Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

К инвесторам ищут новый подход

Фото: Александр Николаев/Интерпресс
Фото: Александр Николаев/Интерпресс
В Смольном отказываются от заключения соглашений с инвесторами на ПМЭФ для галочки. Вместо погони за количеством соглашений сделают упор на качество проектов.

Каждый год правительства Петербурга и Ленобласти подписывают на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) десятки соглашений с инвесторами о сотрудничестве и реализации проектов на миллиарды рублей. 2018 год стал для Петербурга рекордным – на форуме было заключено 70 соглашений на рекордную сумму 267 млрд рублей. Соседняя Ленобласть заключила 18 соглашений на общую сумму 50 млрд рублей. РБК проанализировал, насколько за год продвинулись эти инвестиционные проекты.

Оказалось, что в городе более половины из них пока не вышли из бумажной стадии и, скорее всего, не будут реализованы в заявленные сроки. Более того, часть проектов признана слишком дорогой для бюджета и поэтому нецелесообразной. Это последствия тотальной ревизии инвестиционных проектов, которая проведена по поручению нового главы городского правительства, врио губернатора Петербурга Александра Беглова.

Новые приоритеты

Александр Беглов в своем отчете перед Законодательным Собранием обозначил свои приоритеты в сфере развития города: нужно жить по средствам, отказаться от заимствований, снижать дефицит бюджета. По его словам, необходимо переломить тренд снижения реальных доходов граждан (минус 1,7% по итогам прошлого года) и слишком скромного роста ВРП (+0,2%) и инвестиций в экономику (+4,3%). Заявленная цель – выйти на ежегодный рост экономики не менее 4,5%. «Для этого инвестиции должны прибавлять, как минимум, 6% в год. И здесь не надо рассчитывать на «счастливый случай» или удачную конъюнктуру. Надо самим поддерживать предпринимательскую инициативу, улучшать деловой климат», – заявил Беглов. По его словам, «важно запустить новый инвестиционный цикл с помощью федерального софинансирования и привлечения ресурсов крупнейших российских компаний».

Действительно, врио губернатора делает ставку на средства из федерального бюджета. В ноябре прошлого года он написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой выделить Петербургу 440 млрд рублей на 17 крупных инфраструктурных проектов, сообщила газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с документом. Проекты глава Смольного предложил включить в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры», рассчитанный до 2024 года. Пока же городу согласовали выделение значительно меньшей суммы. В мае пресс-служба Смольного отчиталась, что Петербург дополнительно получит из федерального бюджета 45,2 млрд рублей для строительства инфраструктурных проектов. Ранее Беглову удалось договориться о выделении из федерального бюджета 10 млрд на выкуп у девелоперов социальных объектов.

Политические риски

Из 70 петербургских соглашений на ПМЭФ-2018 почти половина относились к рамочным и не предусматривали конкретных договоренностей с бизнесом. Среди более реальных проектов были соглашения в области строительства, медицины, транспорта, промышленности, территориального развития, ЖКХ. Условно их можно разделить на два больших блока: инвестиционные договоры по спортивным объектам и по объектам транспортной инфраструктуры.

Именно проекты транспортного блока не нашли поддержки у нового градоначальника и его команды. Одним из самых крупных проектов, реализация которого была заморожена, стало строительство линии аэроэкспресса от Витебского вокзала в Пулково. Различные варианты реализации этого проекта обсуждаются уже более десяти лет. «Петербург очень заинтересован в «Аэроэкспрессе». Нас вдохновляет опыт Москвы, где он уже есть. И мы будем делать все, чтобы создать свой проект высокого качества», – заявлял на подписании соглашения по проекту на ПМЭФ-2018 губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Планировалось, что стоимость проекта составит 18,8 млрд рублей, размер частных инвестиций – 8,8 млрд рублей, более половины от общей суммы должен был вложить городской бюджет. Но такие расходы не вписались в объявленную Александром Бегловым кампанию по экономии бюджетных средств. Вопрос с доставкой пассажиров в аэропорт предложили решить за счет увеличения числа рейсовых автобусов.

