Цифровая осень: с чем бизнес подошел к новому деловому сезону
Материалы выпуска
Дома и виноградники: что Николаевы продают в Лефкадии Экспертиза Консолидация бизнеса: коммерческая недвижимость борется за выживание Решения Цифровая осень: с чем бизнес подошел к новому деловому сезону Решения Беднеют, но не сдаются: как покупают товары и услуги после карантина Рынок
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Цифровая осень: с чем бизнес подошел к новому деловому сезону

Несмотря на ожидания, деловой сезон 2020 года остается преимущественно онлайновым, компании не спешат возвращать сотрудников в офис, а офлайн мероприятия планируются на следующий год.
Фото: Pixels.com

Несмотря на снятие большинства ограничений, связанных с профилактикой распространения COVID-19, компании не спешат возвращаться в офлайн. По прогнозам представителей строительного и девелоперского бизнеса, основным трендом осеннего делового сезона-2020 станет дальнейшая цифровизация, а приоритетом в работе компаний — обеспечение офисных противовирусных мер безопасности. При благоприятных условиях девелоперы рассчитывают на полное восстановление спроса, но вот сам бизнес прежним уже не будет.

Нарастающие тренды

«Пандемия, с которой мы столкнулись, подкосила бизнес — многие компании после снятия режима самоизоляции просто закрылись. Строительные подрядчики оказались достаточно устойчивы — строительство жилых и коммерческих объектов не останавливалось. А вот по девелоперам пандемия ударила, — говорит председатель совета директоров компании ЯРД Андрей Кошкин. — Аудитория потеряла часть дохода или опасается этого, люди откладывают дорогие покупки, в том числе покупку жилья. Дополнительные трудности создала остановка работы Росреестра. К счастью, основной проблемный пик пройден и продажи начали расти. Тренд осени — постепенное оживление рынка недвижимости».

Андрей Кошкин (ЯРД)

Другой нарастающий тренд — цифровизация. «Мы начали развивать электронные сервисы более года назад. Весной, когда онлайн стал единственной сферой, в которой мы все взаимодействовали, они стали особенно популярны — говорит генеральный директор «Петербургской Недвижимости» Олег Пашин. — Сейчас почти весь рынок перешел в онлайн. Уверен, что дистанционные услуги будут пользоваться спросом и после завершения пандемии. Просто потому, что это удобно и экономит время».

Олег Пашин, («Петербургская Недвижимость»)

Среди новых инструментов, внедренных продавцами недвижимости за период весенней изоляции, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов отмечает дистанционные сделки и ознакомительные туры, общение с покупателями через мессенджеры, электронная регистрация прав собственности, оплата покупок квартир и апартаментов через онлайн-банки и бесконтактная доставка ключей курьерской службой.

Дмитрий Панов («Деловая Россия»)

Еще одна особенность этого делового сезона, связанная с повсеместной цифровизацией — сокращение числа офлайн мероприятий. «До сих пор многие профессиональные события переносятся на весну, часть проводятся в онлайн-режиме, в том числе конференции и премии, и лишь некоторые собирают аудиторию офлайн. И если для сферы ИТ онлайн-мероприятия уже давно стали нормой, то для девелопмента это в новинку», — отмечает коммерческий директор ГК Docklands development Екатерина Запорожченко.

Екатерина Запорожченко (ГК Docklands development)

«Основное отличие этой осени от предыдущих лет в том, что деловые активности частично перешли в онлайн», — уточняет директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO Марина Сторожева. «Офлайн-мероприятия постепенно возвращаются, но очевидно, что онлайн-формат востребован и в будущем продолжит развитие. Из-за тотальной самоизоляции ускоряются процессы цифровизации в целом», — добавляет Сторожева.

Марина Сторожева (VALO)

Постковидный офис

Претерпевает изменения и внутренняя жизнь компаний. Несмотря на плюсы удаленной работы, подавляющее большинство сотрудников и руководителей уверены: работа в офисе более эффективна. Поэтому постепенное возвращение сотрудников «на места» становится еще одним трендом ближайших месяцев. Для компаний это непросто: нужно найти баланс между безопасностью и эффективностью. Решения могут быть разные: кто-то предоставляет весь санитарный набор и просит сотрудников придерживаться «масочного режима» на рабочем месте, кто-то вводит сменный график, а кто-то переезжает в более просторный офис, чтобы точно соблюсти рекомендуемую социальную дистанцию.

«Безопасность сотрудников, гостей отеля и партнеров, которые посещают наш офис, остается в приоритете: от обновленных стандартов уборки и дезинфекции до четких регламентов проведения встреч и мероприятий», — говорит Екатерина Запорожченко. Кроме того, в Docklands development выработали систему сменного графика, стараются встречаться по рабочим вопросам в онлайне, а массовые конференции или встречи «продажников» с брокерами проводить с соблюдением всех мер безопасности.

