«Это настоящий вызов: выйти на нулевое загрязнение окружающей среды»
Материалы выпуска
Чем меньше доходов — тем меньше отходов Решения «Пандемия не сократила инвестиции в эконаправления» Экспертиза «Вечная болезнь бизнеса – упаковка» Экспертиза «Это настоящий вызов: выйти на нулевое загрязнение окружающей среды» Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Это настоящий вызов: выйти на нулевое загрязнение окружающей среды»

Директор по маркетингу и коммуникациям компании PAROC в России Таисия Селедкова – о реализации принципов устойчивого развития в российских реалиях и планах компании по снижению воздействия на окружающую среду

Повестка устойчивого развития в России — пока удел крупных корпораций, российских подразделений международных компаний и части инициативных предпринимателей в сегменте малого и среднего бизнеса. С какими особенностями российских реалий сталкиваются представители ответственного бизнеса, как реализуются цели устойчивого развития на производственных площадках и достижимы ли они в обозримой перспективе — в интервью РБК Петербург рассказала директор по маркетингу и коммуникациям компании PAROC в России Таисия Селедкова.

— Как международная компания, какие вы видите различия в культуре производства и реализации принципов устойчивого развития на российских и европейских предприятиях?

— На государственном уровне политика устойчивого развития в России продекларирована. Однако для практического применения принципов устойчивого развития этого, конечно же, не достаточно. Россия пока не в авангарде этого процесса, соответственно, есть определенные пробелы в законодательстве. В основном, реализацией целей устойчивого развития занимаются крупные корпорации, российские подразделения международных компаний, отдельные представители среднего и малого бизнеса.

В этом важном тренде и PAROC. Наша политика устойчивого развития нацелена на оптимизацию производства, максимальную переработку отходов, экономию энергии, сокращение выбросов углекислого газа, создание более сбалансированной окружающей среды и заботу о благополучии людей. Эта стратегия реализуется во всех странах присутствия PAROC, в том числе, и в России. Здесь мы работаем над эффективностью использования энергии и материалов, созданием инновационной продукции, проработкой эффективной организации цепочки поставок, включая вопросы логистики.

По большому счету не важно, где работает ваше производство — в Европе или в России. Если вы ответственный производитель, вы в любой стране организуете производственный процесс так, чтобы не навредить окружающей среде.

Справка

Принципы устойчивого развития были приняты главами 150 государств мира на конференции ООН в 1992 году, их поддержала и Россия. Переход к устойчивому развитию был объявлен еще в 1996 году, когда была утверждена соответствующая Концепция, направленная на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач и задач по сохранению благоприятной окружающей среды.

К настоящему моменту меры, направленные на достижение целей устойчивого развития в России, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития. Например, анализ, который проводился Аналитическим центром при правительстве РФ весной 2020 года, показал, что 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определенных в документе ООН.

— Ранее компания ставила цель о достижении 100% в переработке материалов и производственных отходов к 2030 году? Как близко сейчас вы подошли к этой цели?

— В настоящее время наши предприятия по производству теплоизоляции на основе каменной ваты перерабатывает 88% своих отходов, и мы уверены, что достигнем заявленных 100% через 10 лет. Уже сейчас разрабатываются и постепенно внедряются технологии замкнутого производственного цикла с нулевым уровнем отходов, вывозимых с предприятия. Более того, мы прорабатываем возможность предоставления нашим заказчикам системы возврата отходов изоляции.

— Есть ли особенности переработки в России по сравнению с европейскими странами?

— Что касается переработки отходов в России, то наши технологии максимально близки к тем, что применяются в Европе. Например, на российском заводе внедрена технология брикетирования, которая позволяет использовать определенным образом подготовленные отходы повторно. Другим примером экологической инновации PAROC в России является модернизация система сбора пыли при очистке воздуха в процессе подачи сырья и использование системы прессконтейнеров, благодаря которой при транспортировке отходов их объем уменьшается в 4-6 раз. Это ведет к сокращению количества рейсов, исключению рассыпания отходов и загрязнения территории.

— Как менялись принципы компании в сфере экологической ответственности с течением времени и со сменой акционеров компании?

