Динамику рынка современного искусства в России эксперты оценивают как положительную: в сравнении с 2015 годом он вырос примерно вдвое, что доказывает эффективность различных систем поддержки новых российских проектов в области искусства. Одним из них стал конкурс NOVAART, который стартует в Петербурге с 15 декабря. О том, как развивается этот проект, рассказала основатель галереи ANNA NOVA и одна из учредителей конкурса Анна Баринова.
— Чем организованный вами конкурс отличается от других аналогичных инициатив?
— Одна из основных целей Anna Nova Gallery — поддержка молодого поколения художников и поиск новых авторов, работающих в области современного искусства. Для этого в 2006 году и был инициирован конкурс, сегодня вышедший за пределы галереи и ставший самостоятельным проектом федерального масштаба.
Я бы выделила три основных отличия конкурса Nova Art. Во-первых, это конкурс новых проектов, а не готовых работ. Есть идея, которая не воплощена, — потенциальный участник конкурса описывает ее в заявке и присылает нам с 15 декабря по 1 марта. Мы же помогаем воплотить эти идеи в жизнь путем экспертной поддержки, выделения грантов и других инструментов, предоставляемых партнерами и попечителями. По сути, мы строим платформу, на которой замыслы имеют все шансы превратиться в реальные проекты, заметные профессиональному сообществу и широкой аудитории.
Второй особенностью нашего конкурса является то, что в нем нет победителей, совсем. Мы отказались от классической соревновательной модели и решили, что разные меры поддержки получат 12 художников, которых выбирает авторитетное международное жюри. Его представляют передовые отечественные и зарубежные кураторы, прогрессивные галеристы, специалисты в области медиа-арта. В том числе, это профессор компьютерных наук Лев Манович, основатель и директор bitforms gallery Стивен Сакс, основатель DSL Сollection Сильвиан Леви, куратор Калининградского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов, медиахудожник Аристарх Чернышев, Екатерина Скорб (Профессор кафедры химии и молекулярной биологии; сотрудник международной лаборатории SCAMT Университета ИТМО) и куратор Джоанна де Вос.
Третья особенность — это итоговая выставка на одной из центральных выставочных площадок Петербурга, где свои проекты покажут все 12 художников-финалистов. Особенность экспозиции заключается в том, что она будет состоять не из готовых работ, а из концептуальных презентаций выставочных проектов. Над организацией выставки будет работать куратор конкурса Ольга Шишко и архитектурное бюро Rhizome Group.
— Кто может участвовать в конкурсе?
— Принять участие в конкурсе может любой художник из России не старше тридцати пяти лет. Для этого ему нужно правильно подать идею своего художественного проекта, тщательно продумав детали ее реализации. Краткое описание концепции, предварительные эскизы, технический райдер и подробный бюджет необходимо приложить к заявке, которую можно заполнить на сайте конкурса. Важно обратить внимание на то, что к рассмотрению будут приниматься только те проекты, которые еще не были нигде реализованы. Они также должны соответствовать теме этого года: «Это Начало» или виртуальный гений». Несмотря на то, что мы посвятили конкурс теме инноваций, у нас нет никаких ограничений по технике или используемым медиа, то есть принять участие в нем могут как художники, работающие с new media art, так и художники, занимающиеся живописью. Поскольку прием заявок начнется 15 декабря и завершится 1 марта, желающим испытать свои творческие силы надо начать работу над заявкой уже сейчас.
— Может ли Nova Art повлиять на развитие современного искусства, внести вклад в современную культуру?
— Чем больше будет талантливых художников, тем шире и глубже будет наше мышление. В этом и заключается наш скромный вклад в культуру, которая, в свою очередь, неявно влияет на все остальные сферы жизни. В современном мире нужно учиться строить новые нейронные связи и допускать иррациональность нашего экзистенциального опыта, а искусство здесь — самый верный помощник.
