#1 Индустрия туризма, 21 января 2019
Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

​​​​​​​Разобщенность сильнее санкций

Транспортные проблемы и разобщенность игроков вредят деловому туризму в Петербурге больше, чем санкции Запада
Международная выставка по гражданскому судостроению «НЕВА» - одно из самых заметных деловых событий в 2017 году.
Международная выставка по гражданскому судостроению «НЕВА» - одно из самых заметных деловых событий в 2017 году. (Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)
Санкции бьют по центральной идее делового туризма: встречаться, чтобы расширять сотрудничество. Спад в петербургской индустрии MICE (meetings, incentives, conferences, exhibitions) казался неизбежным, но не произошел.

Напротив, 2017 год отмечен ростом числа проходящих в городе выставок и конгрессов, а также увеличением потока бизнес-туристов, включая гостей из Западной Европы и Америки.

Отчасти санкции подогрели интерес иностранцев к России и Петербургу: людям любопытно посетить место, о котором говорят так много плохого, отметили эксперты круглого стола «Деловой туризм в Петербурге. Международное место встречи в период похолодания». Тем не менее, проведение крупных международных деловых мероприятий требует больше усилий, чем раньше. «На нашем рынке не было спада, потому что участники конгрессно-выставочной индустрии города проделали большую работу», — объяснил благополучные результаты текущего года генеральный директор «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Культурно-правовая дестинация

Похолодание деловых отношений России и Запада совпало с быстрым развитием конгрессно-выставочной инфраструктуры Петербурга, и второе пока оказалось важнее для MICE-индустрии города. По словам Сергея Воронкова, на новой петербургской площадке для приема деловых событий — в «Экспофоруме» — за 2017 году будет проведено 170 мероприятий, а число посетителей превысит 1,2 млн человек. Состоялись две выставки, которые проводятся один раз в два года, — Международный Военно-морской салон и Международная выставка по гражданскому судостроению «НЕВА». В следующем году в Петербурге будет проведено два мировых конгресса — Европейский конгресс перинатальной медицины и Конгресс всемирной ассоциации выставочной индустрии, а горизонт планирования последующих международных мероприятий достиг 2025 года. «Мы движемся с опережением скорости, которую определили для себя нашей стратегией развития, и превзошли плановые показатели по приему деловых туристов», — говорит Воронков. На прежней главной выставочной площадке Петербурга — в «Ленэкспо» — активное развитие получило «восточное» направление делового туризма: в открытом там «Китайском деловом центре» за два года проведено более 70 мероприятий и подписано свыше 20 соглашений.

Сергей Воронков
Сергей Воронков (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Один из символов конгрессного Петербурга — юридический форум — в 2017 году стал еще крупнее. По словам руководителя конференц-центра «Петербургского Международного Юридического Форума» Ольги Мотенко, «в условиях санкций юристы ощущают не похолодание, а потепление». «У бизнеса не пропал интерес к сотрудничеству, так что юристы по-прежнему обслуживают международные сделки, но им при этом нужно решать более сложные задачи, — объясняет она. — В последние три года к нам приезжает меньше иностранных чиновников, а вот число приезжающих на форум юристов, которые консультируют бизнес, напротив, увеличилось. Наблюдается рост гостей из разных регионов мира — Западной Европы, Америки, Азии». «Если в первый раз фирма может быть представлена одним участником, то на следующие форумы приезжают, как правило, несколько делегатов», — уточняет Мотенко. Сейчас развитие форума сдерживает не дефицит делегатов, а совсем наоборот: «Нам даже приходится отказывать некоторым участникам, поскольку в помещениях Главного штаба мы достигли пределов заполнения, а могли бы принимать в 1,5 — 2 раза больше участников». По мнению О. Мотенко, в Петербурге не хватает мест в центральной части города для проведения деловых мероприятий, и это важный ограничитель развития рынка MICE.

