#2 Digital Forum РБК, 12 декабря 2017
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифровая трансформация: без права отступать

Цифровая эволюция бизнеса неизбежна, и телеком готов взять на себя ведущую роль в этом процессе
Фото: МегаФон
Фото: МегаФон
Директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Юлия Сябитова рассказала о своих взглядах на роль телеком-операторов в цифровизации российской экономики.

Эксперты Digital McKinsey оценивают потенциальный эффект для ВВП от цифровизации экономики к 2025 году в сумму от 4,1 до 8,9 трлн руб. или 19–34% роста. Вполне объяснимо, что принять участие в дележе «цифрового пирога» хотят представители различных отраслей — от производителей высокотехнологичного оборудования до консалтинговых и тренинговых компаний. Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон», уверена, что цифровизация экономики невозможна без участия телеком-операторов. Правда, для этого самим операторам придется несколько измениться. О том, каких перемен требует цифровизация от телеком-компаний и на чем именно можно в таких условиях заработать, Юлия Сябитова рассказывает РБК+.

— Сегодня операторы все больше внимания уделяют той роли, которую они могут играть в процессе цифровой трансформации экономики в стране, выстраивая вокруг этого свою стратегию. Однако многие считают, что скоро шумиха вокруг цифровизации закончится. Уверены ли в «МегаФоне», что стратегия, выстроенная с акцентом на цифровизацию, будет успешной, и это всерьез и надолго?

— Я считаю, что цифровизация — это новый этап эволюции бизнеса и технологий, в который мы вступили. 20 лет назад мы, конечно, могли представить, что телевизионный экран станет тонким и будет висеть на стене, но видели это только в фантастических фильмах с Арнольдом Шварценеггером.

Сейчас ритм жизни кардинально изменился, и это касается не только отдельных людей, но и бизнеса. Увеличиваются скорости принятия решений, сокращается время вывода на рынок новых технологий, конкуренция вынуждает бизнес меняться — все это приводит к тому, что и мы как оператор не можем оставаться на том же уровне, как даже пять лет назад. Мы сами должны проходить через цифровую трансформацию и делаем это. Именно поэтому огромное количество решений используется внутри компании — и для мониторинга оборудования, и для анализа загрузки сетей. Так, в 2015 году мы открыли Единый центр управления сетью, где в круглосуточном режиме осуществляется мониторинг сети, ИТ и сервисов, техническая поддержка клиентов, управление доменами сети. Многие решения строятся на работе с Big Data. Даже тарифы теперь создаются на базе больших данных. Например, мы проанализировали предпочтения нескольких миллионов абонентов и на основе этой информации создали тарифы линейки «Включайся!». Они максимально индивидуализированы и соответствуют реальным интересам клиентов, поэтому не содержат избыточных услуг. Анализ больших данных помогает определиться и в том, где наибольшая потребность в новой базовой станции, а где стоит открыть новый салон связи… Так что ставка на цифровую трансформацию — логичное и своевременное решение, которое, как мы надеемся, будет успешным.

— Но если «МегаФон» и так шел этим путем, то зачем понадобились заявления о смене стратегии?

— Есть цифровая повестка государства, и мы все живем в этой парадигме, работаем в единой экосистеме бизнеса. Различные законодательные решения также стимулируют нас применять цифровые решения. Особенно это касается государственного сегмента.

— А бизнес может подождать?

— Нет, конечно. Скорее даже наоборот. Во многом бизнес опережает госсегмент, потому что для предприятий, чем бы они ни занимались, цифровизация — инструмент повышения конкурентоспособности и оптимизации. Если 10 лет назад бизнесу было достаточно получить доступ к Интернету, чтобы существенно упростить и ускорить свои процессы, то сейчас речь идет уже об интегрированных цифровых услугах, которые и должны создать единую экосистему. Поэтому те решения, которые предоставляет «МегаФон», прежде всего направлены на поддержку этой потребности. Наши базовые услуги все еще являются драйверами роста, мы активно прирастаем в сегменте услуг передачи данных, но цифровая трансформация — это комплексные решения, а значит иной уровень услуг.