— В каком состоянии сейчас находится современное искусство в России, если давать краткую характеристику — депрессия, подъем, стагнация? И какие направления современного искусства наиболее динамично развиваются?
— Я бы сказала, что сейчас мы наблюдаем подъем, правда, он идет непросто. Важно понимать, что рынок современного искусства зависит от состояния экономики, а волатильность спроса — от сочетания самых разных факторов. Аналитическая компания In Art оценила российский рынок искусства в 2017 году в 20 млн. евро, что, по моим подсчетам, составляет менее 1% от мирового объема.
При этом в сравнении с 2015 годом наш рынок вырос на 52%, так что все-таки динамика положительная. Мы видим это даже на примере ярмарки Cosmoscow, которая из года в год показывает стабильный рост интереса к современному искусству и спроса на него. Если смотреть на эмоциональную составляющую, то я вижу, что люди стали активней вовлекаться в культурную сферу, стали чаще ходить на наши выставки. Бизнес тоже эволюционирует — он начал понимать преимущества работы с арт-проектами, стали появляться новые модели взаимодействия на художественном рынке. Ведь искусство создает новый инструмент для коммуникации, позволяет анализировать окружающую реальность и открывать мир с новых ракурсов. Не говоря о том, что искусство эффективно развивает так называемые soft skills, наиболее важные сегодня надпрофессиональные навыки.
— Как бы вы описали жизненную ситуацию молодого художника в России? Легче ли ему сейчас заявить о себе и заработать деньги «по основной профессии», чем 5-10 лет назад, или наоборот?
— В целом, люди творческих профессий в большинстве случаев выживают, а не живут. Сегодня гораздо сложнее быть востребованным художником, чем менеджером. Но парадокс в том, что сейчас мы наблюдаем вымирание технических профессий, а творческое направление становится все более актуальным. За последние пять лет появилось множество проектов, направленных на популяризацию искусства — это и образовательные программы, и ярмарки, и выставки — все это в комплексе формирует среду, повышающую спрос на творчество. Я наблюдаю такую тенденцию не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России.
Один из ярких примеров — проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства Nemoskva, который делает РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ, фонда Потанина и нефтехимической компании СИБУР. Кстати, проект может служить отличным примером взаимодействия государства и бизнеса, без которого невозможно представить переход отечественного искусства на новый уровень и его выход на серьезный международный рынок.
— Как развивается галерейный бизнес в сегодняшней России? Есть ли предпосылки для появления в стране новых галерей, музеев современного искусства — в том числе за пределами Москвы и Петербурга?
— Российский рынок растет, как и количество проектов в сфере современного искусства. В 2019 году фонд V-A-C откроет в Москве новое культурное пространство ГЭС-2. Тем временем, мы наблюдаем, как в разных городах страны появляются галереи, например, Futuro в Нижнем Новгороде или «Виктория» в Самаре. Я считаю, что чем больше будет новых институций — галерей, музеев, конкурсов, тем динамичнее и прозрачнее будет рынок. Открытая конкуренция всегда позитивно влияет на ситуацию.
— Способны ли конкурсы, подобные вашему, повлиять на профессиональную судьбу художника?
— Конечно. В этом цель конкурса Nova Art — положительно повлиять на профессиональную судьбу художника. Наш конкурс позволяет формировать среду для появления новых талантов, которые в будущем будут представлять Россию на международной художественной сцене. Его участниками в разные годы были Юлдус Бахтиозина, Илья Федотов-Федоров, Илья Гришаев — художники, чьи примеры доказывают важность подобных инициатив.
Мы даем шанс молодым и амбициозным художникам показать свои таланты ведущим мировым специалистам в области искусства, от которых зависит настоящее и будущее международной индустрии. Для этого мы заручились поддержкой экспертного совета, авторитетного жюри и попечителей конкурса. Как раз благодаря им перед участниками открывается широкое поле возможностей для самореализации.