В Петербурге во время проведения ПМЭФ-2019 финишировал мотопробег «Дорога Дружбы», посвященный юбилею установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Байкеры проехали более девяти тысяч километров из Пекина до Северной столицы, а маршрут с остановками в российских городах занял более месяца. Мотопробеги не только не теряют свою актуальность — традиция насчитывает уже более века, но и снова набирает популярность. Рынок мототехники демонстрирует рекордные показатели уже второй год подряд. В ответ на запросы растущей аудитории клиентов, бизнес разрабатывает новые предложения.
Мотопробегом по мифам
По словам вице-президента мотоклуба «Риск» Юрия Феоктистова, одна из главных целей мотопробега — развенчать миф о плохих дорогах России. Текущий пробег Китай-Россия, по словам байкера, вполне оправдал ожидания: практически на всем пути дороги хорошие, за исключением пары участков в Омской области. В итоге сразу после завершения путешествия, участники международного ралли запланировали провести в следующем году обратный пробег — из России в Китай.
В целом в России популярность мотопробегов, равно как и популярность путешествий на мотоцикле растет. Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, общий объем рынка мотоциклов и мопедов (включая импорт и экспорт б/у моделей) в России в 2018 году вырос на 67,7% по сравнению с 2017 годом, а объем рынка новых мотоциклов и мопедов — на 78,3%. Всего в России насчитывается более 2,5 млн мотоциклов. При этом, по данным экспертов, рынок мотоциклов и мопедов в 2018 году в натуральном выражении на 98,6% состоит из импорта.
Всего в 2018 году в Россию импортировали 59,5 тыс. новых мотоциклов и мопедов, подержанных — почти 34 тыс. штук. Основной импортер подержанных мотоциклов и мопедов в Россию — компания HONDA. На нее приходится 30% импорта новой техники и 78% поддержанных мотоциклов.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», рынок новой мототехники в России падал на протяжении трех лет подряд (2015 — 2017 годы), достигнув «дна» в первом квартале 2018 года. Но уже начиная со второго квартала 2018 года, он пошел в рост, который продолжается и сейчас. Так, по данным «АВТОСТАТ», в первом квартале 2019 года объем рынка новых мотоциклов в России вырос почти вдвое (на 89,3%) по сравнению с январем-мартом 2018 года. При этом более 40% российского рынка мототехники приходится на Москву и Московскую область, а замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург. Существенно вырос и вторичный рынок мототехники. Например, в Петербурге он превышает первичный рынок и рост составил 36% против 30% по новой технике. Средняя стоимость железного друга в России, по данным Авито, составляет 170 тыс/ руб. Лидеры цены — Москва и Санкт-Петербург, здесь мотоцикл стоит более 270 и 263 тыс. руб., соответственно.
Из истории мотопробегов
Первый в истории длительный мотопробег в 1903 году совершил американец Джордж Вайман. Он проехал на байке по континенту свыше 6 000 км, однако часть пути ему пришлось крутить педали — запасы бензина были ограничены.
В 1925 году СССР состоялся пробег с участием 23 мотоциклов от Москвы до Харькова — он стал демонстрацией впервые выпущенной модели техники «Союз». А в 1936 году массовый мотопробег в СССР совершили женщины, преодолев более 1700 км на технике ИЖ.
В 1952 году Че Гевара вместе со своим другом-врачом также пустился в мотопробег, однако мотоцикл постоянно ломался и его приходилось нести на себе — эта история нашла свое отражение в фильме «Дневники мотоциклиста»
В 2002 году англичанин Кевин Сандерс совершил одиночное путешествие, преодолев 32 тыс. км всего за 19 суток.
Самый длительный мотопробег — в течение 13 лет, с 2000 по 2013 годы — совершил глухонемой белорус Владимир Ярец. Он побывал в 138 странах, преодолев 750 тыс. км. На момент окончания путешествия ему исполнилось 72 года.
Простор для путешествий
Концентрация байкеров в западной части страны и открывшиеся в связи со строительством новых дорог возможности мотопутешествий по Дальнему Востоку и югу России создает новые ниши для бизнеса. Не у всех есть возможность тратить недели, самостоятельно перегоняя технику к месту назначения или старту пробега. «Только стоимость бензина для переезда из европейской части страны до Дальнего Востока составит порядка 20 тыс. руб. Если к этому прибавить стоимость ночлега и питания — выходит бюджет полноценного отдыха на пути к его началу», — говорит соорганизатор мотопробега «Дорога Дружбы», президент клуба OldHeadsMC Михаил Некрасов. Кроме того, долгая дорога и тысячи километров снижают ресурс техники, не говоря о возможных рисках поломок в пути. «На Западе весьма распространена практика доставки мотоцикла к местам старта мотопробегов или индивидуальных мотопутешествий», — отмечает президент клуба OldHeadsMC.
Аналогичная услуга появилась и у российских транспортных компаний. Основная задача — обеспечить сохранность груза. Как пояснили в ГК «Деловые Линии», это решается индивидуальной упаковкой для мотоцикла, которая изготавливается в шесть этапов. «Особенно тщательно упаковываются детали, наиболее уязвимые в пути: зеркала, ручки газа и сцепления, навесное оборудование, банки глушителей, фары и габаритные огни, любые хромированные детали. Сам мотоцикл устанавливается вертикально на поддоне-основании из доски и бруса, колеса фиксируются упорами. Дальше техника притягивается к поддону-основанию стреппинг-лентой в пяти точках. Затем все оборачивается стретч-пленкой и упаковывается в жесткую обрешетку, — описывает процедуру руководитель пресс-службы ГК «Деловые Линии» Алексей Киселев, опытный байкер, проехавший с интернациональной группой некоторые участки мотопробега Китай-Россия. — Схема стандартна и поставлена на поток: только в 2018 году «Деловые Линии» перевезли более 6 тысяч единиц мототехники. Показатели сохранности груза и соблюдения сроков доставки в компании превышают 99%». К слову, «Деловые Линии» предоставили свою машину и для мотопробега «Дорога Дружбы». В «техничке», сопровождавшей колонну, перевозились запчасти, инструменты и личные вещи мотоциклистов.
Универсальные транспортные компании постоянно ищут новые ниши рынка и клиентские сегменты. Мотосообщество достаточно специфично и весьма взыскательно к качеству услуги перевозки, в нем прекрасно работает «сарафанное радио», отмечают эксперты. «Мотопутешественники — не слишком большая, но растущая аудитория, — говорит автоэксперт Виталий Новиков. — Введение в линейку спецпродукта способно привлечь костяк аудитории».