Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Бренд, интернет и клоны: как защитить репутацию компании в Сети

Бренд, интернет и клоны: как защитить репутацию компании в Сети
На вебинаре РБК Петербург юристы рассказали, как защититься от появляющихся в сети компаний-клонов и как самому случайно не нарушить чьи-либо авторские права.

С ростом присутствия бизнеса в онлайне компании все больше подвергаются риску незаконного использования своего товарного знака или наименования. Только за минувший год число исковых заявлений по интеллектуальным правам выросло на 18%. При этом размер компенсации за неправомерное использование чужого товарного знака может достигать 5 млн руб.

На вебинаре РБК Петербург юристы с обширной судебной практикой в разрешении подобных споров — Мария Стригалева, руководитель юридической и налоговой практики BLCONS GROUP и Ирина Ахмедова, руководитель практики интеллектуальной собственности и персональных данных юридической фирмы «Клифф» — рассказали, как защититься от появляющихся в сети компаний-клонов, как оформить исключительное право на уникальный интерфейс сайта и как самому случайно не нарушить чьи-либо авторские права.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ

— Какие угрозы для бизнеса со стороны конкурентов есть в Сети сегодня?

Мария Стригалева: Из-за того, что бизнес переходит в онлайн, растет число угроз, которым сегодня подвергаются бренды компаний в сети. Речь идет не только о недобросовестной конкуренции, но и о преступлениях — мошеннических действиях, вымогательстве. Если говорить о недобросовестной конкуренции, то самая распространенная угроза — использование чужих средств индивидуализации — товарного знака, фирменного наименования.

Мария Стригалева
Мария Стригалева

— Как компания должна реагировать, если кто-то незаконно использует ее средства индивидуализации?

М. С.: Основной способ в дальнейшем противостоять подобным нарушениям — нотариальный осмотр страниц. То есть фиксирование у нотариуса факта нарушения. Нотариус осматривает страницы и заверяет скриншоты в установленном порядке.

Если стоит вопрос о защите деловой репутации, компании надо зафиксировать, что сведения, которые распространены в Сети, во-первых, были недействительны в тот момент, о котором идет речь; во-вторых, что они порочат деловую репутацию. Несмотря на то, что обязанность доказывать эти факты лежит на ответчике, судебный процесс — состязательное мероприятие. Если вы заявляете требование об удалении такой информации, вам нужно подтвердить, что эта информация не соответствует действительности.

— Как доказать, что конкурент использует товарный знак или фирменное наименование схожее с моей компании до степени смешения? Есть ли какие-то четкие критерии?

М. С.: Тут даже экспертизы не всегда помогают. Рассмотрим одно из последних дел, когда известный шоумен Павел Воля судился с концерном Volkswagen. Автомобильная компания предъявила претензии к регистрации товарного знака Павла Воли на бренд одежды, представив в том числе результаты проведенной экспертизы. Логотип шоумена состоял из букв V и W, и Volkswagen доказывал, что этот знак до степени смешения похож на его собственный. И поскольку у Volkswagen тоже есть линейка одежды, была вероятность, что суд встанет на сторону автомобильного концерна. Однако, суд решил, что эти товарные знаки отличаются и графически, и по элементам. Суд в итоге не удовлетворил иск Volkswagen.

— Какие доказательства в таких случаях суд может принять во внимание?

М. С.: Чтобы понять, похожи ли товарные знаки до степени смешения, суды иногда выясняют восприятие этих товарных знаков пользователями. Например, через опросы — ассоциируется ли у респондентов товарный знак одной компании с брендом другой. Опросы при этом должны проводить третьи лица — не сами спорящие стороны. Но это работает в случае с известными брендами.

ПАРАЗИТАРНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

— Бывают ли случаи, когда компании незаконно используют бренды, но не для конкуренции?

Ирина Ахмедова: Такие случаи бывают нередко, например, когда недобросовестные лица регистрируют на себя всевозможные обозначения, в том числе чужие бренды, или пользуются тем, что компания еще не зарегистрировала товарный знак или забыла продлить срок действия товарного знака. Потом предлагают такой компании выкупить товарный знак или приобрести платную лицензию на его использование.

В России есть такой предприниматель — Азамат Ибатуллин, который зарегистрировал на себя бесчисленное количество товарных знаков и сделал на этом бизнес. Он подает претензии, а затем иски к компаниям, которые используют зарегистрированные на него товарные знаки. Эти компании не являются злостными нарушителями, они просто не задумались о регистрации своего бренда в качестве товарного знака, о проверке бренда перед его использованием, и в результате стали жертвами патентного тролля. Зачастую жертвами патентных троллей становятся иностранные компании, выходящие на российский рынок и сталкивающиеся с тем, что их бренд уже зарегистрирован кем-то другим. Ибатуллин раньше выигрывал много дел, и компании, действительно, платили ему компенсации за использование товарных знаков или же выкупали их. С прошлого года после выхода Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 по вопросам интеллектуальной собственности российские суды поняли, что дело здесь не в нарушении прав на товарный знак, и стали расценивать действия Азамата Ибатуллина как злоупотребление правом. Теперь суды, как правило, отклоняют иски этого предпринимателя.

