Российские all-flash: конкуренция будущего
Материалы выпуска
Кибербезопасность в ожидании кадров Экспертиза Спецсвязь расширяет покрытие Решения Кадровое распределение: как пандемия меняет рынок труда Рынок Коронавирус привел к росту спроса на IT-безопасность Экспертиза «Бояться цифрового поводка уже поздно» Экспертиза «Главное для бизнеса – не застрять в обсуждении, когда кончится кризис» Экспертиза IoT создаст новое поле для конкуренции Экспертиза «Поддержать партнеров в кризис, сохраняя собственную устойчивость» Экспертиза Экстренная цифровизация: последствия и риски Инструменты Российские all-flash: конкуренция будущего Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Российские all-flash: конкуренция будущего

All-flash-решения — перспективная технологическая ниша, в которой российские производители могут войти в число глобальных лидеров. Однако для этого им нужна помощь государства.
Фото: YADRO

Рынок SSD [Solid-State Drive, твердотельные накопители - ред.] в России демонстрирует устойчивый рост: только за 2018 года, по оценкам аналитического центра GS Group, он составил 30% год к году. И хотя о вытеснении подобными решениями HDD [Hard Disk Drive, жесткие диски - ред.] пока говорить не приходится, рынок SSD становится все более интересным для производителей. Отдельный его сегмент, по оценкам экспертов, может стать драйвером российского рынка микроэлектроники — это all-flash-решения — системы хранения данных, полностью построенные на флеш-накопителях. Его развитие может не только насытить отечественные потребности, но и сделать страну одним из технологических лидеров. Правда, чтобы это произошло, необходимы несколько составляющих.

Переломный год

Директор департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция» Михаил Волков считает, что рынок all-flash систем хранения данных (СХД) прочно занял свои позиции во всем мире, и Россия не исключение. «Если несколько лет назад доля продаж, приходящаяся на AFA (all-flash arrays) не превышала 10-15%, то сейчас этот показатель в денежном эквиваленте приближается к половине объема рынка СХД. Традиционные жесткие диски уже достигли пика своего технологического развития, какое-то время они будут составлять конкуренцию flash, оставаясь альтернативным нишевым и отчасти гибридным решением. Стоимость твердотельных накопителей вот-вот будет сопоставима с обычными жесткими дисками, разрыв ежегодно сокращается, это также играет в пользу AFA при выборе заказчиком типа будущей СХД», — говорит Волков.

Михаил Волков («Марвел-Дистрибуция» )

Повышение доступности стимулирует развитие спроса. «Если раньше целевым сегментом выступал банковский и enterprise-сектор, то сегодня даже SMB-заказчики [small-medium business— малый и средний бизнес – ред.] уже могут позволить себе all-flash», — добавляет Волков.

Снижение стоимости SSD и рост их средней емкости позволили GS Group назвать 2018-ый годом, когда стало заканчиваться доминирование HDD над SSD. «Если в 2018 году доля HDD в общем импорте дисковых накопителей составляла 65%, а доля SSD соответственно 35%, то в первом полугодии 2019 года доля SSD превысила 52% и сохранится на этом уровне по итогам 2019 года», — говорится в исследовании компании.

«У технологии flash-памяти есть возможность постепенного снижения стоимости, в то время как у HDD такая возможность конструктивно ограничена. С другой стороны, рынок HDD сконцентрирован в руках трех производителей, в то время как на рынок SSD продолжают выходить новые игроки, и в результате усиления конкуренции цены еще быстрее снижаются по всему ассортименту», — отмечается в исследовании. Так что этот рынок, по оценкам GS Group, весьма интересен для инвестиций, в том числе со стороны российских компаний.

Вклад в цифровую экономику

Многие эксперты уверены, что в нашей стране спрос на all-flash-решения будет стимулироваться нарастающими темпами цифровизации российской экономики, в том числе благодаря реализации соответствующей госпрограммы.

