![Дрессура технологий](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/91/804871593793916.jpg)
К такому выводу пришли участники дискуссии «Будущее технологий», организованной «Билайн» Бизнес в рамках «Реюнион-2017», глобальной встречи выпускников СПбГУ.
Технологии заставляют мир меняться очень быстро, уверены участники дискуссии. Среди трендов, которые возникли благодаря техническому прогрессу, выделяют кастомизацию, устранение лишних посредников, децентрализацию и персонализацию производства, замену товаров на услуги, появление умных вещей и сокращение жизненного цикла продукта и сервисов, переход к цифровому проектированию и прототипированию, а также использование открытых инноваций и гонку за новыми продуктами.
Напечатай себе бутерброд
Не стоит думать, что эти тренды – что-то далекое и касающееся отдельных отраслей. Это не так. Данные тенденции проникли во все индустрии и уже отражаются на жизни обычных людей. Еще недавно многие боялись делать покупки в Интернете, а сейчас даже крупные продуктовые офлайн-ретейлеры, всегда считавшиеся самыми консервативными, развивают e-commerce.
Потребитель хочет получать тот товар, который полностью соответствует его запросам, а производители вынуждены под эти запросы подстраиваться. Умные холодильники и телевизоры уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим, управление мультиваркой со смартфона уже никого не удивляет. Беспилотные автомобили еще не появились на российских дорогах, но тренд к отказу от личного автомобиля уже заметен.
«Рынок и технологии взаимодействуют как контент и контекст. Когда вы читаете книгу, вы ее понимаете, основываясь на тех знаниях, которые у вас есть. Однако ваше сознание в результате чтения меняется. То же самое происходит с продуктом и рынком, – уверен Игорь Рождественский, генеральный директор компании «Марталь СПб». – Появляется новый продукт, который выводится на рынок разработчиком. Рынок оценивает этот продукт и говорит, чего не хватает – это и является запросом на новую технологию. Рынок – это Колесо Сансары, которое постоянно крутится, причем все быстрее и быстрее. Часто новые технологии дают конкурирующие ответы на запрос рынка. Например, как мы будем получать пиццу в будущем – с помощью доставки дронами или печатать на пищевом 3D-принтере? Это вопрос, точного ответа на который мы пока не знаем».
![Игорь Рождественский, генеральный директор компании «Марталь СПб»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/12/804871595239124.jpg)
Пока фраза из анекдота «Что же ты ешь голый тонер? Напечатай себе нормальный бутерброд» вызывает лишь улыбку. Но эксперты уверены, что недалеко то время, когда мы будем покупать не продукт, а программу для его печати на 3D-принтере – дома, своими руками, без помощи производителя и без похода в магазин.
А ведь кроме 3D-печати есть еще Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальности, квантовые вычисления и печатная электроника и многое другое. Все эти технологии – уже не завтрашний день, а сегодняшний, т.е. они уже меняют все вокруг, и вскоре эти изменения будут более заметными.
Компот из данных
Big Data также находится в числе трендов, которые уже меняют и еще больше изменят в дальнейшем всё вокруг – от жизни отдельного человека до бизнеса.
«Технологии не интересны сами по себе: важно то, как бизнес их использует. Нам всем нужно научиться здоровой конвергенции: брать из других отраслей то, что у них работает эффективно и думать, как использовать эти наработки в той области, которой вы занимаетесь. Big Data – это не серверы и не IT-специалисты, это – прежде всего, образ мыслей. И он полезен всем – от небольшого бизнеса до крупных корпораций. Мы в «Билайн» очень активно работаем в этом направлении, сами строим модели и просчитываем оптимальные предложения клиентам и открыты к сотрудничеству. Оператор знает о своих клиентах очень многое. И способен эти данные сопоставлять и делать выводы. Другой вопрос, что, конечно, мы никогда не будем использовать эти знания относительно конкретных единичных абонентов, бояться этого не нужно. На этом тренда не построишь. А вот тщательно проанализированные большие массивы данных – хорошая основа для геоаналитики, сегментации, прогноза интересов, лидогенерации, строительства look alike моделей и многого другого. Мы уверены, что за этим будущее», - рассказал Виктор Шкипин, директор по финансовым продуктам и сервисам компании «ВымпелКом».
