Петербургский Комитет по развитию туризма называет это направление приоритетным, а игроки индустрии гостеприимства и страховые компании готовы поддержать медиков в их борьбе за пациентов из других стран и регионов. Сами медики считают этот рынок потенциальным – он существует в зачаточном виде, и может стать полноценным только при определенных условиях.
Высокие цены гонят из дома
Под медицинским туризмом, в первую очередь, понимается поток пациентов, которые покидают собственную страну для того, чтобы получить за границей необходимые им медицинские услуги. Такой туризм существовал еще в античной Греции - ее жители отправлялись в дальние путешествия для поиска чудодейственных препаратов.
Популярность современного медицинского туризма объясняется иными причинами. Во многих развитых странах, прежде всего – в США, медицинские услуги настолько дороги, что далеко не каждый житель может приобрести медицинскую страховку, покрывающую сложные виды лечения. Не имея возможности оплатить на родине, например, кардиохирургическую операцию или имплантацию тазобедренных и коленных суставов, пациенты по всему миру ищут медцентр, где услуги обойдутся существенно дешевле, а их качество окажется на высоте. Кроме того, на некоторые процедуры медицинская страховка вообще не распространяется.
«Двадцать лет назад я побывал в Коста-Рике и познакомился с медицинским туризмом, прежде всего – в области пластической хирургии. В страну приезжали опытные врачи из США, которые открывали небольшие клиники, рассчитанные на обслуживание своих соотечественников. Цены на косметические операции там были значительно ниже, чем в США, а качество обслуживания соответствовало американскому», - говорит председатель правления «Медицинского института им. Березина Сергея» (МИБС) Аркадий Столпнер. «И это основная движущая сила медицинского туризма – цены должны быть значительно ниже, а качество услуги не хуже, чем на родине туриста, - продолжает он. - Этот тезис универсален как для стоматологии и косметологии, так и для высокотехнологической медицинской помощи».
Действительно, лечение или оздоровительные процедуры в странах, ориентированных на прием медицинских туристов, бывает в несколько раз дешевле, чем в США. Так, операция аорто-коронарного шунтирования в Турции стоит около 15 тыс. долларов, тогда как в США ее цена достигает 150 тысяч. Счет за пересадку костного мозга в турецкой клинике составит 40-70 тыс. долларов, а в США аналогичная операция обойдется в 300 тысяч. Пациенты из бедных стран, наоборот, едут за рубеж, чтобы получить более дорогое, но зато эффективное лечение - качество лечения на родине их не устраивает.
Из клиники – на пляж, в музей, и обратно
В 2016 году ради медицинских операций и процедур за границы своих стран выехали 14 миллионов человек, при этом ежегодный оборот в сфере медицинского туризма составляет от 45 до 70 миллиардов долларов.
Ежегодный объем доходов от этой индустрии в Южной Корее составляет 4 млрд. долларов ежегодно, в Таиланде - 6,5 млрд, в Индии - более 10 млрд. долларов.
Наибольших успехов в привлечении иностранных пациентов достигли государства с развитой индустрией обычного туризма, такие как Индия, Турция, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, а также страны Латинской Америки - Коста-Рика, Бразилия и Куба. Здесь пациенты могут эффективно совмещать лечение с отдыхом. Некоторые страны предлагают туристам пакеты услуг, включающие медицинские процедуры, проживание в гостинице высокого класса и различные развлечения.
В отношении медицинского туризма находится немало скептиков: они указывают на разницу в стандартах лечения в различных странах, что чревато осложнениями и побочными эффектами. Важный минус заключается в том, что лечившие пациента врачи не смогут его наблюдать после отъезда. Тем не менее, рынок медицинского туризма демонстрирует уверенный рост.
Россия меняет выезд на въезд
До последнего времени Россия, скорее, попадала в категорию бедных стран, у которых выездной медицинский туристический поток значительно превалирует над въездным. Однако серьезные государственные инвестиции в здравоохранение, осуществленные в «тучные» годы, а также достижения частной медицины, постепенно изменили ситуацию. Существенно подешевевший рубль также сыграл свою роль: лечиться за границей стало намного дороже, а цены на отечественные медицинские услуги привлекли внимание иностранцев.
«Число приехавших в Россию медицинских туристов выросло с 7 тысяч человек в 2014 году до 10 тысяч в 2016-м. Число россиян, которые уезжали лечиться за границу, напротив, снизилось за тот же период со 130 до 70-80 тысяч человек», - приводит статистические данные директор филиала компании «Россгострах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Игорь Лагуткин.
По оценкам недавно созданной «Российской ассоциации медицинского туризма», доход страны от этого направления деятельности в 2016 году составил 10 млрд рублей. «Лечение, основанное на современных технологиях, обходится у нас значительно дешевле, чем в дальнем зарубежье. Серьезное оперативное вмешательство в нашем центре стоит от 5 до 15 тысяч евро, тогда как в Германии нижняя планка цен на сложные операции составляет 20 тысяч евро», - утверждает директор «Северо-западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А.Алмазова» Александр Голованов.