«Современные информационные системы сложны в своей реализации, множественность задач определяет вариативность уровней агрегации и обработки данных, что и является основным критерием выбора наиболее оптимальной системы хранения данных в каждом отдельном случае. Реализация задач программы «Цифровая экономика» подразумевает использование всего без исключения спектра систем хранения данных — от систем архивного хранения до высокопроизводительных систем оперативной обработки данных», — уверен директор по технологиям компании YADRO Артем Икоев.

Артём Икоев (YADRO)

«Цифровая трансформация подразумевает обработку и хранение поистине огромных массивов данных. Интернет вещей, BigData, видеоаналитика, искусственный интеллект требуют все больших скоростей и производительности. По большому счету, оборудование морально устаревает через несколько лет эксплуатации. Да, его можно модернизировать, масштабировать, но всему есть технологические пределы. Ставка на AFA вполне логична, так как именно эта архитектура имеет гораздо больший потенциал актуальности. Но все зависит от поставленной задачи и бюджета», — убежден Михаил Волков.

Если же в России появятся собственные all-flash-решения, в выигрыше окажутся целые отрасли. В GS Group уверены, что отечественные all-flash-решения необходимы предприятиям, относящимся к критической информационной инфраструктуре: госорганам, госбанкам, силовым ведомствам. Генеральный директор GS Nanotech Евгений Масленников причисляет к этой группе и все облачные сервисы и бизнесы, связанные с быстрыми, высокопроизводительными вычислениями: финансовые институты, телеком, технопарки, «умные» производства и все компании, которые должны соблюдать требования о хранении данных на территории РФ. Разумеется, выиграют и те компании, которые будут развивать этот сегмент — производители серверов СХД, ЦОДы.

Евгений Масленников (GS Nanotech)

В GS Group уже нашли себе роль в развитии этого направления. «Мы несколько лет анализировали рынок, увидели, что он растет на десятки процентов в год, как и экономика данных. Благодаря наработкам компании в рамках внутреннего заказа холдинга GS Group, у нас были компетенции в корпусировании NAND-памяти. Также благодаря общим объемам закупки компонентов мы имеем возможность получать компоненты по выгодным ценам, что существенно влияет на итоговую стоимость конечного изделия», — рассказывает Евгений Масленников о причинах интереса к развитию этого направления.

Компания в 2016 году начала разработку SSD, в 2018 запустила массовое производство накопителей в «Технополисе GS». «Сегодня в нашем продуктовом портфеле несколько моделей SSD в разных форм-факторах, в том числе SSD NVMe U.2, оптимальный для СХД. GS Nanotech— единственный и уникальный производитель в РФ с такой степенью локализации производства накопителей. Следующий шаг — системы хранения данных на основе накопителей нашего производства, и мы уже близки к тому, чтобы представить готовый продукт», — говорит Евгений Масленников.

В ожидании поддержки

В компании верят, что сегмент all-flash может позволить российским IT-компаниям составить конкуренцию глобальным производителям, в том числе на зарубежном рынке. Правда, для этого необходимо устранить ряд сдерживающих факторов, а также помощь со стороны государства, которое тоже должно быть заинтересовано в развитии этого направления.

«Современная микроэлектроника — глобальная экосистема. Элементы производственной цепочки расположены по всему миру. Ряд компонентов в нашей стране не производится. Так, в целом отсутствуют технологии полупроводникового производства по современным топонормам, соответственно, нет технологий производства современной оперативной памяти, NAND-памяти. Нет производителей контроллеров для твердотельных накопителей, хотя несколько компаний сейчас ведут разработки в этой области, и мы с ними тесно взаимодействуем. Но даже и с таким уровнем локализации производства, как у нас, можно было бы конкурировать на рынке, если бы были созданы условия для развития этого направления, — объясняет Евгений Масленников потребности тех, кто хочет работать в этом сегменте. — В частности, рынок наводнен накопителями от азиатских производителей, продающих свои решения миллионами штук по всему миру. За счет эффекта масштаба иностранные производители способны предложить низкие (конкурентные) цены. Российским производителям в таких условиях сложно выдержать конкуренцию. Поэтому, особенно на начальном этапе, нужны заградительные меры и поддержка государства».

