В муниципальных поликлиниках Петербурга большинство процессов по старинке дублируются на бумажных носителях, тогда как ведущие медицинские центры вплотную подошли к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в повседневной практике. Таким образом, пространство e-health (электронного здравоохранения) в Санкт-Петербурге крайне неоднородно.
Сегодня перед отраслью стоит задача: сшить эти разнородные «лоскуты» в единое цифровое «покрывало», смысловым центром которого станет электронная медицинская карта (ЭМК) петербуржца. ЭМК, по идее, должна обеспечить хранение всей информации о пациенте и доступ к ней в режиме онлайн — вне зависимости от того, в лечебное учреждение какого уровня или формы собственности человек обратился.
Без рутины и потерь
Информатизация петербургской медицины началась более 20 лет назад: уже в середине 1990-х годов к внедрению информационных разработок приступили клиническая больница РАН, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России и другие. Первые медицинские информационные системы (МИС) отвечали на ординарные вопросы: вели учет пациентов, оказанных услуг, отслеживали движение коечного фонда и т.д.
В нулевых в цифровизацию включился медицинский бизнес. На данный момент, по словам руководителя Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, из 1200 негосударственных лечебных учреждений города подавляющее большинство установило либо самостоятельно разработанные, либо приобретенные у ИТ-компаний программные решения.
Сегодня практически все стороны жизни клиник сосредоточены в МИС: ведение медицинских записей, хранение результатов исследований, управление материальными запасами, перемещение медикаментов и расходных материалов между местами хранения и использования, заготовки, хранение и переливание компонентов крови, медицинская экономика, формирование отчетности и анализ эффективности деятельности лечебных отделений.
Внедрение электронных медицинских карт (ЭМК), а также разработка шаблонов для опросов больных и ведение отчетности в электронной форме освободили врачей от значительной части рутинной работы. «Первое и самое важное достижение — возможность отказаться от бумажных медицинских карт. МИС позволяет врачу видеть всю историю обращений пациента и его исследований, фильтровать и находить нужную ему информацию. Таким образом, врач может больше времени уделить пациенту, вместо того, чтобы листать карту в поисках последних клинических исследований», — поясняет генеральный директор ГК «АВА-ПЕТЕР» Глеб Михайлик.
Из 1200 негосударственных лечебных учреждений Петербурга подавляющее большинство установило либо самостоятельно разработанные, либо приобретенные у ИТ-компаний программные решения.
Информатизация отрасли позволяет решить еще одну обыденную проблему — обеспечить хранение и доступность медицинских данных. К примеру, объединив все аппараты ЭКГ в единую кардиологическую сеть, ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, во-первых, сэкономил, отказавшись от распечаток на дорогой термобумаге, во-вторых, перестал терять результаты исследований. «ЭКГ в электронном виде попадает на сервер, врач тут же их расшифровывает и формирует заключение. Поскольку все аппараты объединены в сеть, то мы снимаем кардиограмму в том месте, где находится пациент, описываем силами того специалиста, который в данный момент свободен, вне зависимости от того, где он находится территориально. А просмотреть можем в любом кабинете любого нашего подразделения», — рассказывает помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России Михаил Бахтин.
Помимо МИС многопрофильные медицинские центры, работающие с инструментальной диагностикой, развивают радиологические информационные системы (РИС) и создают хранилища для визуальных изображений, объем которых может исчисляться десятками терабайт в год. Но усилия окупаются — клиническая работа переходит на качественно иной уровень. «Информация о всех исследованиях лучевой диагностики, а также их результаты хранятся в электронном виде, они связаны с электронной медицинской картой пациента, их можно в любой момент времени открыть и сделать пересмотр. Оперативный доступ к информации наиболее важен в онкологии — для оценки эффективности лечения пациента», — поясняет руководитель отдела развития и внешних связей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России Юрий Комаров.
Телемедицинские сети и искусственный интеллект
Информатизация помогает медицинскому бизнесу решать и более сложные задачи, соответствующие профилю конкретного учреждения. Так, крупные сетевые игроки выстраивают федеральные телемедицинские сети, выполняющие сразу несколько функций: дистанционное управление филиалами, телемедицинские консультации, сбор данных. Как рассказали в Медицинском институте им. Березина Сергея (МИБС), врач любого из почти 100 региональных центров в 69 регионах может обратиться по телекоммуникационным каналам в консультационный центр МИБС, чтобы получить помощь в интерпретации «снимка» или письменное заключение коллеги из Петербурга и свести к минимуму возможные ошибки. В день петербургский центр проводит более 300 консультаций.