Город высоких технологий
По оценкам Российской ассоциации медицинского туризма,
В 2016 году иностранные пациенты чаще всего приезжали в Россию за стоматологической помощью; доля таких пациентов в общем числе приехавших медицинских туристов составляла 44%. Следующая по популярности услуга – гинекология (23% туристов), главным образом – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Следующие места занимают пластическая хирургия (17%), ортопедия и травматология (11%), сердечно-сосудистая хирургия (3%) и офтальмология (2%).
Впрочем, Аркадий Столпнер уверен, что в области стоматологии и косметологии Петербург не сможет опередить конкурентов: «Теперь даже в небольших российских городах есть высококлассные специалисты в этих областях». Как он убежден, «петербургская ниша – это высокотехнологичная медицина, которая нуждается в значительных инвестициях и серьезных компетенциях». Приоритетными для Петербурга направлениями Столпнер считает кардиологию, онкологию, ортопедию. «Растущий поток пациентов из других российских регионов и зарубежных стран в основном ориентирован на эти виды помощи», - говорит он.
Такие туристы нам нужны
Александр Голованов разделяет мнение Столпнера и говорит о том, что петербургские центры высокотехнологичной медицины сейчас весьма заинтересованы в привлечении «внешних» пациентов: «Финансирование по линии обязательного медицинского страхования (ОМС) в последние годы снижается, и это затрагивает зарплаты врачей и медсестер. Чтобы не сокращать высококвалифицированный персонал, нам приходится искать новые финансовые источники». «В прошлом году мы лечили в стационаре около 1 тыс иногородних пациентов, как из других регионов России, так и из-за рубежа, - продолжает он. – Мы могли бы в несколько раз увеличить этот показатель, примерно до 5 тыс пациентов», - говорит представитель Центра им. В.А. Алмазова.
По словам руководителя управления маркетинга и продаж клиники «Скандинавия» Светланы Крыловой, интерес сторонних больных к услугам клиники, в том числе ЭКО-процедурам, постоянно растет: «В прошлом году мы приняли 12 тыс пациентов из других российских регионов, при этом около 500 – из дальнего зарубежья, а всего у нас лечилось 37 тыс человек». Как она рассказала, «Скандинавия» целенаправленно привлекает «приезжих»: создана сеть информационных пунктов в российских регионах, в которых представители клиники рассказывают потенциальным клиентам о возможности лечения в Петербурге, включая получение бесплатной помощи в рамках ОМС. Помимо высокотехнологичной помощи, клиника предлагает иногородним клиентам программы сheck-up - диагностику в течение одного дня. В этом случае медицинскими туристами становятся обычные путешественники, которые приезжают в Петербург на отдых и «заодно» решают пройти комплексное обследование на современном оборудовании.
TripAdvisor для пациентов
Зарубежная практика показывает, что пациент, даже приехавший для прохождения серьезного лечения, не отказывает себе в посещении достопримечательностей, и поэтому у Петербурга есть серьезные основания конкурировать за медицинских туристов с другими городами мира, - полагает руководитель туристической компании ITS Виктория Шамликашвили.
«Городу необходим сильный медицинский бренд. Кроме того, нам нужен объективный рейтинг многочисленных государственных и частных лечебных учреждений. Помочь в его разработке могли бы страховые компании, обладающие экспертными знаниями, благодаря работе на рынках ДМС и ОМС, - размышляет она. - Есть и другая возможность – создание online сервиса, подобного TripAdvisor, собирающего оценки и впечатления пациентов, проходивших лечение в петербургских клиниках». «Участникам рынка стоит объединить усилия для создания таких инструментов; от этого выиграют все», - уверена Шамликашвили.
Это командная игра
Услуга привлечения медицинского туриста должна быть комплексной, уверены участники рынка. При необходимости пациенту должна быть легко предоставлена медицинская виза, его необходимо встретить в аэропорту, а сопровождающих его лиц – разместить в гостиницах. Специалисты разошлись во мнениях, необходимы ли Петербургу новые гостиницы, расположенные вблизи медицинских центров. «Мне странно слышать, что медицинские учреждения собираются строить гостиницы, когда у нас существует недозагрузка гостиничного фонда, и многие отели готовы разместить туристов в любое время», - говорит директор клиники «Энергия здоровья» Наталья Новгородова.
«Гостиницы, в которых живут сопровождающие пациентов члены семьи, отличаются от обычных отелей, - возражает Аркадий Столпнер. - В них могут селиться и сами пациенты на период послеоперационной реабилитации. Это значительно дешевле, чем платить за место в клинике». Столпнер уже запланировал строительство собственной гостиницы для пациентов МИБС; по его словам, проект могут поддержать и другие онкологические центры, расположенные поблизости.
