Улучшают ли цифровые технологии городскую среду, ЖКХ, транспорт, безопасность, медицину в Петербурге? Будет ли благодаря им жизнь в городе такой же комфортной и безопасной, как в Амстердаме, Копенгагене и Сингапуре? Да, но… — ответили на эти вопросы участники РБК Digital City Форума. Подробно обсудив практику внедрения в городе новых технологий, они вывели несколько истин о состоянии цифрового Петербурга — и горьких, и оптимистичных.
1. Сети готовы, и это немало
С технической точки зрения, фундаментом здания «умного города» является качественная телекоммуникационная инфраструктура, подчеркнули участники форума. В этом отношении Петербург — очень перспективное место для реализации цифровых проектов. «Самая сложная базисная вещь уже сделана — инфраструктура создана», — делает позитивный вывод технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексей Никитин.
«Датчики и камеры — и все остальное, что сможет придумать заказчик, — должны передавать данные через сеть, — поясняет Алексей Титов, директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала компании «МегаФон». — Учитывая развитость телекома в России, а особенно в Петербурге, можно уверенно сказать, что операторы к такому развитию событий готовы: здесь создана качественная инфраструктура связи как у больших, так и у локальных операторов».
По словам Алексея Никитина, его компания за три последних года инвестировала в цифровую инфраструктуру Петербурга (линии связи, кабельное телевидение, широкополосный интернет, видеонаблюдение в школах и в городской инфраструктуре и др.) порядка 7 млрд рублей. Теперь есть предпосылки для реализации масштабных цифровых программ.
2. Частный потребитель «рулит»
Бизнес сумел наладить связь с частным потребителем и предложить ему удобную цифровую услугу. Внедрение технологий в повседневную жизнь петербуржцев, по словам участников форума, идет семимильными шагами — это подтверждает опыт агрегаторов такси, разработчиков разнообразных мобильных сервисов, в т.ч. получивших широчайшее распространение мобильных услуг навигации по городу и платежных сервисов.
Например, как сообщил Константин Сметанин, директор по развитию диджитал департамента Банка «Санкт-Петербург», онлайн-сервисы банка фактически заменили клиентам раздел портала госуслуг по коммунальным платежам: «Более чем 99% всех услуг ЖКХ можно оплачивать через наши сервисы и не использовать для этого портал госуслуг».
Спикеры выразили уверенность, что большое будущее — у новейших финансовых услуг, начиная от робоэдвайзинга (использование роботов-консультантов) и заканчивая блокчейном. Кроме того, в ближайшее время технологии виртуальной и дополненной реальности станут привычным элементом быта.
Двигателем технологического прогресса в городе является потребитель, уверен директор макрорегиона «Северо-Запад» компании Tele2 Олег Телюков: «Вся отрасль телекома развивалась, ориентируясь именно на запросы абонентов, и всего за два десятилетия своего существования стала одной их самых быстрорастущих в стране и в мире. В Tele2 мы также в первую очередь ориентируемся на потребности клиентов, активно строим сеть, формируем новые предложения, а растущий в разы уровень потребления наших услуг доказывает, что компания идет верным путем».
У главенства конечного потребителя есть обратная сторона: интеллектуальные и финансовые ресурсы петербургского бизнеса направляются только в те услуги и продукты, которые можно быстро продать пользователю. Сервисы городского масштаба, которые нужны всем, но не оплачиваются каждым гражданином, в Петербурге внедряются крайне медленно и получаются ущербными.
3. Городская власть — не лидер технологических новаций
«Проекты, за которые берутся городские власти, назвать успешными нельзя. Бывает стыдно за то, как в нашем городе внедряются новые технологии», — сказал генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский, с которым согласились многие спикеры.
Он добавил, что полтора года прошло с момента запуска зоны платной парковки — но почти каждый водитель в городе знает, что плата за парковку до сих пор не взимается «по техническим причинам», о воздушных линиях связи в городе говорят уже лет 10–15, но до сих пор нет никаких результатов.
«Все успешные цифровые проекты реализованы в Петербурге частным бизнесом, и государство тут ни при чем», — подчеркнул Суходольский.
Как отметил Алексей Иващенко, глава филиала IBM в Санкт-Петербурге, «я все-таки рассчитываю на то, что администрации городов и регионов не будут полностью перекладывать развитие Smart City в России на бизнес и смогут принять участие в финансировании проектов в области «умного города».
«Для внедрения новых технологий в городскую среду необходима лидерская позиция города, — выразил общее мнение Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia. — Так, к примеру, в Амстердаме благодаря городским властям был создан настоящий банк идей для smart city. Там в городскую среду внедряются не только цифровые, но и «зеленые» технологии. Широко практикуется совместное использование ресурсов, в частности, автомобильного транспорта. Все это можно реализовать и у нас — бизнес готов».