![Виктор Шкипин, директор по финансовым продуктам и сервисам компании «ВымпелКом»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/04/804871595825048.jpg)
Активное использование Big Data приведет к тому, что исчезнет ряд профессий – от продавцов до маркетологов и так далее. Но это значит, что на место исчезающих специальностей придут новые.
«Большие данные – это точка роста капитализации, – уверен Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group. – Важно не просто знать, когда у твоего клиента день рождения, а уметь предугадывать, что именно он захочет заказать в зависимости от даты, сезона и других вводных. То есть эффект от Big Data появляется, когда есть новая бизнес-модель. Пока на российском рынке мало компаний, которые умеют правильно работать с данными – для этого необходимы специалисты с особыми компетенциями, которых пока катастрофически мало. Это касается и Интернета вещей: нужно не просто «прочиповать» все вокруг, но и предложить новые бизнес-модели».
![Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/63/804871596149639.jpg)
Расшатывая устои
«Все больше компаний переходит от традиционной модели бизнеса к цифровой. Происходит трансформация операционных процессов и управления. Скажем, ноутбук и компьютер в таких компаниях используются все реже – в большинстве случаев достаточно функционала смартфона. Думаю, еще несколько лет, и ПК будут нужны только узким специалистам – программистам или дизайнерам. Теряет свою значимость стационарный офис, большинство специалистов могут эффективно работать удаленно. В нашей линейке продуктов для бизнеса есть решения, которые позволяют перевести в облако весь пул коммуникаций компании и снизить затраты на аренду, офисное оборудование, содержание IT-специалистов. Мы сами идем по этому пути и внедряем проект BeeFREE – большинство наших сотрудников до конца года полностью или частично перейдут на удаленный формат работы. Конечно, управление и исполнительская дисциплина должны выйти на другой уровень, только тогда эта модель будет эффективной, – уверен Юрий Смагаринский, исполнительный вице-президент, директор региона Запад компании «ВымпелКом». – Технологии бесспорно меняют устои общества и бизнеса, порой опережая события. К примеру, сегодня только несколько миллионов клиентов используют 4G, остальным вполне хватает 3G. В то же время мы уже начинаем работу над сетями 5G, потому что они жизненно необходимы для развития Интернета вещей и других технологий».
![Юрий Смагаринский, исполнительный вице-президент, директор региона Запад компании «ВымпелКом»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/25/804871596649250.jpg)
«Сейчас идет жесткое технологическое противостояние, - отмечает Владимир Быков, коммерческий директор компании «Тринити». – Развитые страны не хотят отдавать высокотехнологическое производство в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому стараются перевооружить свои предприятия за счет новейших достижений в области роботизации и искусственного интеллекта. Недавно был принят стандарт для сотрудничающих роботов, так что нас ждет бум роботизации в области и среднего бизнеса, и мелкого производства. Технологические инновации вносят изменения во все области деятельности. Например, в области программирования меняется сам подход к созданию информационных систем, где вектор поворачивается на машинное обучение, которое больше похоже на «дрессировку» чем на классическое «кодирование». Новая цифровая среда полностью меняет бизнес: в лидеры выходят компании, у которых нет основных средств производства – Uber, Alibaba – и которые используют так называемые «подрывные» инновации в бизнесе в совокупности с новыми технологиями. Мы двигаемся к тому, что основным средством производства станут информационные системы в совокупности с инновационными бизнес процессами, которые уже сейчас приносят не меньше прибыли, чем фрезерные станки».
![Владимир Быков, коммерческий директор компании «Тринити»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/33/804871597284332.jpg)
В такой ситуации современным предприятиям необходимо иметь правильное понимание возможностей новых информационных технологий для выбора успешных моделей бизнеса для повышения своей конкурентоспособности и соответственно увеличения доходов компании. Очень важно на этом этапе выбрать правильного партнера, имеющего глубокие знания и опыт внедрения подобных технологий на предприятиях.
