Напротив, 2017 год отмечен ростом числа проходящих в городе выставок и конгрессов, а также увеличением потока бизнес-туристов, включая гостей из Западной Европы и Америки.
Отчасти санкции подогрели интерес иностранцев к России и Петербургу: людям любопытно посетить место, о котором говорят так много плохого, отметили эксперты круглого стола «Деловой туризм в Петербурге. Международное место встречи в период похолодания». Тем не менее, проведение крупных международных деловых мероприятий требует больше усилий, чем раньше. «На нашем рынке не было спада, потому что участники конгрессно-выставочной индустрии города проделали большую работу», — объяснил благополучные результаты текущего года генеральный директор «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.
Культурно-правовая дестинация
Похолодание деловых отношений России и Запада совпало с быстрым развитием конгрессно-выставочной инфраструктуры Петербурга, и второе пока оказалось важнее для MICE-индустрии города. По словам Сергея Воронкова, на новой петербургской площадке для приема деловых событий — в «Экспофоруме» — за 2017 году будет проведено 170 мероприятий, а число посетителей превысит 1,2 млн человек. Состоялись две выставки, которые проводятся один раз в два года, — Международный Военно-морской салон и Международная выставка по гражданскому судостроению «НЕВА». В следующем году в Петербурге будет проведено два мировых конгресса — Европейский конгресс перинатальной медицины и Конгресс всемирной ассоциации выставочной индустрии, а горизонт планирования последующих международных мероприятий достиг 2025 года. «Мы движемся с опережением скорости, которую определили для себя нашей стратегией развития, и превзошли плановые показатели по приему деловых туристов», — говорит Воронков. На прежней главной выставочной площадке Петербурга — в «Ленэкспо» — активное развитие получило «восточное» направление делового туризма: в открытом там «Китайском деловом центре» за два года проведено более 70 мероприятий и подписано свыше 20 соглашений.
Один из символов конгрессного Петербурга — юридический форум — в 2017 году стал еще крупнее. По словам руководителя конференц-центра «Петербургского Международного Юридического Форума» Ольги Мотенко, «в условиях санкций юристы ощущают не похолодание, а потепление». «У бизнеса не пропал интерес к сотрудничеству, так что юристы по-прежнему обслуживают международные сделки, но им при этом нужно решать более сложные задачи, — объясняет она. — В последние три года к нам приезжает меньше иностранных чиновников, а вот число приезжающих на форум юристов, которые консультируют бизнес, напротив, увеличилось. Наблюдается рост гостей из разных регионов мира — Западной Европы, Америки, Азии». «Если в первый раз фирма может быть представлена одним участником, то на следующие форумы приезжают, как правило, несколько делегатов», — уточняет Мотенко. Сейчас развитие форума сдерживает не дефицит делегатов, а совсем наоборот: «Нам даже приходится отказывать некоторым участникам, поскольку в помещениях Главного штаба мы достигли пределов заполнения, а могли бы принимать в 1,5 — 2 раза больше участников». По мнению О. Мотенко, в Петербурге не хватает мест в центральной части города для проведения деловых мероприятий, и это важный ограничитель развития рынка MICE.
«Мы стали организаторами культурных мероприятий довольно давно, и здесь мы не только не чувствуем влияния санкций, но, напротив, видим увеличивающееся желание наших иностранных партнеров продолжать совместную деятельность. Если говорить об индивидуальном туризме, то я не почувствовала оттока иностранцев, но наблюдаю приток москвичей. По-видимому, это связано с рядом факторов — раскрученностью наших мероприятий, их улучшимся информационным обеспечением, а также удобным транспортным сообщением между Москвой и Петербургом», — отмечает организатор фестивалей Dance Open, «Фестиваль Света» и ряда других крупных событий Екатерина Галанова.
Она призвала объединить усилия в обмене информацией о проводимых мероприятиях: «Деловые и культурные мероприятия нацелены на разные целевые аудитории, но единое информационное поле способствовало бы большей узнаваемости новых культурных проектов и дало бы дополнительный бонус деловым гостям города. Важно не только создать календарь туристических мероприятий, но и сделать его инструментом всех участников рынка».
«Петербург позитивно воспринимается мировым сообществом как место деловых контактов», — согласилась с участниками рынка заместитель председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия. В первом полугодии город посетило 4 млн туристов, при этом отмечен 10%-й рост числа туристов из США и Канады по сравнению с предыдущем годом, напомнила она. «Возможно, санкции против России, напротив, только подогревают интерес иностранных гостей к Петербургу. Достаточно сказать, что деловые туристы из США посещали наш город и во время Экономического форума, и при проведении церемонии вручения премии World Travel Awards», — говорит Нана Гвичия.
По ее словам, при сохранении притока деловых туристов из стран Запада, добавляются новые географические направления: так, значительным событием стал приход в «Катарских авиалиний» (Qatar Airways), которые с начала декабря начнут выполнять регулярные рейсы из Пулково. «Это важно, потому что есть регионы Азии и Африки, откуда туристы к нам не приезжали — только потому, что для них не существовало комфортного пути в Петербург», — отмечает Гвичия.
