#2 Digital Forum РБК, 12 декабря 2017
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифровая экономика: хайп пройдет – кейсы останутся

Цифровая экономика: хайп пройдет – кейсы останутся
О том, как цифровизация меняет спрос и предложение на ИТ-рынке, а также зачем инвестировать в открытие локального представительства в эпоху облачных сервисов, РБК+ рассказывает генеральный директор DataLine Юрий Самойлов

- Сейчас тема цифровизации экономики поднимается на всех уровнях, в том числе – на уровне государства. Однако для бизнеса всегда приоритетной задачей является получение прибыли. Кто, на ваш взгляд, сколько и каким образом сумеет заработать на этом тренде?

- Пока даже правительство находится в начальной фазе осмысления и поиска себя в этой сфере, как, впрочем, и коммерческие компании - они тоже в начале пути. Именно поэтому у нас так много разговоров и так мало конкретных кейсов, историй успеха.

Есть отрасли, где за счет цифровизации можно заработать быстро, где этот процесс приведет к существенному снижению издержек и росту доходов. Очевидно, этого смогут добиться и уже добиваются банки и ритейл; для них ИТ уже давно стало средством производства. В этих двух отраслях высокий уровень культуры обращения c ИТ-инструментами. Естественно, что все интернет-проекты (онлайн-сервисы, интернет-медиа и пр.) изначально устроены как цифровые бизнесы, тогда как традиционные отрасли – пока нет.

Но я уверен, что в ближайшее время конкретные кейсы появятся: бизнес уже накопил большие базы ретроспективных данных, с которыми теперь можно работать и извлекать пользу. Создаются новые бизнес-мысли, появились возможности отслеживания тонких соответствий в поведении клиентов, компании отказываются от излишнего бумажного документооборота, и так далее. В любом случае – никакой революции не происходит, просто идет плавное развитие, мы делаем следующие шаги. Очевидно, что цифровая революция - это некий хайп, который через постепенно схлынет, но останется какое-то количество красивых эффективных проектов – и это хорошо.

- Сумеют ли ИТ-компании на этом заработать?

Очевидно, да. Первые, кто сможет заработать - это консультанты, которые пишут стратегии перехода к цифровой экономике. Наверное, ИТ-компании тоже что-то получат.

- Изменился ли спрос на облачные сервисы, услуги дата-центров в связи с трендом? Стоит ли ожидать каких-то изменений в этой области среднесрочной перспективе?

Сложно об этом судить напрямую. С одной стороны, число наших клиентов растет на 15% год к году, а выручка выросла более чем на 50%. В большинстве случаев клиенты не используют наши сервисы Software as a Service (SaaS) – они на нашей инфраструктуре размещают собственные решения, и мы не всегда знаем, какого рода системы они эксплуатируют на наших ресурсах. Но при этом объемы хранимых на наших ресурсах данных за последние пару лет увеличились очень резко – это стало заметно еще до хайпа. Это косвенный признак того, что спрос растет, а процесс цифровизации идет.

Кроме того, наши клиенты начинают все больше привыкать к модели лицензирования как сервиса – к аренде. Это очевидно выгодно и это красивый пример цифровизации процесса взаимодействия компаний и поставщиков ПО. Потребление лицензий как сервиса, а также вспомогательных услуг, таких как защита данных, защита от DDoS-атак, двухфакторная авторизация, свидетельствует о том, что компании переводят все больше ресурсов в Интернет и пускают пользователей в свои информационные системы.

- А этот процесс предъявляет более высокие требования к ИТ-инфраструктуре в области надежности и т.д. Заметен ли этот тренд?

- У нас исторически довольно высокий SLA, поэтому в сфере надежности нам расти уже некуда. Но клиенты все чаще покупают сервисы, связанные с резервированием систем – начиная от более изощренного резервного копирования и заканчивая метрокластерами, когда запись транзакции производится сразу в два хранилища, разнесенных по разным площадкам или городам. Такие сервисы существенно повышают устойчивость системы. Повышенное внимание к надежности инфраструктуры и спрос на резервирование растет очень быстро – это заметно. Этот тренд как раз и обусловлен тем, что онлайн-сервисы становятся более критичными для бизнеса

- Поменялась ли линейка предложений DataLine в связи с продвижением в нашей стране темы цифровизации экономики?

