Пока более 80% пациентов петербургских клиник эстетической медицины составляют женщины. Однако, как отмечают участники рынка, гендерный состав клиентуры стремительно меняется — среди потребителей услуги становится все больше представителей сильного пола. Наблюдения исследовательской компании GFK показали, что этот тренд характерен не только для России, но и для других стран мира. Результаты опросов говорят о том, что привлекательная внешность все чаще рассматривается как важный актив, а соответственно, выгодный объект для инвестиций. Реагируя на эти изменения, клиники стараются сформировать портфель услуг, ориентированный на мужскую аудиторию.
Гендерное равенство
По оценкам участников рынка, сегодня на мужчин приходится не больше 10-15% в общем числе пациентов петербургских клиник эстетической медицины. Однако доля мужчин уверенно растет, констатирует д.м.н., зав. кафедрой пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ им. Мечникова Мария Волох.
«Число пациентов мужского пола, пользующихся услугами пластической хирургии, растет примерно на 10% в год. Причина — в изменении психологии мужчин, их представлений о себе и требований к ним со стороны общества», — поясняет Мария Волох. В ответ на изменения мужской психологии медики, по их словам, готовы предложить ассортимент услуг, которые могут пользоваться спросом у представителей сильного пола.
Впрочем, пока радикально менять портфель услуг клиникам не приходится, говорит главный пластический хирург сети многопрофильных клиник «СМТ» Павел Федоров. «Спектры косметологических услуг для мужчин и женщин, за некоторыми исключениями, мало отличаются», — поясняет эксперт.
Как уточнил пластический хирург и учредитель клиники «ГрандМед» Алексей Украинский, петербургские мужчины предъявляют спрос практически на все предлагаемые услуги за исключением сугубо женских процедур — таких, как увеличение губ и перманентный макияж. «Все остальное, включая LPG-массаж, фото— и лазерную эпиляцию, инъекционную медицину, лазерное и ультразвуковое омоложение лица мужской аудиторией уже освоено», — рассказывает Алексей Украинский.
Французские штучки
В частности, мужчины все более активно интересуются процедурами, которые традиционно считались прерогативой женщин. Например, аппаратной методикой моделирования тела — эндермологией. При этом результат можно получить без лишних усилий — от пациента требуется только вовремя приходить на процедуры.
В этом смысле, как отмечают игроки рынка, мужчины зачастую являются более выгодной аудиторией, чем женщины. «Интересно, что в этом плане мужчины гораздо дисциплинированнее женщин, — поясняет Павел Федоров. — Если ты спланировал курс, расписал по дням — можешь не сомневаться, что мужчина-пациент будет соблюдать график».
Автор эндермологической методики, французский ученый Л.П. Готье, в 1980-х создал аппарат для реабилитации пациентов после травм. Его назвали в честь самого изобретателя: LPG. У пациентов, которые проходили сеансы на новом аппарате, был отмечен интересный побочный эффект. Они стремительно теряли лишний вес, а их кожа становилась гладкой и упругой.
В процессе процедуры из тканей тела пациента уходит лишняя жидкость, с которой выводятся токсины. Стенки сосудов укрепляются, становятся более эластичными. В ответ на стимуляцию соединительной ткани в клетках тела усиленно вырабатываются коллаген и эластин, отвечающие за молодость и упругость кожи, мышцы подтягиваются, а слой подкожно-жировой клетчатки уменьшается.
«Сегодня в целом ряде клиник города, в том числе и в нашей, используются новейшие установки французской компании LPG Systems», — рассказывает Павел Федоров. Как утверждают представители клиник, за курс процедур можно потерять в объемах до 10 см, а иногда и больше. Клиенты видят в этой услуге альтернативу спортзалу, однако медики уверены в том, что, если сочетать сеансы LPG с занятиями в фитнес-клубе, результат будет еще более быстрым и ярким.
Инъекция дружелюбия
Впрочем, основной спрос в сфере эстетической медицины мужчины предъявляют на процедуры по омоложению лица, говорит Алексей Украинский. По его словам, помимо хирургического лифтинга, лидирующие позиции в этом сегменте удерживает контурная пластика. Принцип прост: в зоны лица, требующие коррекции (у мужчин это в основном носогубные складки, морщины в уголках рта, глубокие складки на лбу), инъекционным способом вводятся специальные гели различной плотности.
Как утверждают представители клиник, благодаря таким инъекциям морщины значительно сглаживаются, замедляется процесс старения кожи. По словам участников рынка эстетической медицины, подобные процедуры пользуются популярностью у бизнесменов, поскольку способны влиять на эффективность деловых контактов. Как говорят медики, после процедуры омоложения лицо не только избавляется от морщин, но и становится более дружелюбным, что повышает шансы расположить к себе собеседника.
