В апреле прогнозы относительно деятельности малого и среднего бизнеса в период пандемии были довольно мрачными, однако спустя полгода стало ясно, что эти предсказания не оправдались: большинство предпринимателей адаптировалось к ситуации, оптимизировав издержки и перестроив бизнес-процессы. В большей степени этому способствовали меры государственной и банковской поддержки МСБ, а также социальные проекты крупных компаний, уверен директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александр Хайкинсон.
— В октябре ПСБ открыл новую экспозицию фотовыставки «Бизнес в объективе». Проекту уже шесть лет — в чем его главная цель?
— Фотовыставка «Бизнес в объективе» успела зарекомендовать себя как один из наиболее удачных проектов по популяризации роли предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Мы ее проводим в рамках программы «ПСБ для МСБ». Фотопроект рассказывает о российских предпринимателях, начавших собственное дело с нуля. Его цель — показать лицо малого и среднего бизнеса через фотографии таким, какое оно есть. Это реальные люди — с трудностями и победами, со своими историями успеха.
— Почему выбран именно такой формат и место размещения — на перронах главных вокзалов страны?
— Вокзалы связывают два деловых центра страны — каждому из них присущи свои особенности ведения бизнеса, но во многом они и похожи. Фотопроект наглядно знакомит зрителей с реальными, успешными историями людей, которые преодолели все вызовы и нашли свою нишу, а где-то — даже совместили свое увлечение с работой, сделав его делом всей своей жизни. Так, на Ленинградском вокзале в Москве представлены 24 фотографии петербургских предпринимателей, а на Московском вокзале в Санкт-Петербурге — фотоистории 20 московских бизнесменов.
— Кто принимает участие в фотовыставке?
— Предприниматели, которые работают в реальном секторе экономики. Все участники выставки являются нашими клиентами. За шесть лет в ней приняли участие более 700 компаний со всей страны.
Сферы деятельности компаний, представленных в рамках проекта, затрагивают практически все стороны повседневной жизни человека — это производство продуктов питания, мебели, одежды, парикмахерские услуги, кулинарные студии и автосервисы. При этом для нас важны активная жизненная позиция руководителя предприятия и оригинальность самой бизнес-идеи. Нам интересно показать новые производства, инновационные разработки.
— В каком состоянии сейчас, по вашим наблюдениям, находится малый и средний бизнес Санкт-Петербурга?
— В целом, мы видим осторожный оптимизм, и это в корне противоречит прогнозам времен начала ограничительных мер. Тогда все ожидали худшей ситуации с точки зрения экономики, значительного числа не переживших кризис предприятий. Сегодня нет массовых банкротств, подавляющее большинство предпринимателей сохраняют и продолжают свое дело. Восстанавливаются пострадавшие отрасли — непродуктовая розница, туризм, гостиничный бизнес, общепит.
— Как это влияет на ваши результаты?
— ПСБ ориентирован на поддержку и кредитование малого и среднего бизнеса, и по итогам третьего квартала уже можно сказать, что в целом мы по этому показателю растем намного быстрее рынка. Второй квартал был для нас непростым. Но постепенно, со снятием ограничений, с июля начались проблески оживания деловой среды, бизнес начал реализовывать отложенный спрос. Сейчас мы понимаем, что задачи этого года выполнимы. Рынок, по нашим оценкам, растет на 12-15%, но с учетом пандемии итоговый рост по году будет, конечно, ниже — в пределах 7-10%.
— Какие банковские продукты оказались наиболее востребованными у малого и среднего бизнеса в период пандемии?
— В первую очередь, это объявленные весной меры господдержки: беспроцентные кредиты на выплату зарплаты сотрудникам, и льготные займы для малого и среднего бизнеса по ставке 2% годовых. Эти два продукта оказались самыми востребованными и по-настоящему эффективными. ПСБ профинансировал более 50 млрд рублей в рамках государственных антикризисных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка стала доступной более чем 37 тыс. предприятий МСБ из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Интересно, что заемщики выбирают не все одобренные лимиты. Многие, например, взяли транш или два, а следующие не берут, так как начали получать выручку от деятельности.
— То есть можно сказать, что сейчас малые и средние предприятия чувствуют себя уверенно?
— Ситуация с пандемией еще не стабилизировалась, поэтому сейчас сложно делать конкретные прогнозы и выводы. Компании из пострадавших отраслей живут в режиме экономии, оптимизации своих расходов. С другой стороны, пандемия имеет свои плюсы: перестраиваются многие процессы, идет адаптация под новую экономическую реальность, предприятия ищут новые пути развития. Все понимают: чтобы оставаться на месте, надо бежать в два раза быстрее.
— Возвращаясь к теме выставки, на ваш взгляд, будут ли актуальны подобные социальные проекты по поддержке малого бизнеса в будущем?
— Малый и средний бизнес — наиболее перспективные сегменты нашей экономики. Несомненно, будут появляться все новые и новые лица, поэтому популяризация малого и среднего предпринимательства будет актуальна. Возможно, уже сейчас, кто-то посетит выставку и сам решится начать свое дело.