- Мы изначально старались создать компанию с большим количеством дополнительных сервисов и следуем этой идее. За последние пару лет каталог услуг у нас вырос в два раза. Это часто не очень большие сервисы – они редко могут продаваться самостоятельно и не приносят огромных денег. Но зато они важны как сточки зрения предложения для клиентов, так и с точки зрения общих требований рынка. Мы как-то посмотрели на список наиболее востребованных сервисов в облаке Amazon и с удивлением поняли, что 90% этих сервисов мы предоставляем. Отсутствие остальных 10% в нашей линейке обусловлено тем, что спроса на подобные услуги у нашей клиентской базы пока нет. Если спрос появится, нам не составит труда такие сервисы запустить.

- А есть ли изменения в стратегии развития компании?

- Да, но они связаны не столько с отдельным трендом, сколько с поиском новых точек роста. Исторически DataLine работает со средними и крупными компаниями. Однако сейчас нам хочется научиться работать и с небольшими компаниями, и с частными лицами – это не наша сильная сторона, но мы прилагаем усилия, чтобы изменить ситуацию. Не секрет, что все наши интернет-монстры уже присутствуют на рынке облачных сервисов, и они исторически хороши в массовом сегменте – нам хочется посоперничать с ними.

- В чем специфика работы с частными пользователями?

- В масштабе. Нужно быть готовым предлагать им определенный уровень сервиса – достаточный, а не высокий. Например, главному бухгалтеру нужно максимальное качество сервисов во время четырех отчетных периодов. А остальное время такая мобилизация не нужна – достаточно половины. Так что разумнее покупать качество именно в отчетные периоды, не переплачивая за лишнее. В ЦУП качество должно быть высоким всегда, а в АХО – это не обязательно.

Хотя каждому клиенту хочется, чтобы к нему относились, как к ЦУПу. И для удовлетворения этой потребности нужно обеспечивать определенное качество всегда. Суметь сделать такое предложение, которое бы удовлетворяло по качеству массовую аудиторию, но вместе с тем было подъемным для нас – вот это важный вызов. Система взаимодействия с клиентами у нас выстроена хорошо, но суметь перенести такой подход к клиенту на массовый рынок – это сложная задача. Телеком-операторы умеют это, и мы стараемся учиться у них.

- Это единственная зона роста?

Нет, конечно. Мы можем развиваться не только через собственные каналы продаж, но и через партнерскую сеть, и активно работаем над этим. Еще один фокус – это увеличение присутствия в регионах. Совсем недавно мы вышли на рынок Петербурга с сервисом CloudLine.

Это эксперимент с нашей стороны. Понятно, что в Петербурге есть свои игроки, вполне конкурентные – мы часто встречаем их в московских конкурсах. Когда нашей базовой услугой был колокейшн, ее было тяжело «оторвать» от площадки, и работа с клиентами из других регионов была объективно затруднена. В облачном сервисе эта грань становится тоньше, но до конца не стирается. Существует необходимость иметь доступ к своим приложениям, оборудованию – это, в том числе, и ментальная проблема. Важен и своего рода патриотизм – петербургские клиенты зачастую выбирают местных поставщиков услуг. Есть и технические ограничения для использования облака в другом регионе – задержки по передаче данных, которые могут быть ограничением для определенных видов задач.

Но нам надо увеличивать клиентскую базу, поэтому мы решили попробовать. Мы спроектировали такой сегмент нашего облака, который может находиться удаленно, но максимально бесшовно взаимодействовать с нашей основной группировкой, и пытаемся его продвигать. Мы открыли в Петербурге офис, у нас уже есть компактная полнофункциональная команда. Посмотрим, насколько эксперимент будет удачным. И если он будет таким, то мы попробуем пойти с таким же сервисом в другие крупные города с высокой деловой активностью.

- Каковы инвестиции в проект и планы по окупаемости?

- Речь идет о суммах, близких к миллиону долларов на один регион. Срок окупаемости – порядка пяти лет. Однако эти инвестиции в любом случае защищены: если ничего не получается, мы всю группировку перевозим в другой регион или в Москву. И все же сейчас с высокой долей вероятности можно утверждать, что проект будет успешным. У нас есть уже несколько клиентов, которые используют сервис, несколько тех, кто тестирует и пайп-лайн, который внушает оптимизм.

Наша задача – разогнать продажи так хорошо, как возможно. Так что, скорее всего, до конца года мы точно определимся со следующим городом, найдем костяк новой команды, начнем стажировать его в Москве и готовиться к выходу в начале 2018 года на новые территории.

Содержание
Закрыть