Екатерина Галанова
Екатерина Галанова (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

«Мы стали организаторами культурных мероприятий довольно давно, и здесь мы не только не чувствуем влияния санкций, но, напротив, видим увеличивающееся желание наших иностранных партнеров продолжать совместную деятельность. Если говорить об индивидуальном туризме, то я не почувствовала оттока иностранцев, но наблюдаю приток москвичей. По-видимому, это связано с рядом факторов — раскрученностью наших мероприятий, их улучшимся информационным обеспечением, а также удобным транспортным сообщением между Москвой и Петербургом», — отмечает организатор фестивалей Dance Open, «Фестиваль Света» и ряда других крупных событий Екатерина Галанова.

Она призвала объединить усилия в обмене информацией о проводимых мероприятиях: «Деловые и культурные мероприятия нацелены на разные целевые аудитории, но единое информационное поле способствовало бы большей узнаваемости новых культурных проектов и дало бы дополнительный бонус деловым гостям города. Важно не только создать календарь туристических мероприятий, но и сделать его инструментом всех участников рынка».

Ольга Мотенко
Ольга Мотенко (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

«Петербург позитивно воспринимается мировым сообществом как место деловых контактов», — согласилась с участниками рынка заместитель председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия. В первом полугодии город посетило 4 млн туристов, при этом отмечен 10%-й рост числа туристов из США и Канады по сравнению с предыдущем годом, напомнила она. «Возможно, санкции против России, напротив, только подогревают интерес иностранных гостей к Петербургу. Достаточно сказать, что деловые туристы из США посещали наш город и во время Экономического форума, и при проведении церемонии вручения премии World Travel Awards», — говорит Нана Гвичия.

По ее словам, при сохранении притока деловых туристов из стран Запада, добавляются новые географические направления: так, значительным событием стал приход в «Катарских авиалиний» (Qatar Airways), которые с начала декабря начнут выполнять регулярные рейсы из Пулково. «Это важно, потому что есть регионы Азии и Африки, откуда туристы к нам не приезжали — только потому, что для них не существовало комфортного пути в Петербург», — отмечает Гвичия.

Нана Гвичия
Нана Гвичия (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Театр начинается с парковки

«Не долететь и не доехать», — характеризует при этом транспортные связи Петербурга с миром Сергей Воронков. По его словам, город так и не стал международным хабом — большинство деловых туристов добирается сюда через Москву — и транспортные преграды серьезно тормозят рост MICE-индустрии. Оптимистический настрой не помешал участникам круглого стола отметить целый ряд проблем, существенных для их рынка. «Место первой встречи с Петербургом — аэропорт «Пулково» или Московский вокзал. И проблемы гостей начинаются уже здесь, когда им приходится долго ждать встречи с водителем — очень сложно подъехать на стоянки, разыскать и встретить прибывших в город деловых туристов. Организация встреч пассажиров на вокзале и аэропорту оставляет желать лучшего», — уверена руководитель компании ITS («Индивидуальный туристический сервис») Виктория Шамликашвили. Ее мнение разделяет генеральный менеджер Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo Евгения Данилихина: «Гостиничный рейтинг зависит в том числе от того, как долго гость ожидает водителя на Московском вокзале. Агрегатор booking.com непременно учтет отрицательный отзыв клиента, поскольку отель отвечает за его трансфер».

Виктория Шамликашвили
Виктория Шамликашвили (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

По мнению В.Шамликашвили, городские власти должны жестче регулировать гостиничный бизнес для того, чтобы иностранные гости не сталкивались с низким уровнем сервиса: «Комитет по туризму вместе с конгрессно-выставочным бюро «Экспофорума» разработаны стандарты сертификации отелей. Но многие мини-отели контролем качества не охвачены». «Экспофорум», который заранее планирует свои мероприятия, мог бы лучше информировать участников о том, какие гостиницы соответствуют нормативным требованиям, и где им лучше селиться», — сетует она.