Ирина Ахмедова
Ирина Ахмедова

— Если это не является конкуренцией, как подобные действия можно охарактеризовать с юридической точки зрения?

И. А.: Неотъемлемой характеристикой недобросовестной конкуренции является то, что обе компании осуществляют деятельность на одном товарном рынке. При этом товары и услуги, которые они реализуют, должны быть взаимозаменяемыми. В случае, о котором я говорила выше, имеет место злоупотребление правом. Но есть и другие примеры недобросовестных действий — это «паразитарная» конкуренция. В этом случае необязательно, чтобы товары и услуги компаний были взаимозаменяемыми, даже необязательно, чтобы они продавали однородные товары.

— Как в таком случае юридически доказать, что интересы какой-либо компании нарушаются?

И. А.: Обязательным условием паразитарной конкуренции является использование нарушителем очень известного бренда. В таком случае юристы обычно пытаются доказать, что нарушитель хочет получить необоснованные преимущества за счет известного бренда, что причинен ущерб деловой репутации компании. Хочу отметить, что несмотря на то, что недобросовестная конкуренция находится в правовом поле, доказать этот состав в принципе достаточно тяжело.

Например, если одна компания продает вина в ценовой категории 400 руб., а другая продает вина ценовой категории 200 руб., при этом они используют практически одинаковые этикетки, то в данном случае согласно решению ФАС нет недобросовестной конкуренции, так как у компаний разный потребитель. То есть антимонопольное ведомство утверждает, что потребитель, который покупает вина за 200 руб., не купит вино за 400 руб. Остается надеяться, что это свежее решение ФАС будет оспорено в суде.

НОВЫЕ СПОСОБЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ОНЛАЙНЕ

— Появились ли какие-то новые способы недобросовестной конкуренции или паразитирования на бренде после того, как компании в последние годы стали массово выходить в онлайн?

М. С.: Я бы отметила действия по использованию чужих доменов. Например, когда какая-то компания регистрирует схожий с кем-то до степени смешения домен, либо законно регистрирует домен, в котором использует фирменное наименование другой компании. Уже сейчас суды рассматривают такие дела. Недавно, например, судилась компания «Сбербанк технологии» за доменное имя Sbertech.ru, так как его стала использовать другая компания.

И. А.: Постановление Пленума Верховного Суда № 10, которое я уже упоминала, вызвало невероятный ажиотаж в сети именно в контексте недобросовестной конкуренции, по причине того, что в пункте 172 данного Постановления Верховный Суд разъяснил, что использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в Интернете в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов, отождествляемых со средством индивидуализации другой компании, может быть признано актом недобросовестной конкуренции. Тогда бизнес всполошился, так как маркетологи компаний часто применяли в контекстной рекламе, метатегах слова из чужих товарных знаков, фирменных наименований. Руководители компаний испугались, что теперь на них наложат штрафы от 100 до 500 тыс. руб.

— О каких конкретно случаях идет речь?

И. А.: Речь идет о ситуациях, когда пользователь вводит в поисковике браузера, например, название одной компании, и, помимо сайта этой компании, на экране высвечиваются сайты компаний-конкурентов и контекстная реклама других компаний.

— Обоснованы ли были опасения бизнеса по поводу штрафов?

И. А.:  Нет, в действительности сейчас судебная практика и практика ФАС сводится к тому, что практически невозможно признать использование бренда в метатегах, ключевых словах, контекстной рекламе нарушением. Одним из дел было дело интернет-магазинов автозапчастей Exist и Isnext. Компания Isnext использовала товарный знак Exist в ключевых словах для продвижения своего сайта: при вводе в поисковике Exist, одним из первых появлялся сайт Isnext. То есть в метатегах этого сайта было заложено, что он будет выдаваться в поисковике чуть ли не первым. Это дело было рассмотрено судом, и он постановил, что нарушения исключительного права на товарный знак в этом случае не было, поскольку не было доказано, что Isnext заказывал третьему лицу размещение объявлений с использованием ключевого слова «exist.ru».

КАК ЗАЩИТИТЬ ДИЗАЙН САЙТА И ДОМЕННОЕ ИМЯ

— Может ли компания каким-то образом зарегистрировать дизайн сайта, чтобы никто из конкурентов не использовал похожий дизайн?