— PAROC всегда был одним из лидеров по внедрению принципов экологической ответственности. Так, первые шаги в этом направлении компания сделала еще в 1980 году. В 1986 году PAROC первым в Финляндии внедрил технологии ограничения выбросов углеводородов. Практически каждый год компания внедряет экологические инновации, которые касаются не только собственного производственного цикла компании, но и ее продукции.

В 2017 году были разработаны первые технические решения PAROC Marine Navis для судостроения. Благодаря этой технологии, удалось снизить вес алюминиевых переборок и палуб до 40%, что привело к сокращению потребления топлива и сокращения выбросов СО2 морскими судами. Два года назад компания начала внедрять на заводах в Европе систему возврата остатков материалов от заказчиков. Как видно из последнего примера, целевые экологические ориентиры PAROC, несмотря на смену акционеров, остаются неизменными.

— Насколько сложнее на российском рынке достичь стратегических показателей по снижению выбросов, использованию возобновляемых источников энергии и т.д.?

— Как я уже отметила, основные тренды, которые есть у наших иностранных коллег, мы успешно внедряем и в России. Впрочем, наш экологический манифест — это не только количественное снижение выбросов или переработка отходов, но и активное просвещение и продвижение принципов устойчивого развития в целом. Оттого компания традиционно поддерживает «зеленые» и энергоэффективные проекты в РФ, а также на собственном примере показывает важность экологических программ. Мы ежегодно проходим независимую добровольную экологическую сертификацию, где подтверждаем, что современная изоляция — это обязательно экологически безопасное решение.

— На ваш взгляд, как новая инициатива ЕС «Зеленый курс» отразится на стратегических целях компании? Какие дополнительные меры могут быть предприняты для снижения выбросов CO2?

— Программа ЕС «Зеленая инициатива» по борьбе с изменением климата является для нас одним из стимулов по переходу к безотходной экономике замкнутого цикла. К 2022 году, благодаря реализации мероприятий по декарбонизации, переработке отходов и модернизации наших производств, мы должны выйти на нулевое загрязнение окружающей среды. Это настоящий вызов, и мы уверены, что следуя политике устойчивого развития, обязательно справимся с этой задачей.

— Как развивается сервис «Сеть устойчивого развития», запущенный в 2016 году? В чем суть этого направления?

— «Сеть устойчивого развития» — это инициатива, направленная на повышение качества принятия решений, общих для всех подразделений: постановку целей, мониторинг, коммуникации и отчетность. Программа также призвана ликвидировать имеющиеся пробелы и дублирования процессов. В рамках этих мероприятий мы расширяем пул ответственных поставщиков, управляем цепочками поставок, работаем над повышением качества операционной деятельности, налаживаем каналы обратной связи с партнерами и потребителями, улучшаем показатели охраны труда. Это многосторонний и долгосрочный процесс, в котором участвуют все сотрудники компании, от высших руководителей до сотрудников на производственной линии.

— Компания работает на рынке строительных материалов уже более 80 лет, из них 27 в России, что осталось неизменным за это время, а что серьезно изменилось с учетом требований времени, смены акционеров и новых технологий?

— Неизменными остаются корпоративные ценности, в первую очередь обеспечение повсеместной безопасности, а также курс на инновации и производство качественных изоляционных материалов, которые помогут сэкономить миллионы тонн СО2.

С развитием промышленной и строительной индустрии потребность в таких энергоэффективных и энергосберегающих технологиях только возрастает. Мы стремимся не просто соответствовать этим запросам, но и быть трендсеттерами этого процесса. Экологическая ответственность — это не просто очередной проект или громкие слова. Она подразумевает постоянный процесс совершенствования, который никогда не должен прекращаться. Поэтому мы неустанно ищем пути для улучшения эксплуатационных характеристик продукции.

В качестве примера приведу лишь одну цифру, которая подчеркивает важность наших усилий. За 50 лет использования минеральной ваты для изоляции домов могут быть предотвращены выбросы СО2 в атмосферу в объемах, более чем в 200 раз превышающих объемы СО2, выработанные при производстве, транспортировке, монтаже и утилизации этой минеральной ваты.