РБК+ спросил предпринимателей, представляющих разные сферы экономики, о том, какие нововведения ощутимо повлияли или вскоре повлияют на их бизнес.
Смена налоговой юрисдикции входит в привычку
Для нас наиболее ощутим так называемый налог на Google, который начал действовать с 1 января 2017 года*. Некоторые наши западные партнеры, у которых мы покупали услуги — например, хостинга (размещение наших игр на их серверах) — просто повысили нам цены на 18%. Также стоимость рекламы игр, которую мы покупаем на Facebook, увеличилась для нас на 18%. При этом бухгалтерии надо успевать отправлять НДС в налоговую (мы выступаем в роли налогового агента), ведь Facebook, бывает, несколько раз за день списывает деньги с нашей корпоративной карты по мере траты средств на рекламные кампании. Да и наши потребители тоже теперь платят за наши игры больше, ведь некоторые платформы переложили на них этот НДС.
Другая инициатива — закон о контроле иностранных компаний (КИК). Среди ИТ-предпринимателей закон о КИК вызвал немало обсуждений (см. статью на стр…). К чему это приводит? Внимательный наблюдатель заметит, что Кипр стал необычайно популярен у ИТ-компаний. Причем теперь он используется уже для открытия там полноценных офисов с переездом сотрудников из России. Смена налоговой юрисдикции сегодня уже никого не удивляет, примеров много. Такие страны, как Кипр, предлагают максимально выгодные условия, чтобы к ним переводили компании (с точки зрения юрисдикции), а также открывали штаб-квартиры и офисы, переезжали жить и работать.
Российские компании в итоге пользуются возможностью вести свой бизнес более эффективно и выбирают более удобные юрисдикции. Это не потому, что все такие жадные, а потому, что приходится конкурировать на мировом рынке с другими компаниями, которые оптимизируют процессы по всем направлениям — и либо ты конкурентоспособен, либо вылетаешь с рынка.
Закон, грозящий кассовым разрывом
Самая ожидаемая инициатива — принятие закона об охранных зонах и в целом новых градостроительных нормативов для центра Петербурга. Есть понимание, что нормативы будут более мягкими, чем в спальных районах, но зачастую и этого недостаточно. В центре всегда необходим компромисс по инсоляции, озеленению, парковочным местам: все требования сразу удовлетворить невозможно. Если благодаря новому проекту удается добиться хотя бы каких-то улучшений среды, если появляются зеленые зоны или парковки там, где их раньше не было вообще, — это уже плюс.
Также существенные последствия для строительного бизнеса, особенно для небольших девелоперских компаний, могут иметь поправки в 214-ФЗ. Многое зависит от того, как быстро комитет по строительству будет справляться с рассмотрением проектных деклараций, с анализом их соответствия новым правилам. От этого зависят сроки выдачи разрешений на строительство и, соответственно, итоговый бюджет проектов. Если раньше мы закладывали один месяц на подготовку проектной декларации — от получения разрешения на строительство до начала продаж, то сейчас — три месяца. В это время стройка не идет, уже вложенные финансы не работают.
Для нас уменьшение скорости оборота денежных средств не критично, поскольку есть собственный капитал и мы можем строить, не привлекая дольщиков, но для других компаний такое положение грозит кассовым разрывом. Это плохо для бизнеса, а значит — и для всей городской экономики, ведь строительная отрасль — одна из базовых для нашей страны, с огромным мультипликативным эффектом. Одно рабочее место в стройке дает по цепочке 7-9 рабочих мест в смежных сферах. Эту отрасль не стоит останавливать.
Фарма: очень глубокие преференции
Самая ожидаемая законодательная новелла — это расширение схемы «третий лишний». Правительство выступило с инициативой увеличить глубину преференций для предприятий, которые выпускают собственную фармацевтическую субстанцию на территории России. Для отечественных производителей, которые, действительно, выпускают готовые лекарственные формы и субстанции, — это ключевое постановление. Мы ожидаем, что большой объем финансовых ресурсов, который государство сегодня тратит на закупку лекарственных средств, останется в стране. Эти средства будут реинвестированы компаниями, развивающими производство на территории Российской Федерации, и больший объем налогов этих предприятий поступит в государственный бюджет.
Сейчас в Ирландии или где-то еще крупные транснациональные корпорации производят субстанции и продают их на российском рынке. Теперь же ключевая деятельность фармкомпаний — производство активных компонентов — будет сосредоточена в РФ и станет полностью подвергаться налогообложению. К тому же конкурентоспособность российских компаний после принятия этих поправок сильно вырастет.
Половина российских банков не сможет кредитовать крупные компании
Наибольшее влияние на банковскую сферу, безусловно, окажет законопроект, разработанный Министерством финансов и принятый Госдумой в феврале 2017 года в первом чтении. Он предполагает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. Изменения могут оказать существенное влияние на функционирование рынка банковских услуг.
Так, в частности, устанавливается, что с 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией составит 1 млрд рублей. Для банков с базовой лицензией — 300 млн рублей. Для последних вводится специальный перечень операций и ограничения по объему операций и сделок с ценными бумагами, установленные Банком России.
В результате принятия нового законопроекта около половины всех действующих на территории РФ банков не смогут кредитовать крупные и государственные предприятия, как и выдавать им гарантии. Они утратят возможность развивать международный бизнес, в разы упадет их конкурентоспособность при обслуживании внешнеэкономической деятельности своих клиентов. Взамен небольшие банки могут получить ослабление контроля над их деятельностью, смягчение нормативных требований и упрощение отчетности.
Ограничение небольших банков в проведении операций с определенными категориями клиентов, к примеру, с иностранными компаниями, среди которых нередко встречаются офшорные компании, будет способствовать очищению банковской системы от сомнительных схем и повышению ее прозрачности. Таким образом, усилится общая тенденция на укрупнение российских банков, произойдет дальнейшее сокращение количества банков в стране.
Другое важное изменение касается банковской гарантии — она может быть исключена из перечня банковских операций и будет перенесена в перечень прочих сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации. У банков с принятием такого законопроекта могут возникнуть налоговые риски, т.к. только банковские операции не облагаются НДС. Это, в свою очередь, может привести к удорожанию банковских услуг для клиентов — юридических лиц, пользующихся банковскими гарантиями, либо банкам необходимо будет брать дополнительные издержки на себя, тем самым увеличивая затраты на ведение бизнеса.
Останемся без новых технологий
Самое серьезное изменение — это постановление правительства №969 от 26 сентября 2016 года об обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. На ближайшие несколько лет, пока не «подтянутся» разработчики, категорируемые объекты транспортной инфраструктуры будут лишены новейших технологий.
Постановление связано с решениями об использовании только операционных систем с открытым исходным кодом. Принятие этого документа еще не привело, но может привести к серьезному увеличению интегральной стоимости проектов.
*Справка: С 1 января 2017 года иностранные компании наравне с отечественными платят НДС от продажи электронных услуг (в Сети закон получил название «Налог на Google»)