок сделки — 2-3 года. Он является оптимальным с точки зрения ежемесячной финансовой нагрузки, учитывая год выпуска авто, заявленного пробега и количества сервисных услуг, которые включены в договор.
— Какие обязательные условия и услуги включены в договор операционной аренды?
— Мы обязательно фиксируем пробег, но не ограничиваем клиента, нужный лимит он устанавливает самостоятельно. Транспортное средство регистрируется на лизинговую компанию и находится на нашем балансе, мы же являемся плательщиком транспортного налога. В договор включены минимально необходимое страховое покрытие — ОСАГО и КАСКО. При желании клиент может расширить перечень страховых опций и территорию действия страхового покрытия. В договоре также прописано минимальное количество плановых ТО в соответствии с гарантийными требованиями производителя и заявленного клиентом пробега. На все автомобили, передаваемые клиенту в рамках договоров операционной аренды, мы устанавливаем телематическое оборудование — это тоже требование программы. В то же время клиенту предоставляется доступ в личный кабинет, где с помощью телематики он может отслеживать достаточно широкий спектр эксплуатационных параметров. Когда подходит время очередного планового ТО, клиента записывают на удобное для него время, все максимально гибко, главное, чтобы соблюдались сроки в соответствии с требованиями гарантийного обслуживания. Дополнительно в договор по желанию клиента могут быть включены замена изношенных деталей, сменные комплекты резины или колес в сборе, хранение шин, сезонный шиномонтаж, в том числе и мобильный (когда представитель сервисной компании приезжает и меняет колеса там, где вам удобно), мойка автомобиля и его хранение, платные парковки. Все зависит от потребностей конкретного клиента.
— Вы упомянули платные парковки. Есть какие-то особые опции, востребованные у клиентов из разных регионов?
— Платные стоянки в основном пользуются спросом в Москве. В Петербурге парковки не в таком режиме функционируют, так что и услуга не очень востребована, во всяком случае пока.
— Сколько в среднем составляет экономия от использования продукта?
— Преимущество использования продукта формируется двумя составляющими — финансовой и сервисной. Если при сопоставлении финансовых продуктов, позволяющих приобрести автотранспорт, будь то кредит, финансовый лизинг или операционная аренда, сравнивать сопоставимые вещи, то есть всю совокупность затрат на приобретение и эксплуатацию автомобиля, то неоспоримым преимуществом аренды является то, что клиент не выплачивает остаточную стоимость, чтобы потом попытаться вернуть ее через продажу автомобиля, а значит не отвлекает средства из оборота, дополнительно не кредитуется, не изыскивает средства для единовременной оплаты страховок, ТО и пр. — все расходы в одном платеже. Сервисная составляющая — это поддержка лизинговой компании на всех этапах эксплуатации — от своевременного оформления и продления страховок до контроля пробегов, записи на станцию техобслуживания для выполнения регламентных работ и пр. В конце концов, время — невосполнимый ресурс, и если ваш бизнес напрямую не связан с автотранспортом, то не стоит тратить его на непрофильную деятельность, лучше сконцентрироваться на своих основных компетенциях.
— Насколько сегодня вообще сильна конкуренция на рынке операционного лизинга в России?
— Продуктом пользуются в основном иностранные компании, мы же, тиражируя его, набирая людей, делаем акцент на охват крупных российских предприятий. Те наши прямые конкуренты, западные компании, которые в принципе привели на рынок продукт операционной аренды, практически не охватывают российский сегмент, они работают преимущественно с иностранными организациями. С российскими предприятиями в части операционной аренды работают только несколько отечественных игроков, и мы среди них.
Честно говоря, это непросто, во многом напоминает 90-е годы, когда надо было донести до людей, что такое лизинг. Тогда никто не понимал, зачем это нужно, если можно взять кредит. Сейчас история повторяется: да, есть кредит, есть лизинг, а есть операционная аренда, и это совсем другой продукт. У него весомые преимущества, но продвигая такой формат сделок, нам все еще приходится бороться на уровне менталитета, объяснять, что эксплуатация авто с набором услуг гораздо выгоднее и удобнее приобретения в собственность. Радует, что заинтересованность растет, и если сначала это была локальная история, характерная только для центральной России, то сейчас можно говорить об охвате городов по всей стране: Поволжье, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Астрахань, Братск, также у нас уже есть автомобили, переданные российским компаниям, но которые эксплуатируются в странах СНГ.
— Как меняется число сделок, заключенных онлайн?
— Количество сделок онлайн ощутимо растет. Из постоянных клиентов у нас осталось только три компании, которые настаивают на подписании документов офлайн. Большинство же повторных клиентов новые договоры подписывают уже в электронном формате. Поставщики автомобилей, а в большинстве своем это Москва и Санкт-Петербург, все подписывают в системе электронного документооборота. Поэтому доля онлайн-сделок растет в геометрической прогрессии. Офлайн остается часть ИП и клиентов, оформивших договор по программе «Доступная аренда», поскольку не у всех есть возможность и доступ к электронному подписанию.
— Какие еще услуги могут появиться в ближайшее время?
— Мы активно развиваем сервисную составляющую нашего продукта, например, как я уже говорила ранее, список дополнительных услуг пополнил мобильный шиномонтаж, сейчас у нас в проработке еще одна опция — доставка автомобиля до сервиса. Акцент делаем на новые технологии — смотрим на информационные продукты, которые позволяют автоматизировать бизнес-процесс и предоставить клиентам дополнительные возможности, например, самостоятельной записи на ТО или использования прочих сервисов. Это, в конечном счете, позволит оптимизировать и бюджеты наших сделок — выгода, которую мы транслируем нашим клиентам.