«Время клиентов – ресурс, который мы высоко ценим»
Материалы выпуска
Фудкорты ждёт перестройка Экспертиза РИФ-2019: во что Петербург и Ленобласть готовы вкладывать деньги Решения Офис для хипстера Рынок «Время клиентов – ресурс, который мы высоко ценим» Инструменты Морская кадриль Рынок "Диджитализация привлекает в банк все больше клиентов" Компетенция В Петербурге вручили награды лидерам рынка недвижимости Рынок «Мы способны повлиять на профессиональную судьбу художников» Компетенция «Грузите документы КАМАЗами»: как проверяют российский бизнес Рынок Идем на рекорд: Петербург готовится принять исторические матчи Решения
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Время клиентов – ресурс, который мы высоко ценим»

Глава Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо рассказал, как реализуется в Петербурге новая стратегия развития банка.
Глава Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо (Фото: Пресс-служба)

В декабре 2017 года Сбербанк России утвердил новую стратегию развития до 2020 года. По истечении года глава Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо рассказывает о том, как она реализуется на Северо-Западе и, в частности, в Санкт-Петербурге, и как новые экономические вызовы отразились на работе банка.

— Несмотря на возросшую волатильность и внешние вызовы, Сбербанк показывает рост бизнеса. Это связано в первую очередь с уменьшением числа конкурентов или с правильно выбранной стратегией?

— Конечно, уменьшение числа банков вносит свою лепту, и определенный клиентский приток из проблемных кредитных организаций действительно есть — было бы глупо это отрицать. Вместе с тем, влияние этого фактора не столь значительно — так или иначе, есть минимум два десятка конкурентов, среди которых и другие банки с госучастием, между которыми клиент выбирает. Если идут к нам — значит, наш сервис для человека предпочтителен. И это объясняется совершенно объективными факторами: у нас выгодные ставки и длинные сроки кредитования, высокая надежность, продвинутые дистанционные каналы обслуживания — одни из лучших на рынке, — самая широкая сеть физического присутствия, кастомизированные предложения, появление ряда связанных небанковских продуктов, которые можно получить в режиме «одного окна», и так далее.

— Прокомментируйте изменение кредитного портфеля в текущем году. Насколько оно соответствует плановым?

— Общий объем корпоративного кредитного портфеля Северо-Западного банка Сбербанка по состоянию на 1 декабря 2018 года составил 757,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 134,9 млрд. В отраслевом разрезе по объемам кредитования лидируют строительство, торговля, сельское хозяйство, машиностроение, энергетика и водоснабжение.

По прогнозам, портфель малого и микробизнеса Северо-Западного банка по итогам 2018 года превысит 40 млрд руб. Прирост портфеля кредитов малого и микробизнеса составит около 39%. Это результат нашей плотной работы с малым бизнесом. Несколько лет назад банк начал выстраивать собственную модель работы с этим сегментом на основе искусственного интеллекта и технологии Big Data, научился корректно оценивать риски, пересмотрел продуктовую линейку. Сервисы для бизнеса становятся легче, проще. Взять хотя бы пластиковые карты: благодаря запущенной Сбербанком в конце прошлого года кредитке для бизнеса предприниматели получили те же преференции, что и физлица — в их арсенале появился инструмент, который дает возможность значительно сократить трудозатраты на выполнение основных бухгалтерских операций и контролировать финансовую дисциплину сотрудников компании.

Сегодня мы формируем экосистему, включающую в том числе небанковские услуги, которая позволит предпринимателям получать необходимые им для ведения бизнеса сервисы на одной платформе.

— Насколько сейчас востребованы кредиты малым бизнесом? По стране в среднем кредитуется только 6% от общего числа обслуживающихся в банках малых предприятий.

