Спрос на услуги дата-центров продолжает повышаться, но расти только за счет увеличения мощностей ЦОД - не лучший путь развития бизнеса. О том, какие точки роста есть у облачных провайдеров, и относится ли к ним участие в Чемпионате мира по футболу, РБК+ рассказывает генеральный директор компании DataLine Юрий Самойлов.
- Насколько высока сейчас конкуренция на рынках ЦОД и IaaS в России и в Петербурге?
- Без сомнения, очень высока. Скажу больше, это один из немногих сегментов ИТ-рынка с динамично растущей конкуренцией в последние годы. Причем, это утверждение совершенно справедливо и для рынка России в целом, и для ситуации в Санкт-Петербурге. В Северной столице есть порядка 5 игроков, качество предоставляемых услуг которых и созданная ими инфраструктура не хуже, чем у московских компаний – я даже уверен, что они соответствуют мировому уровню.
Эти компании весьма серьезно конкурируют друг с другом на рынке Петербурга, но этим не ограничиваются. Так как число потенциальных клиентов в нашем городе меньше, чем в столице, то и конкуренция здесь жестче. Кроме того, все эти компании мы видим и на московском рынке, и среди участников больших тендеров. Радует и то, что конкуренция в нашем сегменте рынка здоровая – это конкуренция качества, цены, умения работать с клиентами. В ней значительно меньше политики, чем встречается в других сферах ИТ.
- Высокий уровень конкуренции обусловлен ограниченным объемом рынка или большим числом желающих получить кусок пирога?
С одной стороны, этот вопрос сродни задаче про курицу и яйцо. Но все-таки уже долгие годы спрос на нашем рынке не растет, но и не падает. Есть некоторые стандартные показатели спроса, которые мы фиксируем и анализируем из года в год. И, пожалуй, 5 лет или даже дольше эти показатели практически не меняются. Понятно, что потенциал наращивания мощностей ЦОДов и размещения новых стоек конечен, поэтому в какие-то моменты заканчивается предложение, и это приводит к большему комфорту для игроков. Потом кто-то достраивает новый ЦОД, и конкуренция снова обостряется. На данный момент предложение выше спроса. И это более типично, чем превалирование спроса над предложением. Конечно, ситуации, в которых спрос превышал предложение, случались, но были очень кратковременны и редки.
- В условиях такой конкуренции можно развивать бизнес за счет новых клиентов или нужно искать другие пути?
- Я бы сказал, что мы скоро «упремся в потолок», и новых клиентов взять будет неоткуда. Российские компании развиваются, приходят к необходимости апгрейда или смены оборудования, у них появляются новые задачи, растут объемы информации. Например, работа с видео требует других объемов хранения информации. Появляются и новые компании. Все это драйверы для развития нашего бизнеса. К тому же, сегодня уже не осталось индустрий или направлений деятельности, где IT – лишь вспомогательная вещь. Сегодня IT – это средство производства, и в этой связи поддержка IT – задача, которая будет иметь продолжительное действие.
Так что наращивание клиентской базы – это естественный путь развития, однако мы, как и другие компании, растем и за счет расширения сотрудничества с уже существующими клиентами. Ведь довольно часто новые клиенты ведут себя осторожно и не сразу используют все наши ресурсы, а лишь пробуют, выстраивают комфортную модель взаимодействия. И если опыт оказывается положительным, то увеличивают объем использования услуг. На данный момент в нашей базе соотношение давних и новых клиентов – примерно 50 на 50.
- За счет чего еще сейчас планирует расти DataLine?
Нам кажется, что мы сейчас, если не вступили в зону, когда наши сервисы становятся сложнее, то находимся на ее пороге. Часто, поработав с нами какое-то время и убедившись, что мы понимаем их бизнес и являемся надежным партнером, наши заказчики говорят о готовности получать от нас более сложные услуги – от управления их системами до создания объектов внутри этих систем. Это выводит нас новый уровень взаимодействия. Мы уже не просто один из крупнейших провайдеров ЦОД и IaaS – мы становимся комплексным провайдером услуг ИТ-аутсорсинга, способным закрыть полный спектр ИТ-задач, стоящих перед крупным и средним бизнесом.
Так что мы сейчас находимся в стадии трансформации. Мы работаем сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, это создание на базе наших облаков платформы «конвертации» коробочных бизнес-приложений в SaaS и PaaS-решения. Также мы занимаемся развитием собственных сервисов по управлению ИТ-инфраструктурой – это консалтинг и аудит, проектирование и строительство, эксплуатация и администрирование, причем, на всех уровнях – от ЦОД до приложений. Третье направление, на которое мы делаем ставку, это партнерские сервисы, которые мы создаем вместе с компаниями, специализирующимися на работе с теми или иными бизнес-приложениями.
Мы уверены, что будущее именно за таким подходом – это своего рода ИТ-экосистема на базе нашей инфраструктуры. Ведь заказчики, благодаря этому, получают единую точку входа для решения комплексных ИТ-задач – с единым SLA, четким разделением зон ответственности и так далее. Наши партнеры, занимающиеся разработкой приложений, ускоряют запуск облачных версий своих продуктов и обеспечивают доступ к новой аудитории, и так далее. Это должно дать нам серьезное конкурентное преимущество.
- Можно ли рассматривать участие в подготовке и проведении Кубка Конфедераций и Чемпионата мира по футболу как точку роста для вашей компании?
- Время от времени случаются большие события, которые приводят к повышению спроса, и Чемпионат мира по футболу – одно из них. Однако это не точка роста, которая будет иметь долгосрочные последствия: Чемпионат мира в какой-то момент закончится, и потребность в выделенных под него ресурсах исчезнет. Однако участие в таком событии - это, без сомнения, хорошая и содержательно красивая задача, решение которой не только влияет на показатели нашего бизнеса, но и дает бесценный опыт.
Это сложный в техническом и организационном плане проект. Обеспечить долгосрочное повышенное внимание к такой IT-системе, которая требуется для этого мероприятия, сложно, нам потребовалось вносить изменения в стандартные процедуры, ресурсное планирование и правила. Мы уже спроектировали ряд изменений, согласовали их с заказчиками, провели тестирование – для этого нам пришлось провести мобилизацию наших ресурсов. Традиционно мобилизация – кратковременное явление, но в данном случае она будет достаточно длительной и это, в числе прочего, делает проект столь уникальным.
- Этот опыт можно будет потом использовать?
- Любой опыт стоит использовать. В каких-то ситуациях это можно сделать быстро, в каких-то новым компетенциям придется ждать своего часа. Но накопление, коллекционирование опыта представляет очень высокую ценность для бизнеса.