Определение стратегии и плана развития инфраструктуры любого города, в том числе транспортной системы – прерогатива правительства региона, комментирует генеральный директор московского ООО «Аэроэкспресс» Алина Бисембаева. «Создание железнодорожной ветки между Пулково и Санкт-Петербургом обеспечило бы городу наличие современного транспортно-логистического комплекса с учетом требований международных стандартов. Запуск аэроэкспресса стал бы весомым вкладом в имидж Северной столицы и сделал бы ее еще более привлекательной для туризма и повседневной жизни», – полагает Бисембаева. Она ссылается на мировую практику: все крупные аэропорты имеют прямое железнодорожное сообщение с городом. На железную дорогу может приходиться не меньше 30% пассажиропотока по маршруту «аэропорт – город». «Это актуально и в случае стремительно развивающегося аэропорта Пулково, пассажиропоток которого в 2018 году увеличился на 12,4% и составил рекордные для авиаузла 18,1 млн пассажиров», – подчеркивает она.

В прошлом году в рамках ПМЭФ был подписан пул соглашений о строительстве новых трамвайных линий. Самый значительный объем вложений был предусмотрен в соглашении Смольного с ООО «БалтНеджСервис» (дочерняя структура АБЗ–1 и «Газпромбанка»), которое выиграло конкурс на строительство и эксплуатацию линии скоростного трамвая от станции метро «Купчино» до Славянки через поселок Шушары. Планируемая стоимость линии – более 34 млрд рублей. Однако, как сообщили РБК в городском комитете по инвестициям, за год концессионное соглашение подписано не было.

Пока не продвинулось и соглашение с турецкой «Ренейссанс Констракшн» об участии в строительстве трамвайной ветки от станции метро «Южная» до Колпино на основе ГЧП. Только к концу 2019 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен разработать проектно-сметную документацию для этой трамвайной линии. Решение о подготовке концепции и конкурсной документации будет принято после завершения проектирования и получения положительного заключения государственной экспертизы, уточнили в комитете по инвестициям.

Похожим образом развивается ситуация вокруг соглашения с итало-турецкой IC ICTAS Insaat Sanayi ve Ticaret A. S. и Astaldi S.p.A. о создании линии легкорельсового трамвая от станции метро «Кировский завод» до Красного Села и проекта РЖД по расширению существующей железнодорожной ветки от станции метро «Старая Деревня» до Белоострова. На паузу поставлен проект компании «Вернисаж» по строительству автовокзала «Южный» в Купчино, а также проект строительства нового речного порта на деньги Евразийского банка.

Как следует из данных, предоставленных РБК комитетом по инвестициям Смольного, из всех проектов, анонсированных на прошлогоднем ПМЭФ, в активной стадии реализации находятся только восемь.

К инвесторам ищут новый подход

Преждевременно и недопустимо

Впрочем, затормозилось развитие не только крупных инфраструктурных проектов с госучастием, но и частных культурных инициатив. Так, в рамках ПМЭФ фонд «Петербург Достоевского» подписал соглашение с городом о строительстве за 650 млн рублей в Кузнечном переулке нового здания литературно-мемориального музея Федора Достоевского к 200-летию со дня рождения писателя в 2021 году. Жители соседних домов и градозащитники выступали против проекта: одним не понравилась сама идея строительства нового здания в окружении исторической застройки, другие хотели защитить от застройки сквер, где планировалось возводить здание музея.

В мае депутат Борис Вишневский обнародовал свою переписку с Александром Бегловым. Глава Смольного назвал проект по созданию нового здания музея в Кузнечном переулке «преждевременным», а его строительство на данном земельном участке «недопустимым». Пятно под застройку пообещали перевести в перечень зон зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП).

«Где нет стабильности, там нет бизнеса. Такие истории отрицательно сказываются на репутации города. Что должны думать люди, которые жертвовали деньги на расширение музея Достоевского, когда в угоду нескольким десяткам бузотеров в предвыборный год администрация города решает лишить горожан и туристов, поклонников творчества писателя возможности посетить его музей в цивилизованных условиях? Проект собирались реализовать без копейки бюджетных денег. Все, что мы просили у города, – небольшой участок земли», – сетует автор проекта нового музея, соучредитель Фонда «Петербург Достоевского» Евгений Герасимов.

Стоит отметить, что случаи отказа от крупных проектов после смены команды Смольного бывали и раньше. Так, после назначения на пост губернатора в 2011 году Георгий Полтавченко остановил проекты строительства Орловского тоннеля, Ново-Адмиралтейского моста и Дворца искусств на Васильевском острове.

Внешние факторы

Зачастую трудности в реализации крупных проектов, а соответственно и дополнительные риски для инвесторов, возникают в силу обстоятельств, на которые городской власти сложно повлиять. И это касается не только соглашений, анонсируемых на ПМЭФ. В последнее время в Петербурге был заморожен и ряд других проектов, ранее получивших статус стратегических, а значит, особо важных и приоритетных для города. Так, в декабре Смольный расторг соглашение с ООО «ЛМТ» (входит в греческий консорциум Helektor S.A. — Aktor Concession S.A) о строительстве мусороперерабатывающего завода в Каменке. Было отменено строительство в парке Интернационалистов океанариума компанией «Оптима» (аффилирована с московской ГК «Киевская площадь» Года Нисанова и Захара Илиева).