— Какие услуги, по вашему мнению, позволят компании заработать на цифровизации экономики?

— Их можно условно разделить на две группы. Первая ориентирована на поддержку и совершенствование бизнес-процессов наших клиентов. Фактически облачные услуги позволяют предприятиям не думать о некоторых бизнес-процессах или упростить их, сократить капитальные расходы. Так что они выгодны и бизнесу, и нам как поставщику. Например, если раньше предприятиям необходимо было разворачивать собственную АТС, закупать оборудование, настраивать и обслуживать его, то сегодня услуга «Виртуальная АТС» легко решает вопрос офисной телефонии и при этом разворачивается в секунды, не требует инвестиций в собственную телеком-инфраструктуру.

Среди других услуг, также ориентированных на оптимизацию и упрощение бизнес-процессов, — «Контроль автопарка» и «Контроль кадров». Бизнес сегодня очень хорошо умеет считать деньги, лишних средств ни у кого нет, поэтому компаниям интересны преимущества данных сервисов.

Вторая группа услуг связана с продвижением наших клиентов среди их целевой аудитории. Это уже не та реклама, которую мы привыкли видеть на ТВ и в журналах — речь идет о точечном донесении информации до аудитории с помощью услуги «МегаФон. Таргет». Например, гипермаркеты и розничные магазины теперь могут проводить SMS-рассылки с предложением товаров среди покупателей в районе расположения своих торговых точек. При этом информация о конкретном товаре дойдет до человека, которому это действительно может быть интересно, так как при рассылке задействуются разные таргеты: по возрасту, полу, расходам на услуги связи… Активно пользуются услугой «МегаФон. Таргет» и интернет-магазины. Они проводят SMS-рассылки с новинками товаров, используя таргет по посещению сайтов. В сообщении указывают ссылку на свой магазин, а иногда дополнительно стимулируют продажи, отправляя абонентам SMS с уникальными промокодами. Большой интерес к нашей услуге и у компаний в сфере услуг. Салоны красоты, рестораны, юридические конторы информируют абонентов об услугах и предложениях, используя геотаргет по адресам и таргет по интересам в интернете. Кроме того, высок спрос на услуги по мобильному информированию. Эти услуги позволяют бизнесу не только снижать свои капитальные и операционные затраты, но и повышать лояльность клиентов. Сейчас всем понятно, что тот, кто раньше озаботится ускорением принятия решений, донесения информации о себе до клиентов, будет лидером в своей отрасли.

— Часть услуг, про которые Вы рассказываете, — это услуги интеграторов, многие из которых уже давно работают на рынке. В этом же направлении идут и ваши коллеги из телекома. Не слишком ли велика конкуренция?

— Конкуренция серьезна, однако у нас есть весомые преимущества. Так, мы продолжаем инвестировать в собственные сети. По оценке Роскомнадзора, по итогам 2016 года «МегаФон» является лидером по количеству введенных в эксплуатацию базовых станций. На конец третьего квартала 2017 года доступ к сети четвертого поколения «МегаФона» имеет 72% жителей страны. Это и позволяет нам развивать наши цифровые сервисы. Сегодня одно и самых перспективных направлений — это Интернет вещей, и широкая зона покрытия позволяет нам активно предлагать цифровые сервисы. Одним из первых примеров применения цифровых услуг является город Иннополис, где с помощью радиомодулей организована система управления жилищно-коммунальным хозяйством. В счетчики вмонтированы модули, которые передают данные о потреблении воды, электричества и т.д. Это приносит пользу всем участникам процесса. С одной стороны, жилищно-коммунальное хозяйство оперативно и точно получает информацию о потреблении, а пользователь понимает, сколько он потратил и на смартфоне может видеть свои затраты. Это как раз яркое проявление цифровой трансформации: мы перестаем думать о рутинных вещах, они автоматизированы и внедрены в нашу жизнь, а мы лишь принимаем решения. То, что раньше мы делали вручную — снятие показаний со счетчиков, заполнение квитанций, теперь происходит автоматически.