Театр начинается с парковки
«Не долететь и не доехать», — характеризует при этом транспортные связи Петербурга с миром Сергей Воронков. По его словам, город так и не стал международным хабом — большинство деловых туристов добирается сюда через Москву — и транспортные преграды серьезно тормозят рост MICE-индустрии. Оптимистический настрой не помешал участникам круглого стола отметить целый ряд проблем, существенных для их рынка. «Место первой встречи с Петербургом — аэропорт «Пулково» или Московский вокзал. И проблемы гостей начинаются уже здесь, когда им приходится долго ждать встречи с водителем — очень сложно подъехать на стоянки, разыскать и встретить прибывших в город деловых туристов. Организация встреч пассажиров на вокзале и аэропорту оставляет желать лучшего», — уверена руководитель компании ITS («Индивидуальный туристический сервис») Виктория Шамликашвили. Ее мнение разделяет генеральный менеджер Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo Евгения Данилихина: «Гостиничный рейтинг зависит в том числе от того, как долго гость ожидает водителя на Московском вокзале. Агрегатор booking.com непременно учтет отрицательный отзыв клиента, поскольку отель отвечает за его трансфер».
По мнению В.Шамликашвили, городские власти должны жестче регулировать гостиничный бизнес для того, чтобы иностранные гости не сталкивались с низким уровнем сервиса: «Комитет по туризму вместе с конгрессно-выставочным бюро «Экспофорума» разработаны стандарты сертификации отелей. Но многие мини-отели контролем качества не охвачены». «Экспофорум», который заранее планирует свои мероприятия, мог бы лучше информировать участников о том, какие гостиницы соответствуют нормативным требованиям, и где им лучше селиться», — сетует она.
«Как бывший отельер я бы предостерег от дальнейшего регулирования гостиничной отрасли, она и так перенасыщена проверками. Есть прекрасный объективный рейтинг, который доступен всем — booking.com», — возражает генеральный управляющий «Ресторанов Арама Мнацаканова» Александр Батушанский. Евгения Данилихина предлагает властям активнее регулировать не отельный бизнес, а сервис booking.com, которому гостиницы вынуждены платить слишком высокую комиссию: «Рейтинг агрегатора очень значим для гостиниц, и его применение значительно увеличивает клиентский поток, тем не менее, эта именно та область, где хотелось бы большего контроля со стороны антимонопольных властей».
Нана Гвичия, со своей стороны, предлагает устроителям мероприятий и отельерам проводить более гибкую ценовую политику в отношении бизнес-туристов, которые покупают пакет услуг: «Чтобы клиент селился в предложенной организаторами гостинице, ему должны быть доступны более дешевые альтернативы, а не только четырех— и пятизвездочные отели. Иначе он воспользуется услугами агрегатора и забронирует гостиницу самостоятельно. А если клиенты «разбредаются» по большому числу гостиниц, то возрастают логистические трудности и транспортные расходы». «Эту проблему хорошо было бы решать всем вместе — и организаторам, и отельерам, и транспортным компаниям», — считает представитель городской власти.
Образ будущего со знаком качества
В 2015 году на выставке «НЕВА» наблюдался заметный спад числа иностранных делегаций и участников, хотя до этого, с 1991 года, шел постоянный рост, опережавший даже темп роста в судостроении, рассказал генеральный директор «Транстех Нева Эксибишнс» Александр Тихомиров: «В 2017 году мы вышли на прежний уровень, но делать долговременный прогноз в условиях нынешней неопределенности затруднительно. Выставки — это создание и продвижение экономически позитивного образа будущего. Если предприятия видят в нем свое место, то выставка привлекает участников, и участники поддерживают это событие своими деньгами и деловой активностью». По его словам, в 2017 году для сохранения привлекательности выставки потребовался дополнительный интеллектуальный вклад в содержательную часть и заметные инвестиции в инструментарий и продвижение события.
Выставка «НЕВА» доказывает, что конкурентным преимуществом Петербурга является проведение мероприятий самого высокого уровня, которые способны привлечь мировую бизнес-элиту, уверен Сергей Воронков: «В организации обычных выставок Петербург уступает Москве, где имеются несколько выставочных площадок, подобных «Экспофоруму», и куда значительно проще добраться из-за рубежа и российских регионов». «Выставки — это не только образ будущего, но также средство развития компетенции территорий, — продолжил он. — Поэтому нужно развивать те отраслевые выставки, где накоплены и будут развиваться такие компетенции. В Петербурге зарегистрировано более 12 кластеров, где город является ведущим в России, и именно на этих отраслях стоит сосредоточиться».