Трудности возникли и с реализацией проекта инвест-отеля «Корабли». Отметим, что ООО «НТД» (входит в Plaza Lotus Group Бориса и Михаила Зингаревичей) получило этот участок в качестве компенсации за отмену другого проекта, который планировала реализовать компания. Речь идет о планах реконструкции под гостиницу Конюшенного ведомства. Зимой по инициативе депутатов будущую стройплощадку в устье реки Смоленки перевели в ЗНОП, что исключает строительство на данной территории. Соответствующий закон подписал Александр Беглов, хотя инвестор пытается договориться о том, чтобы все-таки построить объект в обмен на создание сквера на соседнем участке.

Скандалы не нужны

Все эти проекты объединяет одно – против их реализации возражали местные жители, активисты и депутаты. «На примере Екатеринбурга все увидели, до чего могут довести протесты жителей против застройки сквера. После вмешательства президента многие главы регионов будут стараться не допускать подобных градостроительных конфликтов с жителями», – прогнозирует директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Безусловно, отмена проектов не идет на пользу инвестиционному климату, создает нервозность на рынке среди всех его игроков, мешает устойчивому развитию городской среды. Однако в том случае, если проект перестал быть актуальным для города, возникли новые обстоятельства, требующие его корректировки или отмены, реновация проекта должна произойти. При этом важно, чтобы инвестору, который вложил в него деньги и другие ресурсы, был компенсирован наносимый отменой ущерб. Такое прекращение возможно в исключительных случаях и в интересах государства. На сегодняшний день схема компенсации отсутствует, что сильно повышает риски инвестора, который не защищен от потери вложений и упущенной выгоды», – констатирует операционный директор Plaza Lotus Group Ольга Смирнова.

Область стабильности

В Ленинградской области, несмотря на стабильность власти (губернатор Александр Дрозденко бессменно руководит регионом с 2012 года), также реализуются не все проекты из заявленных на ПМЭФ-2018. По данным комитета экономического развития и инвестиционной деятельности ЛО, «Гринкарбон», дочка бельгийского инвестфонда Beward Investment, отказалась от строительства завода по производству пеллет (древесных гранул) в Подпорожском районе Ленобласти за 1,3 млрд рублей. Компании не удалось договориться о включении этого проекта в перечень приоритетных в области освоения лесов, чтобы получить участки лесного фонда на льготных условиях. Без гарантий обеспечения сырьем «Гринкарбон» приостановил реализацию инвестиционного проекта.

При этом большинство соглашений, подписанных на ПМЭФ с инвесторами год назад, успешно реализуются. Две компании получили разрешение на строительство: «Нокиан Тайерс» – на автоматизированный складской комплекс с объемом инвестиций 1,8 млрд рублей, «Рока Рус» – на вторую очередь завода по производству фаянсовой сантехники за 3,8 млрд рублей. А племенной завод «Бугры» уже завершает работы по созданию селекционно-генетического центра для разведения крупного рогатого скота. Его планируют открыть в июле этого года. «Агентство территориального развития М10» привлекло первого резидента в индустриальный парк в Тосненском районе Ленобласти – ЗАО «КАПРИ» (будет выпускать автоприцепы для транспортировки нефтепродуктов и химических жидкостей), для ТГК-1 подобрали участок для размещения ветропарка. ГК «Пигмент» получил заем в 500 млн рублей по программе развития Фонда развития промышленности на запуск нового производства эпоксидных смол и порошковых красок.

Конкуренция за инвестора

Несмотря на заморозку крупных проектов, в рейтинге инвестиционного климата регионов России «РАЭКС-Аналитика» Петербург входит в тройку регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском, уступив лишь столице и Подмосковью. В прошлогоднем национальном рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ Петербург впервые поднялся до четвертого места. В лидерах – Тюмень, Татарстан и Москва.

«У Санкт-Петербурга два главных конкурента с точки зрения привлечения инвестиций — Москва и Ленинградская область. С Москвой конкуренция идет прежде всего за инвесторов, заинтересованных в размещении корпоративных центров и в реализации крупных инфраструктурных проектов. Что касается конкуренции между Петербургом и Ленинградской областью, то здесь конкурентная борьба еще более жесткая: город и область имеют равные стартовые позиции с точки зрения географического положения, кадрового потенциала, транспортных потоков», – считает руководитель проекта «Рейтинги регионов России» Национального рейтингового агентства Александр Пахалов.