Так, среди действенных мер эксперты называют преференции для российских производителей в госзакупках, ограничение закупок СХД и накопителей зарубежного производства для нужд государства и госкомпаний, а также повышение пошлин на зарубежные СХД и накопители. Это путь, которым идут многие страны, если хотят поддержать собственных производителей.

Необходимой видится и прозрачная система тендеров и сертификации компаний как отечественных производителей, гарантирующая, что сертифицированные компании действительно производят оборудование в нашей стране, а не только переклеивают название производителя.

У производителей есть серьезные претензии к эффективности и целесообразности текущих мер поддержки, в том числе — к Единому реестру российской радиоэлектронной продукции. «Этот реестр в настоящее время практически не заполнен, что не позволяет производителям получать льготы, установленные законодательством для российской продукции, — отмечает Евгений Масленников. — Одной из причин неэффективной работы реестра является наличие неоправданно жестких или необоснованных требований к признанию оборудования российским товаром, что не позволяет многим производителям подтвердить требуемые критерии. Есть и обратная ситуация: отсутствие прозрачных правил ведения реестра и проведения проверок позволяет включать в него оборудование, которое не в полной мере соответствует необходимым требованиям. Также в соответствии с порядком присвоения и подтверждения статуса телеком-оборудования российского происхождения одним из требований является определенный уровень локализации. Вместе с тем, зачастую на практике порядок расчета и подтверждения степени локализации товаров вызывает сложности».

Правда, есть и те, кто считает, что и без помощи государства можно обойтись. Артем Икоев убежден, что на самом деле для развития российского рынка all-flash помех нет: «Отечественные производители all-flash не появились пока исключительно потому, что не появились желающие инвестировать в долгосрочные истории создания технологических продуктовых компаний. Например, мы в YADRO последовательно расширяем продуктовую линейки систем хранения данных: начинали с создания систем архивного типа, в этом году на рынок выходит система среднего класса TATLIN.UNIFIED, а уже в следующем, достигнув положительных результатов эксплуатации в течение нескольких лет, равных сотням систем общим объемом более 1,5 эксабайт, мы планируем выпустить свою all-flash-систему».

All-flash на экспорт

На мировом рынке перспективы у отечественных all-flash-решений есть — впрочем, как и у продукции любой другой страны. Пока рынок активно развивается, за место на нем можно бороться. Конкурентными преимуществами в этом случае будет не страна происхождения, а другие — классические — параметры.

«Корпоративный сектор консервативен и инертен, развивается по рыночным законам и отвечает мировым технологическим тенденциям. Если есть достойное и конкурентное отечественное решение, конечно, есть и потенциал. Но, на мой взгляд, речь все же идет о нишевых и узкоспециализированных разработках», — убежден Михаил Волков.

«Я глубоко уверен, что потребителей в первую очередь волнуют функциональные и качественные характеристики продукта, его стоимость. Страна происхождения инженеров, создающих продукт, значения не имеет. К слову сказать, в портфелях многих ведущих технологических корпораций довольно большое количество продуктов, разрабатываемых командами инженеров в России. Наша инженерно-математическая школа исторически очень сильна, главное, чтобы в нашей стране появлялось как можно больше сильных компаний, готовых инвестировать и успешно создавать долгосрочную продуктовую историю. Если созданные ИТ-решения будут способны успешно конкурировать по ключевым характеристикам с мировыми лидерами, то дальше все будет определяться лишь способностью отечественных игроков масштабировать свои достижения на весь рынок», — заключает Артем Икоев.