«Как бывший отельер я бы предостерег от дальнейшего регулирования гостиничной отрасли, она и так перенасыщена проверками. Есть прекрасный объективный рейтинг, который доступен всем — booking.com», — возражает генеральный управляющий «Ресторанов Арама Мнацаканова» Александр Батушанский. Евгения Данилихина предлагает властям активнее регулировать не отельный бизнес, а сервис booking.com, которому гостиницы вынуждены платить слишком высокую комиссию: «Рейтинг агрегатора очень значим для гостиниц, и его применение значительно увеличивает клиентский поток, тем не менее, эта именно та область, где хотелось бы большего контроля со стороны антимонопольных властей».

Александр Батушанский
Александр Батушанский (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Нана Гвичия, со своей стороны, предлагает устроителям мероприятий и отельерам проводить более гибкую ценовую политику в отношении бизнес-туристов, которые покупают пакет услуг: «Чтобы клиент селился в предложенной организаторами гостинице, ему должны быть доступны более дешевые альтернативы, а не только четырех— и пятизвездочные отели. Иначе он воспользуется услугами агрегатора и забронирует гостиницу самостоятельно. А если клиенты «разбредаются» по большому числу гостиниц, то возрастают логистические трудности и транспортные расходы». «Эту проблему хорошо было бы решать всем вместе — и организаторам, и отельерам, и транспортным компаниям», — считает представитель городской власти.

Образ будущего со знаком качества

В 2015 году на выставке «НЕВА» наблюдался заметный спад числа иностранных делегаций и участников, хотя до этого, с 1991 года, шел постоянный рост, опережавший даже темп роста в судостроении, рассказал генеральный директор «Транстех Нева Эксибишнс» Александр Тихомиров: «В 2017 году мы вышли на прежний уровень, но делать долговременный прогноз в условиях нынешней неопределенности затруднительно. Выставки — это создание и продвижение экономически позитивного образа будущего. Если предприятия видят в нем свое место, то выставка привлекает участников, и участники поддерживают это событие своими деньгами и деловой активностью». По его словам, в 2017 году для сохранения привлекательности выставки потребовался дополнительный интеллектуальный вклад в содержательную часть и заметные инвестиции в инструментарий и продвижение события.

Александр Тихомиров
Александр Тихомиров (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Выставка «НЕВА» доказывает, что конкурентным преимуществом Петербурга является проведение мероприятий самого высокого уровня, которые способны привлечь мировую бизнес-элиту, уверен Сергей Воронков: «В организации обычных выставок Петербург уступает Москве, где имеются несколько выставочных площадок, подобных «Экспофоруму», и куда значительно проще добраться из-за рубежа и российских регионов». «Выставки — это не только образ будущего, но также средство развития компетенции территорий, — продолжил он. — Поэтому нужно развивать те отраслевые выставки, где накоплены и будут развиваться такие компетенции. В Петербурге зарегистрировано более 12 кластеров, где город является ведущим в России, и именно на этих отраслях стоит сосредоточиться».

Вице-президент «Китайского делового центра» Андрей Васильченко подсказал городской администрации, как активнее привлекать в Петербург деловых туристов из Китая: «Китайские деловые люди более охотно посещают Петербург, особенно впервые, в составе официальных делегаций. Поэтому город мог бы заняться продвижение наших интересов в самом Китае, где ежегодно в разных провинциях устраивается огромное число выставок. Пока, насколько мне известно, таких проектов продвижения на китайском направлении не создано».

Андрей Васильченко
Андрей Васильченко (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Александр Тихомиров, со своей стороны, предложил взаимодействие по продвижению через площадку «НЕВЫ» конкурентных преимуществ Петербурга: морской доступности и развитой системы водного транспорта. «Выиграет тот, кто первым начнет активно развивать круизный туризм по внутренним водным путям», — отметил он.