Другой федеральный сетевой игрок — занимающаяся лабораторной диагностикой компания «Хеликс» связала в сеть более 300 собственных диагностических центров, а также около тысячи государственных и коммерческих медицинских организаций, по заказу которых она выполняет исследования. «Использование информационной системы передачи данных позволяет свести к минимуму время обработки результатов анализа — благодаря автоматизации процессов валидации и сокращению человеческого фактора результаты генерируются и отправляются клиенту в течение 1-5 минут», — рассказал генеральный директор «Лабораторной службы Хеликс» Юрий Андрейчук.
Крупные сетевые игроки выстраивают федеральные телемедицинские сети, выполняющие сразу несколько функций.
В частных клиниках Петербурга есть примеры внедрения решений на основе искусственного интеллекта (ИИ). Компания «Эко-безопасность», специализирующаяся на профосмотрах, с помощью системы «МедСейф» собственной разработки сумела наладить эффективное управление потоком пациентов. МИС оценивает загруженность специалистов, категории профосмотров, длительность выполнения медицинских манипуляций и выстраивает логистику для пациента, одновременно вычленяя и закрывая «окна», образовавшиеся из-за не пришедших на прием. «В результате оптимизации оформления документации и электронной очереди общее время прохождения профосмотров сократилось в 2,5-3 раза по сравнению со средним показателем по городу», — рассказывает руководитель ГК «Эко-безопасность» Роман Константинов.
В клиниках «Полис. Euromed Group» внедряется разработка российско-американской компании Droice Labs — основанная на анализе Big Data система поддержки принятия врачебных решений, интегрированная с базой данных электронных медицинских карт пациентов. «Система дает врачу ссылки на клинические исследования, показывающие эффективность того или иного препарата, на научные статьи, прогнозирует те или иные риски для пациента, то есть действует как механизм оценки. Врачу остается взвесить альтернативы с опорой на полученную информацию и выбрать оптимальный вариант предлагаемых назначений», — говорит исполнительный директор Euromed Group Руслан Сурков. По его словам, участие машины в разы сократило время, затрачиваемое на назначение медикаментозного лечения. Существенно уменьшилось и число ошибок, связанных с человеческим фактором.
Шина готова. Объединение неизбежно
Информатизация городских медучреждений вполне ожидаемо проходит в более размеренном темпе. Региональная часть Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) строится уже пятый год, но результаты пока довольно скромные. Более половины клинических отделений не используют МИС, только треть врачей ведут электронные медицинские карты и лишь каждый шестой диагност имеет доступ к электронной базе данных пациента.
Но следует признать два неоспоримых факта. Первый — государство в лице городского комитета по здравоохранению — на сегодня единственная сила, инициирующая объединение разрозненных и разнородных МИС в одно e-health-пространство. В феврале 2017 года проект «Электронное здравоохранение» вошел в перечень приоритетных для Петербурга. В феврале 2018 года во исполнение недавно вступившего в силу 242-ФЗ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья издано распоряжение петербургского комитета по здравоохранению. Согласно ему уже с 1 января 2019 года все государственные медицинские организации города должны присоединиться к ЕГИСЗ и передавать все сведения в электронную медицинскую карту петербуржца. Годом позже их примеру последуют частные клинки — в добровольном порядке.
Для создания единого пространства электронного здравоохранения Петербург выбрал интеграционную модель, объединяющую системы разных разработчиков на основе интеграционной шины. Это более гибкий подход, не требующий от участников отрасли глобальной перестройки уже внедренных МИС. Шина уже готова и апробирована. «Процесс интеграции с частными и федеральными медцентрами не представляет для нас никаких проблем и технически отработан в разных регионах, где внедрена наша цифровая интеграционная платформа», — сообщил представитель компании-разработчика «Нетрика» Игорь Башков.
Более половины клинических отделений не используют МИС, только треть «государственных» врачей ведут электронные медицинские карты, и лишь каждый шестой диагност имеет доступ к электронной базе данных пациента.
Факт второй, подтверждающий активную заинтересованность города в информатизации здравоохранения, состоит в том, что Петербург, в отличие от большинства регионов, уже «обкатал» взаимодействие городской системы с частной компанией, запустив совместный пилотный проект с компанией «Хеликс». Начать пришлось с разработки единого справочника лабораторных тестов и услуг ЛАТЕУС, основанного на международных стандартах и подходах, описанных в справочнике LOINC. Электронный обмен направлениями на лабораторные исследования и их результатами был запущен в 2016 году. Сейчас в электронном виде обрабатываются 90 млн тестов в год.
Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) — городская организация, ответственная за цифровизацию системы здравоохранения, — демонстрирует готовность развивать сотрудничество с медицинским бизнесом. «На первом совещании МИАЦ и представителей частных клиник, состоявшемся в марте, было принято решение выбрать еще несколько направлений и запустить пилотные проекты по обмену информацией организациями разных форм собственности», — говорит Александр Солонин.
Краеугольные камни
Хотя, по словам разработчика, техническая сторона интеграции частной и государственной медицины в единое цифровое пространство сложностей не представляет, остается ряд нерешенных вопросов. Прежде всего, неявно прорисовывается архитектура будущего петербургского e-health. Где будет аккумулироваться информация о пациентах — в единой базе или на серверах клиник? В каком объеме она должна передаваться для наполнения ЭМК петербуржца? Минимальные данные (например, сканы эпикризов) не дадут возможности использовать в дальнейшем все преимущества Big Data, так как данный вид информации не подвергается машинной обработке. Если включать все сведения по максимуму — от пульса до снимков МРТ, то городская система может захлебнуться, не справившись с передачей и обработкой огромного потока информации, считает Роман Константинов. «Надо разработать критерии передаваемой информации, которой было бы достаточно, но не избыточно. При этом очень важно, чтобы единая база данных «понимала» различные МИС. Иначе смысла в этой базе данных не будет вовсе», — утверждает эксперт.
Вторая проблема — нестандартизированность форматов, в которых на сегодняшний день хранится медицинская информация. «Необходим переход на единый стандарт обмена информацией, другими словами, использование единого, всем понятного «языка», на котором будет представлена данная информация. По всему миру используется стандарт HL7 FHIR. Он включает множество ресурсов, способных покрыть весь периметр для передачи медицинских данных», — считает Юрий Андрейчук.
Но адаптация уже установленных в учреждениях медицинских информационных систем под новый стандарт требует немалых затрат, на что готовы не все частные клиники. Наконец, традиционно отстает законодательная база, четко регулирующая процесс управления персональными данными пациента. Впрочем, правовые лакуны могут быть заполнены параллельно с объединением «лоскутов» петербургской e-health.
Стоматология перешла на цифру
Александр Сильвейстр, стоматолог-ортопед сети клиник «Вероника»:
«Цифровые технологии совершили революционный переворот в стоматологии, что принципиально изменило качество, эффективность лечения и уровень комфорта пациентов. Технологии не стоят на месте, и сфера стоматологии — не исключение. Вот один пример: для определения качества окклюзионных контактов и правильного распределения нагрузки более 100 лет использовалась обычная калька (артикуляционная бумага). Но, как показывала многочисленная практика, данный метод был очень неточен. Технология компьютерной диагностики окклюзии стал настоящим прорывом в стоматологии. Цифровое оборудование и специальные программы позволяют анализировать ситуацию в полости рта и выявлять все патологии движения зубов, зоны и степень нагрузки на зубы. Точность анализа обеспечивает правильное лечение.
Наша клиника является одним из лидеров цифровой стоматологии в Санкт-Петербурге; мы используем все возможности «цифры». Когда другие клиники только начинают осваивать какую-либо новинку, мы уже имеем накопленный практический опыт работы с этой технологией.
У нас полный цикл применения «цифры», от диагностики до финальных этапов плана лечения или протезирования. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности и комфорта пациента, а также для планирования его лечения с учетом финансовых возможностей. Цифровые технологии помогают подобрать оптимальный комплекс процедур, чтобы не зависимо от объема и бюджета лечения пациент получил квалифицированную помощь и результат, на который он рассчитывает.
Технологичный подход к прогнозированию результата тоже принципиально отличается от традиционного. Теперь врач может не объяснять «на пальцах», а показать, что человек получит в итоге: для наглядной демонстрации результата мы используем компьютерное моделирование улыбки. Программа позволяет сделать точнейший и скрупулезный замер каждого зуба, далее информация отправляется в нашу зуботехническую лабораторию. Это дает уверенность доктору и пациенту, что планируемые работы, какими бы сложными они ни были, будут выполнены точно по цифровому проекту с наилучшим результатом. При этом пациент получает максимальную эстетику с сохранением всех физиологических функций и, что важно при современном ритме жизни, без необходимости прерывать дела. Пока очень немногие клиники в России обладают такими возможностями».