Но за развитием технологий кроются не только перспективы, но и риски. К примеру, уже сейчас заметно, что те, кто смотрит новости по телевидению, получает принципиально иную информацию и в другое время, чем те, кто читает их в Интернете. Более того – в будущем персонализированный подбор контента может привести к тому, что человек будет видеть только то, что хочет, и представление о мире потеряет объективность. «Коммунисты вскоре будут думать, что живут среди коммунистов, оппозиционеры – среди оппозиционеров», - прокомментировал один из участников дискуссии.
Если к этому добавить полное отсутствие приватности, мир будущего может показаться пугающим. Но и это далеко не все риски, которые можно представить.
«В соответствии с циклом Гартнера, с появлением технологии прежде всего начинается бурный рост ожиданий от нее. Ожидания растут существенно быстрее самой технологии. Потом приходит отрезвление и появляются опасения, и лишь затем идет процесс нормального внедрения технологии. Сейчас мы понимаем, что технологии могут не только трансформировать экономику и убрать с рынка часть компаний и даже бизнесов. Индустрия 4.0, о которой сейчас все говорят – это не только, и не столько про инженеров, сколько про существенные сдвиги в обществе. Новые технологии могут привести к социальному расслоению и даже серьезному изменению политических систем. Например, представительная, парламентская демократия возникла потому, что всех граждан нельзя было опросить – а сейчас это стало возможным. Мы уже меняем общество. Уже есть британский футбольный клуб, который полностью управляется болельщиками. В Исландии граждане сами писали Конституцию. В Швейцарии большая часть важных вопросов решается референдумами. Нужны ли будут в будущем политические партии и парламенты – большой вопрос. Так что мы говорим не о гаджетах, а о серьезных изменениях», - резюмирует Игорь Рождественский.
Все оттенки будущего
Реюнион – главная ежегодная встреча сообщества выпускников СПбГУ – в 2017 году был преимущественно посвящен обсуждению будущего. Полные залы собрали специальные гостьи - нейролингвист Татьяна Черниговская, говорившая о предстоящем раскрытии тайн человеческого мозга, и издатель Ирина Прохорова, предложившая обсудить образ будущего страны. Резонансной получилась дискуссионная сессия "Будущее науки. Могут ли превентивные технологии отодвинуть старость": на ней ученые и практики в области естественных наук и биотехнологий – Рауль Гайнетдинов, Татьяна Черниговская, Юрий Штыров, Александр Карабельский, Павел Яковлев и модератор Дмитрий Губин - спорили о том, будет ли найдено лекарство от старости. Острые диалоги состоялись на сессии "Будущее литературы. Книга против сериала: как оставаться писателем в век сценаристов". Александр Цыпкин, Александр Цекало, Саша Филипенко, Александр Снегирев и Михаил Иванов по-мужски решительно дискутировали друг с другом, но все закончилось мирно.
На сессии "Будущее общества. Решение социальных вопросов: роль НКО и бизнеса" о перспективах третьего сектора говорили Валерий Панюшкин, Авдотья Смирнова, Наталья Поппель, Григорий Свердлин, Евгения Чистова, Юрий Благов – люди, активно участвующие в стране благотворительности и корпоративной ответственности. Президент Ассоциации выпускников СПбГУ Андрей Якунин модерировал сессию "Будущее Университета: стратегия развития", в которой приняли участие архитектор Никита Явейн, первый проректор СПбГУ Илья Дементьев, cоциолог Максим Cоколов, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая, экономист Дмитрий Чернейко.
Все тематические дискуссии проходили в атмосфере напряженного внимания зала, в кулуарах продолжались споры, спикеров засыпали вопросами. Реюнион-2017 показал, что футурологические темы в сообществе образованных людей воспринимаются не как отвлеченные, а как наиболее злободневные - универсанты понимают масштаб происходящих изменений и ищут свое место в новейшей реальности.