Другие примеры осуществления проектов на базе этого стандарта — наш проект с «Россетями» по внедрению IoT-решений — контроль за активами — и с компанией «КолАтомЭнергоСбыт» по использованию «умных» счетчиков с SIM-картами «МегаФона» для сбора данных. На подстанциях компании «Россети» установлено оборудование, которое позволяет контролировать целостность ящиков, вести контроль учета и так далее. А соглашение с «КолАтомЭнергоСбыт» позволит создать на основе стандарта NB-IoT системы дистанционного контроля и учета ресурсов. Данные с приборов учета электроэнергии будут передаваться автоматически, можно просматривать их в защищенном облачном интерфейсе и оплачивать в режиме онлайн.

— Есть ли проекты в нашем регионе?

— Северо-Запад — родина «МегаФона». Мы обеспечиваем услугами связи предприятия региона уже более 20 лет. И, конечно, предлагаем самые современные технологии, которые оптимизируют работу и жилищно-коммунальных хозяйств, и транспортных компаний, и многих других.

— Какова динамика роста проникновения M2M-сервисов?

— В Северо-Западном филиале в 2 раза увеличилось количество клиентов, использующих услугу м2м-мониторинг.

— Какие направления услуг, на Ваш взгляд, наиболее перспективны?

— ИКТ-проекты — одно из направлений, которые «МегаФон» развивает очень активно. Это интеграционные проекты и в госсегменте, и в бизнесе. Это обусловлено тем, что режим работы с единым поставщиком удобен для корпоративных клиентов. Они хотят получать комплексное интеграционное решение «под ключ» от одной компании: услуги фиксированной и мобильной связи, сервисы и оборудование.

— Но у «МегаФона» нет компетенции в ИТ. Будете искать партнеров?

— Конечно же, партнерства — это перспективное направление. Уже осталось не так много компаний, которые стараются делать все самостоятельно. В любом случае общий интеграционный проект должен иметь одного ответственного. Наше будущее мы видим в интеграции, объединении активов, кооперации баз больших данных. Важно понимать, что российский телеком-рынок находится на новом этапе развития, и «МегаФон» на этом этапе обеспечил себе лучшие позиции. В первом квартале 2017 года мы закрыли сделку c крупнейшей интернет-компанией Mail.ru, второй такой компании в России нет. Сейчас мы как оператор знаем о клиенте большое количество агрегированной информации. Эта информация помогает делать коммерческие предложения нашим клиентам максимально индивидуальными. В результате сотрудничества с Mail.ru взаимный обмен «большими данными» позволит еще глубже анализировать пользовательское поведение.

— Как цифровизация вписывается в планы компании на следующий год и в задачи, которые поставлены перед Вами после назначения на новую должность?

— Для меня основной задачей является развитие и популяризация цифровых и облачных сервисов, поддержка цифровой трансформации бизнеса. «МегаФон» занимает лидирующие позиции на Северо-Западе, и их нужно удерживать, что также входит в мои задачи. Мы должны поддерживать инновационность, развивать и приземлять услуги на территории нашего филиала. Чтобы реализовать эти стратегические задачи, необходимо выстраивать взаимоотношения с клиентами. Зачастую руководство предприятия может не представлять, какие возможности сейчас открывают технологии. Так что первоочередная задача — донести до наших клиентов информацию о том, что оператор связи может обеспечить бизнес цифровыми интегрированными услугами.

— То есть в «МегаФоне» уверены, что цифровая трансформация — это всерьез и надолго?

— Другого пути нет. Еще недавно роботы были уделом научной фантастики, сейчас они работают на предприятиях и никого не удивляют, появляются они и в быту — но в основе этих технологий лежит кооперация с сетями передачи данных. Именно поэтому те скорости доступа в Интернет, какие были лет пять назад, сейчас мало кого устроят. Мы в этом году представили зону 5G, провели тест скорости 35 Гбит/сек. Пока часто можно услышать, что такая скорость не нужна, но мир не останавливается, и, возможно, лет через 10 и скоростей 5G может оказаться мало, потому что перед нами откроются новые возможности. Так что в будущем мы перешагнем ту грань, которая сможет качественно поменять нашу жизнь, а значит назад мы вряд ли захотим вернуться.
 

Инструменты Человек прокачанный
Содержание
Закрыть