М. С.: Зарегистрировать полностью всю структуру сайта как единую оболочку юридически возможности нет. Но можно зарегистрировать отдельно его элементы: логотип, доменное имя — как товарный знак, базу данных, какие-то приложения, которые можно зарегистрировать как программу для ЭВМ, авторские права на контент подтвердить путем депонирования, например, в РАО (Российское Авторское Общество). То есть для того, чтобы зарегистрировать структуру сайта по отдельности, вам нужно обратиться с разными заявками в разные ведомства.

— Как именно можно получить авторское право на доменное имя?

М. С.: Вы можете зарегистрировать его в качестве товарного знака. Если кто-то в доменном имени использует фирменное наименование компании, возможно заявлять требования об устранении нарушения (о запрете его использования).

— И все же, какие документы подтверждают авторское право на визуальную концепцию сайта?

И. А.: Если говорить о документах, то первое, что вам нужно сделать, когда вы создаете сайт, — получить права на интерфейс сайта, дизайн и в целом права на сайт как программу у компании-разработчика сайта. То есть ваш документ — это договор о разработке, либо договор заказа этого сайта. Также я рекомендую удостоверять дату создания путем депонирования. Оформление надлежащей документации по созданию сайта и будет являться подтверждением ваших прав на сайт.

БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ В СУД

— Если в Сети нарушаются права компании на средства индивидуализации, как она может защитить себя без обращения в суд?

И. А.: Первое, что нужно сделать компании — зафиксировать факт нарушения. Вы можете использовать такую функцию — архивирование страниц и оставить их в неизменном виде. Потом, если понадобится, сделать нотариальный осмотр. Мы иногда ходим в суд и с обычными распечатками скриншотов.

Далее, если кто-то использует в доменном имени ваш товарный знак, вы можете сами обратиться к интернет-провайдеру (показав ему ваше свидетельство на товарный знак) и рассчитывать, что недобросовестного конкурента заблокирует сам провайдер. Такое часто бывает. Если нарушение прав на товарный знак сделано в Instagram или во «Вконтакте», тогда вы можете направить претензии администраторам социальных сетей через специальные формы. Они оперативно, в течение нескольких дней, устраняют нарушения.

Также направляйте претензию самому нарушителю, запугивайте его штрафами и судом. Не всегда нарушители умышленно используют чей-то товарный знак или наименование, поэтому при поступлении претензии они прекращают нарушение. Если же нарушитель злостный и он не удовлетворяет ваше требование удалить схожий с вами контент, то у вас нет никакого иного средства защиты, кроме обращения в суд.

— Вы упомянули случаи, когда компании неумышленно нарушают чьи-то авторские права. Как самому не оказаться в такой ситуации, случайно нарушив чьи-то права?

М. С.: Вообще, компании зачастую узнают о каких-то нарушениях от своих потребителей. Например, потребители могут с вами сами связаться и сообщить: мы перешли на ваш сайт, сделали заказ, а нам ничего не привезли. Для того, чтобы самому не нарушить чье-то право, нужно в установленном законом порядке регистрировать все свои средства индивидуализации.

ПРОГНОЗЫ

— По какого рода вопросам, касающимся недобросовестной конкуренции в Сети, есть правовой прогресс — расширяются возможности для защиты? И где прогресса пока нет?

И. А.: Сейчас активно развивается законодательство в сфере интеллектуальной собственности, так как успех бизнеса в последние годы определяют не только средства производства, но и интеллектуальный труд. За счет интеллектуального труда повышается доходность, прибыльность компании, и тут важную роль играет бренд. Мне кажется, что это развитие будет продолжаться. Думаю, что в ближайшей перспективе будет определен статус доменных имен — пока они статуса не имеют. Хотя по логике доменное имя должно признаваться в определенных случаях предметом охраны, поскольку оно является отличительным признаком компании. Есть предпосылки и к тому, что в законе появится больше возможностей по защите бренда от использования его в ключевых словах, метатегах.

Я думаю, будет больше споров по этим вопросам, что вынудит нашего законодателя отразить изменения в Гражданском кодексе, а Верховный Суд — более подробно высказаться по отдельным вопросам интеллектуального права.

— То есть в ближайшие несколько лет тема защиты интеллектуальной собственности компаний станет еще более актуальной?

М. С.: Конечно, потому что всем очевидно, что бренд, положительная деловая репутация — это добавленная стоимость компании. Из-за недобросовестного использования средств индивидуализации, результатов интеллектуальной деятельности, причинения ущерба деловой репутации компания не просто несет убытки. Компания теряет стоимость для инвесторов, становится менее привлекательна для контрагентов, потребителей и даже сотрудников. А ведь в последние годы компании все больше занимаются HR-брендингом — созданием положительного имиджа на рынке труда для привлечения качественного персонала.
 

Содержание
Закрыть