Консолидация и специализация

Росту делового туризма в Петербурге, помимо транспортных проблем, мешают сложности с оформлением деловых виз зарубежным участникам. «Оформить туристическую визу — гораздо проще, но многие наши партнеры не понимают, почему они должны находиться в статусе обычного туриста на международной выставке, — сетует А. Тихомиров. — Чиновники, представители международных организаций и международных бизнес-ассоциаций могут приезжать на нашу выставку, поскольку санкциями не установлен прямой запрет для них на участие в публичных B2B и экспертных гражданских мероприятиях. Однако процесс получения бизнес-визы сильно забюрократизирован и занимает длительное время даже для чиновников высокого ранга, равно как и для представителей крупных международных деловых структур». Возможно, ответом на этот вызов может стать введение в развитых морских центрах, включая Петербург, электронных виз — по аналогии с практикой «Свободного порта Владивосток» или распространение безвизового режима в течение 72 часов на официальных участников международных бизнес-мероприятий, считает Александр Тихомиров. Евгения Данилихина, продолжая его мысль, удивляется действующим в РФ бумажным миграционным картам: «Если турист ее теряет, то у него возникают серьезные проблемы при выезде из страны».

Как заверила участников круглого стола Н.Гвичия, городские власти знают о проблеме бизнес-виз и обсуждают ее с представителями МИДа: «Деловые туристы — важный ресурс для индустрии гостеприимства, они тратят значительно больше денег, чем обычные гости города, и вопросы организации их приема находятся в нашей сфере внимания. Например, значительный рост делового туризма из Китая — это результат безвизового соглашения с этой страной. К сожалению, обсуждение возможности посещения Петербурга без виз на 72 часа авиапассажирами из-за сложной международной обстановки сейчас приостановилось. Однако мы надеемся на то, что опыт выдачи электронных виз в свободном порту Владивостока распространится и на нас». «Эта новация важна именно для деловых туристов, поскольку деловые люди находятся в постоянных разъездах. На то, чтобы посетить посольство или консульство и получить визу, у них обычно есть не более пяти дней», — пояснила Гвичия.

Евгения Данилихина
Евгения Данилихина (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

«Как видно, рынку деловому туризму Петербурга есть, куда расти дальше. Ему приходится конкурировать с Москвой, особенно в части организации выставок, а также улучшать позиции в международных рейтингах», — подытожила сказанное участниками редактор спецпроектов РБК Петербург Елена Кром. «Чтобы проводить мероприятия на международном уровне, необходимо сосредоточиться на контенте и объединить усилия игроков, — продолжила она. — Ведь чем сложнее экономическая обстановка, тем важнее консолидация усилий, которая, в том числе, обеспечивает более эффективное расходование инвестиций. И если культурная составляющая Петербурга хорошо раскручена, то статус города как морской столицы России, портового и судостроительного центра, требует дальнейшего продвижения. Это одна из очевидных потенциальных специализаций города на международном рынке MICE».

Круглый стол был организован РБК Петербург в партнерстве с комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, при поддержке компаний ITS и Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo.

Экспофорум вошел в топ-25 мировых event-площадок
 

Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» вошел в глобальный топ-25 площадок для мероприятий по версии EventMB. В каталоге «25 площадок для мероприятий и дестинаций, обязательных к посещению в 2018 году» собраны лучшие выставочные комплексы мира — из США, Ирландии, Канады, ОАЭ и других стран. «Экспофорум» — единственный в топ-25 представитель России.


Каталог «25 площадок для мероприятий и дестинаций, обязательных к посещению» (‘25 Event Venues and Destinations to Watch in 2018’) описывает 14 «примечательных площадок» и 11 «глобальных направлений». «Мы поощряем инновации в ивент-индустрии, поэтому представляем каталог как новый инструмент для выбора направлений и мест», — отметил редактор EventMB Юлиус Солярис. Экспофорум помещен в раздел «Новое и заслуживающее внимания», вместе с площадкой в YAS Marina Circuit в Объединенных Арабских Эмиратах и Halifax Convention Centre в Канаде.
 

Для лучших направлений и центров авторы выделили несколько значимых критериев. Объекты должны облегчать жизнь профессионалам из сферы ивентов, радовать посетителей, заботиться о технической составляющей на совершенно новом уровне, иметь хорошую инфраструктуру и создавать благоприятную среду для людей и мероприятий.

Компетенция Крым уходит от пляжной зависимости к уникальному туристическому продукту
Содержание
Закрыть