4. Здесь небезопасно
Петербургский бизнес владеет новыми технологиями обеспечения безопасности в городе — иногда даже сам эффективно их разрабатывает. Однако город не знает своих ресурсов и, тем более, не интегрирует их в стройную систему. В итоге применяемые в Петербурге механизмы защиты горожан от основных угроз архаичны и уязвимы, как показал недавний теракт в метро.
По словам экспертов в области безопасности, выступавших на форуме, в защите от терактов никаких прорывов не будет, пока в стране, в городе не появится концепция безопасности, содержащая внятный перечень и классификацию главных угроз.
«Мы должны понять, от чего нам защищать людей», — сказал один из спикеров круглого стола. Если речь идет об убийстве в подворотне, то это одни методы борьбы, если массовые теракты — то совершенно другие. Во втором случае новые технологии действительно могут быть очень действенными.
Примером того, к чему приводит отсутствие концепции, может стать ситуация с металлодетекторами, установленными в метро. Сейчас, как известно, они пищат при прохождении любого пассажира, и сотрудник полиции совершенно не реагирует на них. Это происходит потому, что они еще на заводе по умолчанию были настроены на мелкие металлические предметы (пистолеты, ключи и т. д.). Но поскольку их никто не перенастроил, то и в метро, и в аэропорту они ищут именно такие предметы. Но всех пассажиров метро с ключами проверить нельзя, в результате устройства устанавливаются «для галочки».
Об отсутствии спроса на инновационные решения со стороны органов власти и правоохранительных органов указывает тот факт, что мало кто из гостей форума был готов поделиться успешным опытом сотрудничества с официальным Петербургом в этом вопросе.
5. Угрозы множатся
Тем временем технологии быстро создают новые угрозы. В том числе опасности умножаются из-за растущей популярности интернета вещей (IoT), говорит Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Комфортел»: «Одно дело, когда в Интернет «смотрит» роутер или телефон — это один тип угроз. Но когда туда начинает «смотреть» телевизор, холодильник, утюг, мультиварка, кардиостимулятор и замок от двери, то это уже другой уровень ответственности». Для игроков рынка ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) рост уровня угроз рождает возможности для развития бизнеса:
«Параллельно интернету вещей будет формироваться рынок сетевой безопасности; к нему мы как раз сейчас внимательно присматриваемся», — говорит Петров. Горожане, не имеющие отношения к созданию цифровых продуктов, пока являются потенциальными жертвами НТП.
«Преступники — среди тех, кто все время находится на пике инноваций», — напоминает Яков Волкинд, директор Северо-Западного представительства ITV AxxonSoft в Санкт-Петербурге. «В качестве примеров можно привести не только ставшие хорошо известными хакерские атаки на банковские, правительственные и личные сетевые ресурсы, — продолжает он. — К киберпреступлениям также относятся незаконное вмешательство в работу компьютерных систем, махинации с банковскими картами, заражение компьютеров программами-шпионами, программами по рассылке спам-сообщений. Также возможно непосредственное удаленное вмешательство в работу системы безопасности предприятия и города».
«Следовательно, системы обеспечения безопасности на всех уровнях должны хотя бы на шаг опережать преступников, быть более инновационными», — резюмирует Волкинд.
Это значит, в частности, что уровень технологической грамотности городского правительства — вопрос, который должен находиться в фокусе пристального общественного внимания.
6. Все на сбор больших данных!
Развитие цифровых технологий в Петербурге будет бурным — это связано в том числе со стагнацией традиционных бизнесов, толкающей игроков в новые ниши. «Традиционная бизнес-модель в телекоме в целом стагнирует. Но при этом созданная нами сетевая инфраструктура помогает нам успешно входить в новые бизнесы», — констатировал Павел Коротин, директор филиала МТС в Санкт-Петербурге.
«Наибольшим потенциалом для реализации концепции «умного города» обладает интернет вещей, а также по сути нераскрытые еще возможности, которые дает анализ Big Data», — продолжил Коротин.
Как отметил Коротин, МТС совместно с правительством Москвы реализует комплексный проект в области Big Data по сбору аналитики в целях развития городской инфраструктуры; аналогичные проекты могут осуществляться и в Петербурге.
7. Инициативные люди, способные к совместной работе
Как отметил Алексей Иващенко из IBM, smart cities мира строят инициативные люди, поддержанные городом. Таким образом, у smart city не бывает одного автора — его создателем является кооперация. Механизм эффективного сотрудничества разных интересантов — главная технология, необходимая цифровому Петербургу. Другие технологии готовы, подчеркивали участники форума, а этой пока не хватает.