По его словам, несколько лет назад превосходство Петербурга над Ленобластью по привлекаемым инвестициям выглядело неоспоримым, но в последующие годы ситуация стала меняться. В 2018 году Петербург привлек примерно на 30% больше прямых иностранных инвестиций, чем Ленобласть, хотя еще пять лет назад преимущество города над областью было более чем трехкратным. «В ряде случаев площадки для реализации потенциальных инвестиционных проектов, расположенные в городе и области, находятся буквально в нескольких метрах друг от друга. Например, относящиеся к области индустриальный парк «Кола» и промзона «Уткина заводь» непосредственно примыкают к традиционным промышленным районам Петербурга. В таких случаях выбор инвестора зависит от готовности региональных властей содействовать в реализации проекта льготами, упрощением процедур, подключением к сетям. В совокупности это все и называется инвестиционным климатом. А с точки зрения улучшения инвестиционного климата именно Ленобласть – один из лидеров в стране», – говорит Александр Пахалов.

С точки зрения географического распределения инвестиций между регионами России можно утверждать, что базовые преимущества играют более значимую роль для инвесторов: в числе лидеров по привлекаемым инвестициям всегда остаются регионы с безусловными конкурентными преимуществами (например, Москва со столичным статусом или Тюменская область с огромными запасами нефтегазовых ресурсов), считают в НРА. «Однако качество бизнес-климата тоже играет роль в принятии инвестиционных решений. Инвесторы ищут регионы с понятными «правилами игры», которые четко обозначает региональная власть и которых она придерживается во взаимоотношениях с бизнесом. Стабильность этих правил не менее важна, чем их комфортность: для инвесторов важно иметь уверенность в том, что достигнутые договоренности о тех или иных преференциях не исчезнут на горизонте планирования проекта», – уверен Александр Пахалов.

Эдуард Батанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

Фото: Роман Киташов/РБК Петербург
Фото: Роман Киташов/РБК Петербург

«Мы стремимся к одному – увеличению инвестиций во всевозможные проекты. Но мы не являемся сторонниками погони за количеством соглашений. Соглашение о намерениях – это не более чем соглашение подумать. Соглашения нужны, когда все есть: есть инвестор и он понимает, во что и сколько он будет вкладывать. Дальше – история бизнеса: начать – не начать, взлетит – не взлетит. Поэтому мы всем открыты, но фетиша подписанных соглашений, наверное, быть не должно.

Не все задуманные проекты воплощаются в жизнь. Это аксиома, которая не требует доказательств. Некая ревизия инвестиционных проектов была нужна для оценки их перспективности. Нужно было взвесить все факторы, связанные с реализацией, и понять – к проекту приступать не стоит или он требует иных подходов.

Как инвестора можно привлечь? Прозрачностью условий правил игры. Мы все находимся в конкурентной среде, мы должны это понимать, у кого-то интересная логистика, у кого-то трудовые ресурсы, у кого-то природные, мы все находимся в конкурентных условиях, мы боремся за деньги инвесторов, это абсолютно нормальная история.

Понятно, что инвестиционная политика должна базироваться прежде всего на диалоге – с предпринимателями, федеральными структурами, общественностью. Чтобы качественно изменить инвестиционную политику, на мой взгляд, нужно сформировать единый стандартизированный подход к инвесторам, создав сервисное оперативное сопровождение проектов.

Новый инвестиционный цикл мы планируем запустить с активным привлечением средств федерального бюджета, международных банков развития и ресурсов крупнейших российских компаний, в том числе в рамках реализации национальных проектов».

Дмитрий Ялов, заместитель председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург

«Ленинградская область остается в числе инвестиционно привлекательных регионов уже много лет. В последние годы мы сознательно уходим от помощи инвесторам в ручном режиме и для этого создали эффективную систему работы с инвесторами. «Агентство экономического развития Ленинградской области» занимается комплексным сопровождением инвестиционных проектов – от выбора участка до введения в эксплуатацию производства. У нас есть интегрированная региональная информационная система – это самая полная и открытая база инвестиционных площадок региона. Несмотря на нашу выстроенную систему взаимодействия с бизнесом, очень важно и личное отношение губернатора к бизнесу, понимание его задач и решение их проблем.

Основным фактором при принятии решения о размещении производств в регионах для инвесторов является близость к рынку, затем – кадры и только после – земельные ресурсы и налоговые льготы.

