Даже в консервативном строительном секторе сбудутся футуристические прогнозы, уверены эксперты. Девелоперы, с которыми побеседовали журналисты РБК Петербург, согласны с этой оценкой, но уточняют: вопрос в сроках реализации смелых технологических идей.
Генеральный директор компании Л1 Павел Андреев:
- Компания Л1 всегда внимательно следит за технологическими новинками, появляющимися на строительном рынке. Однако не все из них могут быть применены на практике в ближайшие годы. Действующие сегодня правила застройки и строительные нормативы в большинстве своем были приняты еще несколько десятилетий назад. И многие современные технологии выступают вразрез с существующими нормативами.
Если говорить о 3D-принтерах, то в многоэтажном жилищном домостроении они пока не могут прийти на смену традиционным способам строительства. Они достаточно дороги, а результаты их работы еще не прошли испытания временем. Одно дело, когда на принтере печатают элементы небольшого частного дома, не подвергающегося существенным нагрузкам. И совсем другое, когда речь идет о высотном здании, где дефект конструкции может привести к трагедии.
Если говорить об оцифровке, то она касается, в первую очередь, рабочей документации. Она позволяет существенно уменьшить объемы бумажной массы и ускорить процесс прохождения согласования документации, как внутренней, так и внешней.
Генеральный директор Группы ЦДС Михаил Медведев:
- Сейчас наша задача — перевести «в цифру» всю цепочку рабочих процессов, от начала проектирования до приема работ и передачи ключей. Чтобы точно оценить экономический эффект оцифровки, нужно пройти полный цикл, но могу сказать, что в международной практике использование цифровых технологий дает экономию до 40% себестоимости. Нашей компании внедрение цифровых технологий уже позволило в прошлом году провести оптимизацию персонала на 30%, мы убрали дублирующие функции и правильнее распределили силы, переведя этих сотрудников в другие подразделения. Также важно, что мы перешли на BIM-проектирование, все наши перспективные проекты уже разрабатываются в этой системе.
Что касается печати зданий, то пока 3D-печать не приспособлена к использованию в промышленных масштабах. Если бы такая технология появилось, это стало бы таким же мощным прорывом, как в свое время панельное домостроение. Можно сколько угодно его ругать, но оно сделало реальный шаг вперед в быстрой сборке объектов. А теперь представьте 3D в промышленных масштабах: ни отклонений при литье бетона, ни перерывов на обед и на сон, ни привязки к шагу железобетонных конструкций.
А для создания малых архитектурных форм 3D-принтеры уже используются. Наша компания тоже к ним присматривается. Цена подобных принтеров может быть порядка 2 млн рублей плюс обслуживание, при этом они позволяют прямо на стройке напечатать нужный элемент. Это удобно как средство индивидуализации, придания характера объекту, двору, территории. Уверен, что это станет трендом.
Генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков:
— 3D-принтер имеет право на существование. Стандартные элементы с его помощью вряд ли имеет смысл делать, это выйдет дороже из-за специфичности исходного материала. Но оригинальные, нестандартные детали можно делать с помощью 3D-форм. Например, можно изготавливать на принтере формы для отливки бетона. К примеру, мне нужен сложный карниз по линии окна, и этих окон много. Если напечатать форму на 3D-принтере, все детали будут одинаковы с точностью до миллиметра.
Также актуальное для нас направление - «умные» материалы. В этой области ученые будут много экспериментировать. И не обязательно в сторону свойств самовосстановления материалов, о чем много говорят - есть и другие задачи, которые нужно решать. Вот возьмите, например, дуб. У него массивная ветка может отходить от ствола метров на десять. Вы попробуйте нашим конструкторам и архитекторам дать задание вынести такую нагрузку на десять метров, причем нагрузку динамическую, с учетом ветра, снега, наледи. Здесь природа нас опережает очень существенно. И в этом направлении связь науки с производством наиболее востребована.
Директор инжиниринговой компании «Конфидент» Петр Кузнецов:
- В ближайшие пять лет практически все строительные компании, которые останутся на рынке, будут использовать IT — от постановки задачи девелоперам, перехода проектирования на 3D-технологии до управления складами. Ряд строительных компаний уже достаточно далеко продвинулись в этом направлении. В перспективе от 2 до 10 лет несколько петербургских компаний начнут применять в строительстве аддитивные технологии, в частности, строить здания с помощью 3D-принтеров.