Вице-президент «Китайского делового центра» Андрей Васильченко подсказал городской администрации, как активнее привлекать в Петербург деловых туристов из Китая: «Китайские деловые люди более охотно посещают Петербург, особенно впервые, в составе официальных делегаций. Поэтому город мог бы заняться продвижение наших интересов в самом Китае, где ежегодно в разных провинциях устраивается огромное число выставок. Пока, насколько мне известно, таких проектов продвижения на китайском направлении не создано».
Александр Тихомиров, со своей стороны, предложил взаимодействие по продвижению через площадку «НЕВЫ» конкурентных преимуществ Петербурга: морской доступности и развитой системы водного транспорта. «Выиграет тот, кто первым начнет активно развивать круизный туризм по внутренним водным путям», — отметил он.
Консолидация и специализация
Росту делового туризма в Петербурге, помимо транспортных проблем, мешают сложности с оформлением деловых виз зарубежным участникам. «Оформить туристическую визу — гораздо проще, но многие наши партнеры не понимают, почему они должны находиться в статусе обычного туриста на международной выставке, — сетует А. Тихомиров. — Чиновники, представители международных организаций и международных бизнес-ассоциаций могут приезжать на нашу выставку, поскольку санкциями не установлен прямой запрет для них на участие в публичных B2B и экспертных гражданских мероприятиях. Однако процесс получения бизнес-визы сильно забюрократизирован и занимает длительное время даже для чиновников высокого ранга, равно как и для представителей крупных международных деловых структур». Возможно, ответом на этот вызов может стать введение в развитых морских центрах, включая Петербург, электронных виз — по аналогии с практикой «Свободного порта Владивосток» или распространение безвизового режима в течение 72 часов на официальных участников международных бизнес-мероприятий, считает Александр Тихомиров. Евгения Данилихина, продолжая его мысль, удивляется действующим в РФ бумажным миграционным картам: «Если турист ее теряет, то у него возникают серьезные проблемы при выезде из страны».
Как заверила участников круглого стола Н.Гвичия, городские власти знают о проблеме бизнес-виз и обсуждают ее с представителями МИДа: «Деловые туристы — важный ресурс для индустрии гостеприимства, они тратят значительно больше денег, чем обычные гости города, и вопросы организации их приема находятся в нашей сфере внимания. Например, значительный рост делового туризма из Китая — это результат безвизового соглашения с этой страной. К сожалению, обсуждение возможности посещения Петербурга без виз на 72 часа авиапассажирами из-за сложной международной обстановки сейчас приостановилось. Однако мы надеемся на то, что опыт выдачи электронных виз в свободном порту Владивостока распространится и на нас». «Эта новация важна именно для деловых туристов, поскольку деловые люди находятся в постоянных разъездах. На то, чтобы посетить посольство или консульство и получить визу, у них обычно есть не более пяти дней», — пояснила Гвичия.
«Как видно, рынку деловому туризму Петербурга есть, куда расти дальше. Ему приходится конкурировать с Москвой, особенно в части организации выставок, а также улучшать позиции в международных рейтингах», — подытожила сказанное участниками редактор спецпроектов РБК Петербург Елена Кром. «Чтобы проводить мероприятия на международном уровне, необходимо сосредоточиться на контенте и объединить усилия игроков, — продолжила она. — Ведь чем сложнее экономическая обстановка, тем важнее консолидация усилий, которая, в том числе, обеспечивает более эффективное расходование инвестиций. И если культурная составляющая Петербурга хорошо раскручена, то статус города как морской столицы России, портового и судостроительного центра, требует дальнейшего продвижения. Это одна из очевидных потенциальных специализаций города на международном рынке MICE».
Круглый стол был организован РБК Петербург в партнерстве с комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, при поддержке компаний ITS и Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo.
Экспофорум вошел в топ-25 мировых event-площадок
Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» вошел в глобальный топ-25 площадок для мероприятий по версии EventMB. В каталоге «25 площадок для мероприятий и дестинаций, обязательных к посещению в 2018 году» собраны лучшие выставочные комплексы мира — из США, Ирландии, Канады, ОАЭ и других стран. «Экспофорум» — единственный в топ-25 представитель России.
Каталог «25 площадок для мероприятий и дестинаций, обязательных к посещению» (‘25 Event Venues and Destinations to Watch in 2018’) описывает 14 «примечательных площадок» и 11 «глобальных направлений». «Мы поощряем инновации в ивент-индустрии, поэтому представляем каталог как новый инструмент для выбора направлений и мест», — отметил редактор EventMB Юлиус Солярис. Экспофорум помещен в раздел «Новое и заслуживающее внимания», вместе с площадкой в YAS Marina Circuit в Объединенных Арабских Эмиратах и Halifax Convention Centre в Канаде.
Для лучших направлений и центров авторы выделили несколько значимых критериев. Объекты должны облегчать жизнь профессионалам из сферы ивентов, радовать посетителей, заботиться о технической составляющей на совершенно новом уровне, иметь хорошую инфраструктуру и создавать благоприятную среду для людей и мероприятий.