Сейчас мы пересматриваем региональные налоговые преференции, в связи решением Минфина о сохранении льготы по налогу на прибыль только до 2022 года. В перспективе они будут доступны для тех, у кого специальный инвестиционный контракт (СПИК) или региональный инвестиционный проект (РИП). Мы планируем установить ставку по налогу на прибыль для инвесторов на уровне 10% для компаний, имеющих статус РИП, и вложивших в новый проект не менее 50 млн рублей.

Мы не ведем и не вели жесткую конкурентную политику по отношению к другим регионам, в том числе и с соседним Санкт-Петербургом, с которым нас часто сравнивают. Для нас важно оставаться в пятерке инвестиционно активных регионов России и предлагать бизнесу не только «стандартный набор» финансовой поддержки, но и новые механизмы, которые позволяют упростить процедуры реализации проектов».

Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business:

Фото: Legal to Business
Фото: Legal to Business

«Петербургский международный экономический форум – явление значимое не только для региона, но и для страны в целом, ключевой миссией которого является создание платформы, практического инструмента для бизнеса. Ежегодно это событие посещают делегации более чем из 120 стран мира. Учитывая статистику, а также результаты прошлогодних ПМЭФ, можно смело утверждать, что мероприятие является не столько статусным, сколько практическим: достигаются определенные соглашения в различных сферах экономики от фармацевтики до цифровых технологий, реализуются программы развития сотрудничества регионов страны, заключаются межгосударственные контракты. Расширяется также и сеть международных партнеров форума. Все это в совокупности дает бизнесу возможность регионального и международного развития и сотрудничества.

Что же касается реализации – необходимо отдельно отметить, что, к сожалению, далеко не все проекты стратегического значения доходят до этой стадии. Заключение соглашения – это только начало, в ходе реализации порой возникают труднопреодолимые барьеры, например, как при строительстве Санкт-Петербургского завода дизельных запчастей. Несмотря на то что завод получил статус стратегического партнера еще в 2017 году, подтвержденный на ПМЭФ-2018, проект строительства не прошел еще даже стадию инженерных изысканий. Затягивание процесса получения необходимых согласований на уровне чиновников региона вполне может привести к потере актуальности проекта и отказа от его реализации.

Одним из ключевых факторов привлечения дополнительных инвестиций в регионы является «преемственность поколений» при смене руководителей и следование заданным курсом, резкое изменение вектора развития не будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и даже может «заморозить» уже существующие и реализуемые проекты».

Александра Питкянен, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса:

Фото: Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса
Фото: Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса

«Для представителей бизнес-сообщества, для предпринимателей, для всех успешных, перспективных и быстроразвивающихся компаний участие в форумах подобного масштаба, как ПМЭФ, дает уникальную возможность расширить свои деловые связи, вступить в диалог с ведущими мировыми политиками и бизнесменами, интегрироваться в обсуждение ключевых экономических проблем, выдвинуть предложения по вариантам их решений, наметить пути своего дальнейшего развития с учетом достижения общих целей. Для бизнеса региональная программа с участием губернаторов Санкт-Петербурга и Ленобласти не менее актуальна, ведь информированность предпринимателей о возможных направлениях сотрудничества и финансирования с применением инструментов государственной поддержки именно в конкретном регионе может помочь в развитии и расширении своих бизнес-процессов. И, конечно же, такие площадки, как ПМЭФ, предоставляют широкие возможности для поиска потенциальных инвесторов и партнеров. Не случайно ежегодно на экономическом форуме подписывается множество соглашений о сотрудничестве, а количество лиц, заинтересованных в участии, с каждым годом все растет: в прошлом году форум посетило рекордное количество участников. В 2019 году участников заявлено не меньше.

Конкуренция между регионами за инвесторов, в принципе, естественна и играет стимулирующую роль. Но важно учитывать существующие региональные различия и создавать благоприятные условия для регулируемой конкуренции с привлечением государственных институтов развития, поддержка которых может помочь нивелировать различия между регионами и будет способствовать развитию эффективной, результативной конкуренции за привлечение инвестиций.

Для бизнеса важно формирование общего благоприятного инвестиционного климата в регионе, а это значит наличие и ясной, четкой стратегии развития региона, и информационной открытости, и работающего инвестиционного законодательства, и кадрового потенциала, и достойного уровня развития общественной среды. В совокупности эти факторы и будут играть роль для бизнеса при выборе региона для расширения своего присутствия».
 

Скачать Содержание
Закрыть