Руководство VALO также соблюдает все санитарно-эпидемиологические правила и рекомендации по охране труда и безопасности работников в период эпидемии, подчеркивает Марина Сторожева. «Пока все работают в масках и перчатках, а управляющая компания проводит клининг всех помещений комплекса», — добавляет она.

Компания «Петербургская Недвижимость» решает вопросы соблюдения всех предписанных мер безопасности уже в новой штаб-квартире на Ушаковской набережной. В новом бизнес-центре будет работать основной штат компании, в том числе и весь front-office. «Мы проводим все необходимые мероприятия по охране труда и безопасности работников в период пандемии. Кроме того, здесь очень хорошая система вентиляции и кондиционирования, умные планировки, много пространства, мы стараемся разместить сотрудников просторно. Это не сложно, ведь бизнес-центр возведен с запасом площадей на будущий рост компании», — отмечает Олег Пашин. В новом офисе не отказались от концепции опенспейса. Топ-менеджеры единодушны: этот формат хорош и жизнеспособен, обстановка «локоть к локтю» способствует эффективной работе сотрудников и установлению творческой атмосферы.

Группа «ЯРД» также сменила локацию — переехав в офисные помещения апарт-отеля Yard Residence. «Такой шаг не только позволил оптимизировать наши затраты, но и помог сделать офисные помещения максимально удобными для сотрудников — ведь мы не связаны какими-то ограничениями от арендодателя. Так что наш постковидный офис — функциональное и эргономичное пространство, в котором комфортно работать», — подчеркивает Андрей Кошкин.

В целом, наблюдается «оптимизация офисных пространств, сокращение физического присутствия отдельных категорий сотрудников в связи с переводом на удаленный формат работы или частичному использованию аутсорсинга», — резюмирует офисные тренды осени 2020 года Дмитрий Панов.

План — развиваться

Вирус — не повод отказываться от бизнес-планов, уверены опрошенные РБК+ участники рынка. «Наша задача — продавать много. Для этого мы будем работать над оптимизацией бизнес-процессов», — говорит Олег Пашин. Ранее компания начала реализацию большого количества новых проектов, связанных как с организацией онлайн-продаж, так и с переформатированием строительных проектов.

Помимо решения текущих задач, не намерены компании отказываться и от новых проектов. «В нашем проекте, комплексе апарт-отелей VALO, первостепенная задача — обеспечить загрузку вводимого номерного фонда во второй очереди комплекса, а также сформировать договорную базу по загрузке номерного фонда на сезон 2021», — говорит Марина Сторожева. Она также отмечает, что компания занимается подбором участка для строительства второго комплекса под брендом VALO, причем рассматривается не только Санкт-Петербург, но и Москва, а также страны Европы.

«Мы не меняли своих планов из-за пандемии. Сейчас задача номер один — до конца этого года ввести в эксплуатацию вторую очередь лофт-квартала Docklands», — отмечает Екатерина Запорожченко.

Группа «ЯРД» до конца 2020 года намерена открыть Yard Residence для проживания жильцов. «Кроме того, мы продолжаем развитие еще двух объектов — жилого комплекса на Крестовском острове и апарт-отеля с гостиницей на проспекте Добролюбова», — обозначает планы компании Андрей Кошкин.

Условия восстановления

Скорость восстановления деловой активности очень сильно зависит от отрасли экономики. Если по большинству промышленных отраслей восстановление до уровней начала года возможно уже в конце четвертого квартала этого года, прогнозирует Дмитрий Панов, то в секторе услуг на возврат к докризисным показателям ожидается не ранее 2-3 квартала 2021 года.

Участники рынка недвижимости смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. «Уровень деловой активности вернется, но на это понадобится время», — уверена Екатерина Запорожченко. Между тем бизнес ждет усложнение и расширение форматов мероприятий. «Уже сейчас можно встретить удачное сочетание онлайн и офлайн инструментов, которые помогают охватить большую аудиторию и одинаково удобны и экспертам, и слушателям», — добавляет Екатерина Запорожченко.

При этом спрос на рынке жилья уже сейчас показывает значительный рост. «Рынок недвижимости переживает очередной бум, — говорит Олег Пашин. — Отрасль уже вернулась к докризисным показателям, если не превышает их. Спрос обеспечивает ипотека с господдержкой и ограниченное предложение. Кроме того, многие вкладываются в недвижимость в условиях высокой волатильности валют. При этом ставки по депозитам снижаются. Это все факторы, которые обеспечивают спрос, и сегодня он очень активен».

Спрос на рынке апартаментов может восстановить в полной мере уже к весне 2021 года, полагает Андрей Кошкин, но при условии, что Россия сумеет избежать второй волны COVID-19 и введения новых ограничительных мер. Сам же бизнес на «доковидный уровень» не вернется. «У нас появился слишком уникальный опыт, чтобы просто вычеркнуть его, поэтому я ожидаю, что бизнес выйдет на принципиально новый уровень», — заключает Андрей Кошкин.