Банковская подушка безопасности
Материалы выпуска
Малый бизнес на особом счету Рынок Бизнес в объективе: как малые компании получают ценный опыт Экспертиза Персональное предложение Экспертиза Банки на качелях Решения Кредитный оптимизм Инструменты Банковская подушка безопасности Экспертиза «Мы понимаем, что можем выиграть за счет любого из наших продуктов» Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Банковская подушка безопасности

Исполнительный директор, управляющий филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Санкт-Петербурге Татьяна Савина – о влиянии пандемии на банковский сектор, трендах и новых сервисах.

«Пандемия коронавирусной инфекции стала одним из ключевых событий первого полугодия, оказавшим значительное влияние на мировую и российскую экономику. Банкам пришлось оперативно реагировать на новые вызовы, и перестраивать свои бизнес-процессы и взаимодействие с клиентами.

Конец марта — начало апреля стал для нас наиболее напряженным периодом, когда важно было быстро меняться, перестраивать свою работу, не потеряв при этом в качестве, соблюдя все меры безопасности. В моменте необходимо было наладить удаленную работу сотрудников и обеспечить бесперебойность банковских сервисов. На мой взгляд, нам удалось перестроиться и достойно пройти самый сложный, «карантинный» период.

Ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, оказали значительное влияние на поведение и спрос потребителей. В первые недели самоизоляции мы отмечали многократно возросшую нагрузку на колл-центр банка. В тот момент был существенный спрос на кредитные каникулы и собственные программы рефинансирования. Также многих наших клиентов интересовало, что будет с их вкладами и другими банковскими продуктами. Это был период, когда мы вели активную консультационную работу — объясняли клиентам, что «самоизоляция» никак не скажется на деятельности банка и мы продолжим в полном объеме выполнять свои обязательства. Отмечу, что какого-то значительного изменения в поведении среди вкладчиков мы не наблюдали. В это же время мы стали активнее развивать дистанционное банковское обслуживание и онлайн-сервисы, а также выездное обслуживание — по ряду услуг для бизнеса мы предлагали выезд специалиста банка к клиенту для заключения сделки, для физических лиц нами была введена услуга бесплатной курьерской доставки нашей флагманской дебетовой карты «Прибыль». Вообще, эта весна показала, что доставка банковских продуктов на дом или в офис к клиенту стала очень востребованным сервисом.

Что касается потребительского спроса, то здесь мы наблюдали довольно волнообразные изменения. Например, в автокредитовании снижение спроса в апреле–мае было нивелировано существенным ростом в июне. Филиал Банка УРАЛСИБ в Санкт-Петербурге в I полугодии 2020 года показал рост по автокредитованию на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на то, что автосалоны города были закрыты более двух месяцев. Это обусловлено, в том числе, повышенным спросом со стороны клиентов на автомобили по госпрограммам «Первый» и «Семейный автомобиль».

Государственная поддержка стала актуальна и в ипотечном кредитовании. В целом по Банку УРАЛСИБ ипотечные программы с господдержкой в мае–июле обеспечили более 40% объемов выдач. Что касается Санкт-Петербурга, то объем выдачи в I полугодии этого года вырос на 46% по сравнению с I полугодием 2019 года. Ипотечные программы с господдержкой, безусловно, являются хорошим стимулом как для рынка жилья, так и для ипотечного кредитования. Условия по процентной ставке стали более привлекательными, став максимально низкими. Поэтому рост в данном сегменте закономерен.

Изменения спроса и серьезных проблем, связанных с пандемией, у клиентов — субъектов среднего предпринимательства, корпоративных клиентов мы не увидели. С малым бизнесом ситуация несколько иная — многие предприниматели оказались уязвимы в «карантинный» период. Пожалуй, это связано, с тем, что у малого бизнеса зачастую нет большой финансовой «подушки безопасности», которая помогла бы пережить непростое время. Мы прекрасно понимали, что финансовое состояние части наших клиентов значительно ухудшится, и наш партнерский долг — поддержать их. Собственные меры поддержки банка были разработаны и введены уже в конце марта. Сегодня мы продолжаем предлагать клиентам из числа малого бизнеса свою помощь — бесплатное РКО по ряду пакетов обслуживания, повышенный кешбэк по бизнес-картам и многое другое. Уверена, что совместная работа, доверительные партнерские отношения между банком и его клиентом позволят эффективно преодолевать все последствия коронакризиса».