— У нас этот показатель на 17% выше рыночного. Если смотреть на официальную отчетность, то не более половины от числа компаний малого бизнеса кредитосопособны. Мы предлагаем малому бизнесу предварительно одобренные кредиты — анализ, как я уже упомянул, производится на основе Big Data и включает в себя совокупность данных на основе нашей собственной статистики, различных систем вроде СПАРК, а также интернет-сайтов компаний и прочих доступных данных в интернете.

— Какова скорость принятия решения о выдаче кредита? Это один из главных критериев при выборе кредитора.

— Время клиентов — это тот ресурс, который мы высоко ценим, потому что сами ведем бизнес и понимаем важность каждой минуты. Одно из последних наших достижений в этом направлении — запуск проекта «Семь минут»: именно за такое время принимается решение о предоставлении кредита крупному бизнесу. Заявку можно подать в личном кабинете «Сбербанк Бизнес Онлайн». И далее процесс полностью — от заполнения анкеты до подписания кредитного договора и получения денег на счет — осуществляется онлайн, и, если заем без поручительства, посещение банка не потребуется.

— Какова динамика бизнеса по физическим лицам в Северо-Западном банке?

— Розничный кредитный портфель Северо-Западного банка за 11 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 28% и составил 724,2 млрд руб. В структуре портфеля 60% занимает ипотека, 29% потребительское кредитование и 11% — кредитные карты. По сравнению с прошлым годом эти пропорции практически не изменились.

Объем выданных за 11 месяцев ипотечных кредитов на 46% превысил аналогичный показатель прошлого года и составил 181 млрд рублей.

Объем срочных депозитов перевалил отметку в 1 трлн руб., прибавив 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 232 млрд от общего объема вкладов открыто онлайн, что почти на 40% больше, чем в прошлом году.

— Как развиваются дистанционные каналы обслуживания?

— Ключевой драйвер развития удаленного сервиса — мобильное приложение Сбербанка. Постоянное совершенствование его функционала делает приложение незаменимым помощником и экономит время. Но и корпоративные клиенты активно идут в онлайн – так, в четвертом квартале текущего года доля продаж онлайн компаниям по банку в целом составляет уже 38%. Всего порядка 90% основных сервисов банка доступны дистанционно.

— Сегодня многие крупные компании вкладываются в цифровизацию, создают свои цифровые экосистемы. Возможно ли объединить их возможности с вашими?

— Цифровизация услуг — одна из главных наших целей. К примеру, в числе последних разработок — сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета. Этот инструмент позволяет зарегистрировать бизнес онлайн и легитимизировать его за один личный визит, который займет не более 10 минут. Учитывая, что с начала 2019 года регистрация бизнеса онлайн освобождает предпринимателя от уплаты госпошлины, этот сервис весьма удобен начинающим предпринимателям.

Что касается объединения наших возможностей с другими экосистемами, то мы готовы делать это к обоюдной пользе. В итоге выигрывает и бизнес, и конечный потребитель. Опыт интеграции систем и, соответственно, взаимодействия IT-подразделений, интересен и полезен. Например, чтобы у «Деловых Линий» платежи «летали», нужно в ряде случаев согласовывать изменения систем: перестройки в одностороннем порядке могут «уронить» работающую модель. Но и такой опыт ценен — мы научились отлаживать взаимодействие с крупными клиентами и их системами и пожинаем плоды синергии.

— Один из наиболее ярких примеров — ваш совместный маркетплейс с «Яндексом». В каких еще нетипичных отраслях мы в ближайшем будущем увидим интерес и активное участие банка?

— Уже сегодня Сбербанк имеет 9 небанковских дочерних компаний, включая упомянутый вами маркетплейс с «Яндексом». Помимо него, мы развиваем бухгалтерский и кадровый аутсорсинг, маркетплейс здравоохранения, телеком, логистику, ресторанную индустрию и другие направления. Оператор программы «Спасибо от Сбербанка» запускает сеть кинотеатров виртуальной реальности с персональными залами. Все это укладывается в Стратегию 2020 — возможность предоставить клиентам максимально возможный спектр услуг, выйти за рамки традиционного банка.