Другая популярная технология — безоперационный лифтинг, также направленный на омоложение лица. Процедура выполняется посредством ультразвука или лазера, поясняет Павел Федоров. Разница между двумя типами безоперационного лифтинга заключается в том, что при использовании ультразвука пациенту не требуется реабилитация, а лазерный лифтинг требует реабилитации в течение 2-3 дней. Как утверждают представители клиник, новейшие комплексные лазерные установки помогают бороться с пигментацией, выравнивают рельеф кожи, улучшают ее текстуру.
Еще одна сфера применения лазера, ориентированная специально на мужчин, — коррекция формы усов и бороды. Для этого волосы удаляют с тех участков кожи, где они не должны расти, что позволяет доработать созданную форму, созданную стилистом из барбершопа.
Традиционные методы
Несмотря на стремительное развитие безоперационных методик, в сфере эстетической медицины все еще остается достаточно большое поле деятельности для пластических хирургов. «Выбор метода пластической хирургии во многом определяется возрастом пациента. А вот сам спектр востребованных процедур за последние годы никак не изменился», — рассказывает Мария Волох.
По ее словам, в сфере пластической хирургии у мужской аудитории есть свои специфические запросы. Так, у молодых мужчин самой большой популярностью пользуется ринопластика (изменение формы носа), а у пациентов в возрасте — блефаропластика (коррекция нависших век), липосакция (удаление локальных отложений подкожного жира), абдоминопластика (ликвидация жировых отложений в области живота).
Еще одна популярная хирургическая методика — эндоскопический лифтинг, позволяющий проводить операции на лице через небольшие разрезы. За счет установки мини-имплантов можно, например, скорректировать форму подбородка, сделав, таким образом, лицо более брутальным.
Взгляд в будущее
Эстетическая медицина развивается стремительно, и возможности петербургских клиник растут вместе с ней, что позволяет им расширять круг клиентов. «Сейчас наши врачи умеют ничуть не меньше западных, — говорит Павел Федоров, — об этом можно судить уже потому, что с каждым годом за услугами эстетической медицины в нашу клинику обращается все больше пациентов из-за рубежа».
Пока удовлетворять большую часть запросов со стороны мужской аудитории петербургские игроки рынка эстетической медицины могут за счет традиционного набора процедур и методик. Однако, как полагают эксперты медицинской отрасли, в дальнейшем для увеличения числа пациентов и успешного развития на рынке клиники будут вынуждены внедрять услуги и вырабатывать стратегии продвижения, специально учитывающие запросы представителей сильного пола.
Алексей Украинский, пластический хирург и учредитель клиники «ГрандМед»:
«Петербургские мужчины предъявляют спрос практически на все предлагаемые косметологические услуги за исключением сугубо женских процедур, таких как увеличение губ и перманентный макияж. Не уступает спрос у мужчин и на пластическую хирургию: липосакция, пластика живота, блефаропластика и риносептопластика».
Павел Федоров, главный пластический хирург сети многопрофильных клиник «СМТ»:
«Мужчины гораздо дисциплинированнее женщин. Если ты спланировал курс, расписал по дням — можешь не сомневаться, что мужчина-пациент будет соблюдать график».
Хазрит Кардов, пластический хирург холдинга «СМ-Клиника»:
«В штатах на долю мужчин приходится около 8% от общего числа пациентов эстетической хирургии. В России этот процент еще меньше. Но есть положительная тенденция. Мужчины все чаще появляются в кабинете пластического хирурга. Если раньше среди представителей сильного пола эта тема считалась постыдной даже для обсуждения, то сейчас мужчины заявили свои права на «территорию», до недавних пор исключительно женскую.
Спектр эстетических вмешательств для мужчин достаточно разнообразный. Особой популярностью пользуются пластические операции как на лице (ринопластика, пластика век, хирургическое омоложение лица), так и на теле (липосакция, интимная мужская пластика). И стоит отметить, диапазон эстетических услуг, оказываемый мужчинам, с каждым годом только расширяется.
Пациенты-мужчины имеют несколько отличий от пациентов-женщин. Например, чаще всего от момента, когда возникает желание что-либо изменить, до того, как прийти на консультацию, у мужчин проходит больше времени. Однако у них же путь от первичной консультации до операционного стола намного короче. Решения о сроках и объеме операции принимаются в большинстве случаев достаточно быстро».