Директор по развитию проекта «Первая линия» ГК «Пионер» Мария Грудина видит решение проблемы размещения медицинских туристов в строительстве апарт-отелей: «Длительное проживание в обычной гостинице все-таки очень дорого. Апарт-отели больше напоминают обычное жилье, они лучше приспособлены для проживания больных и сопровождающих. Нам кажется, что это направление является перспективным для нашего сотрудничества с лечебными учреждениями».
Девелоперы идут в медицину
Коммерческий директор санатория «Сестрорецкий курорт» Лидия Точилина, со своей стороны, считает перспективным преобразование действующих санаториев в современные центры реабилитации и лечебно-оздоровительного туризма. Эта задача также предполагает объединение усилий медиков и девелоперов: «Пациенты, которые проходили лечение в клиниках города, претендуют на определенный уровень комфорта, и мы сможем его обеспечить», - объясняет она. «Мы собираемся разрушить стереотипное представление о санаториях как о заведениях для пенсионеров. Сестрорецкий курорт создавался в ХIX веке как модное место, и мы хотим возродить его в таком качестве. На это нацелен проект модернизации санатория, который мы осуществляем в партнерстве с компанией RBI», - отметила Точилина.
Перспективно преобразование действующих санаториев в современные центры реабилитации и лечебно-оздоровительного туризма. Эта задача также предполагает объединение усилий медиков и девелоперов.
Девелоперы становятся заинтересованной стороной в развитии рынка медицинских услуг и медицинского туризма в частности – стагнация на рынке стандартного жилья заставляет их пробовать себя в новых нишах. Строительство медицинской и оздоровительной инфраструктуры – одна из таких ниш.
В частности, Мария Грудина отмечает: «Работая над проектом оздоровительного центра в Курортном районе, мы отметили высокую востребованность услуг комплексной диагностики, репродуктивной медицины, косметологической хирургии, программ снижения веса. Эти направления популярны во всем мире; наш регион может развивать их как для своих граждан, так и для туристов, если сформирует качественную инфраструктуру, чтобы люди проходили процедуры в комфортных условиях».
С такими лицами – и в туризм?
Сложились несколько важных условий для превращения Петербурга в центр медицинского туризма – есть лечебные учреждения, способные оказывать высококлассную помощь по конкурентным ценам, многочисленные объекты туристического интереса и обширная рекреационная зона вблизи города. Потенциально эти составляющие складываются в уникальный комплексный продукт. Однако отсутствующих звеньев настолько много, что петербургский рынок медицинского туризма может так и остаться на старте, - отметила редактор специальных проектов РБК Петербург Елена Кром.
Как она сказала, основные проблемы относятся к медицинской и юридической областям – это страхование рисков осложнений, организация и оплата дополнительного лечения, на которое не рассчитывал пациент, грамотная маршрутизация иногородних больных, и так далее. Городской Комитет по развитию туризма, взявшийся развивать новое направление, не сможет снять барьеры, находящиеся далеко за пределами его сферы полномочий. «Кроме того, у этого комитета традиционно небольшой бюджет, и ожидать, что он развернет по всему миру затратную программу продвижения Петербурга как центра медицинских услуг – нереалистично», - дополнила Кром.
Основные проблемы относятся к медицинской и юридической областям – это страхование рисков осложнений, организация и оплата дополнительного лечения, на которое не рассчитывал пациент, грамотная маршрутизация иногородних больных.
Наконец, средний уровень лечения в городе, по мнению директора Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, серьезно не дотягивает до тех нескольких передовых примеров, которые на слуху, но «не делают погоды».
«Прежде, чем говорить о развитии медицинского туризма, руководителям городских медицинских центров и больниц нужно объективно оценить качество лечения во вверенных им учреждениях, соответствие предоставляемых услуг мировым стандартам, - говорит Ануфриев. - Да и просто не мешало бы почитать, что написано на двери при входе в учреждение и у гардероба, с какими лицами и словами встречают пациентов охранники, регистратура, персонал в отделениях, и какой в целом сервис там предоставляется».
Ануфриев считает, что клиентская ориентация медицинской отрасли во многом остается на советском уровне, и такими ЛПУ пациенты могут пользоваться только вынужденно и бесплатно. Сложно представить, что эту индустрию высоко, в том числе, в деньгах, оценит внешний мир, - полагает он.
Сила притяжения
По мнению Елены Кром, помимо девальвации, еще одно обстоятельство позволяет смотреть на перспективы медицинского туризма в Петербурге со сдержанным оптимизмом: проявленный участниками потенциального рынка интерес к сотрудничеству друг с другом. «Создание на базе Комитета по туризму площадки, которая увязывает интересы игроков и помогает им найти новые организационные схемы, стало полезным шагом», - отметила она. Даже если возникнут небольшие партнерские альянсы, это даст заметный эффект по сравнению с ситуацией, когда каждый работает в одиночку.