К такому выводу пришли участники дискуссии «Будущее технологий», организованной «Билайн» Бизнес в рамках «Реюнион-2017», глобальной встречи выпускников СПбГУ.
Технологии заставляют мир меняться очень быстро, уверены участники дискуссии. Среди трендов, которые возникли благодаря техническому прогрессу, выделяют кастомизацию, устранение лишних посредников, децентрализацию и персонализацию производства, замену товаров на услуги, появление умных вещей и сокращение жизненного цикла продукта и сервисов, переход к цифровому проектированию и прототипированию, а также использование открытых инноваций и гонку за новыми продуктами.
Напечатай себе бутерброд
Не стоит думать, что эти тренды – что-то далекое и касающееся отдельных отраслей. Это не так. Данные тенденции проникли во все индустрии и уже отражаются на жизни обычных людей. Еще недавно многие боялись делать покупки в Интернете, а сейчас даже крупные продуктовые офлайн-ретейлеры, всегда считавшиеся самыми консервативными, развивают e-commerce.
Потребитель хочет получать тот товар, который полностью соответствует его запросам, а производители вынуждены под эти запросы подстраиваться. Умные холодильники и телевизоры уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим, управление мультиваркой со смартфона уже никого не удивляет. Беспилотные автомобили еще не появились на российских дорогах, но тренд к отказу от личного автомобиля уже заметен.
«Рынок и технологии взаимодействуют как контент и контекст. Когда вы читаете книгу, вы ее понимаете, основываясь на тех знаниях, которые у вас есть. Однако ваше сознание в результате чтения меняется. То же самое происходит с продуктом и рынком, – уверен Игорь Рождественский, генеральный директор компании «Марталь СПб». – Появляется новый продукт, который выводится на рынок разработчиком. Рынок оценивает этот продукт и говорит, чего не хватает – это и является запросом на новую технологию. Рынок – это Колесо Сансары, которое постоянно крутится, причем все быстрее и быстрее. Часто новые технологии дают конкурирующие ответы на запрос рынка. Например, как мы будем получать пиццу в будущем – с помощью доставки дронами или печатать на пищевом 3D-принтере? Это вопрос, точного ответа на который мы пока не знаем».
Пока фраза из анекдота «Что же ты ешь голый тонер? Напечатай себе нормальный бутерброд» вызывает лишь улыбку. Но эксперты уверены, что недалеко то время, когда мы будем покупать не продукт, а программу для его печати на 3D-принтере – дома, своими руками, без помощи производителя и без похода в магазин.
А ведь кроме 3D-печати есть еще Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальности, квантовые вычисления и печатная электроника и многое другое. Все эти технологии – уже не завтрашний день, а сегодняшний, т.е. они уже меняют все вокруг, и вскоре эти изменения будут более заметными.
Компот из данных
Big Data также находится в числе трендов, которые уже меняют и еще больше изменят в дальнейшем всё вокруг – от жизни отдельного человека до бизнеса.
«Технологии не интересны сами по себе: важно то, как бизнес их использует. Нам всем нужно научиться здоровой конвергенции: брать из других отраслей то, что у них работает эффективно и думать, как использовать эти наработки в той области, которой вы занимаетесь. Big Data – это не серверы и не IT-специалисты, это – прежде всего, образ мыслей. И он полезен всем – от небольшого бизнеса до крупных корпораций. Мы в «Билайн» очень активно работаем в этом направлении, сами строим модели и просчитываем оптимальные предложения клиентам и открыты к сотрудничеству. Оператор знает о своих клиентах очень многое. И способен эти данные сопоставлять и делать выводы. Другой вопрос, что, конечно, мы никогда не будем использовать эти знания относительно конкретных единичных абонентов, бояться этого не нужно. На этом тренда не построишь. А вот тщательно проанализированные большие массивы данных – хорошая основа для геоаналитики, сегментации, прогноза интересов, лидогенерации, строительства look alike моделей и многого другого. Мы уверены, что за этим будущее», - рассказал Виктор Шкипин, директор по финансовым продуктам и сервисам компании «ВымпелКом».
Активное использование Big Data приведет к тому, что исчезнет ряд профессий – от продавцов до маркетологов и так далее. Но это значит, что на место исчезающих специальностей придут новые.
«Большие данные – это точка роста капитализации, – уверен Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group. – Важно не просто знать, когда у твоего клиента день рождения, а уметь предугадывать, что именно он захочет заказать в зависимости от даты, сезона и других вводных. То есть эффект от Big Data появляется, когда есть новая бизнес-модель. Пока на российском рынке мало компаний, которые умеют правильно работать с данными – для этого необходимы специалисты с особыми компетенциями, которых пока катастрофически мало. Это касается и Интернета вещей: нужно не просто «прочиповать» все вокруг, но и предложить новые бизнес-модели».
Расшатывая устои
«Все больше компаний переходит от традиционной модели бизнеса к цифровой. Происходит трансформация операционных процессов и управления. Скажем, ноутбук и компьютер в таких компаниях используются все реже – в большинстве случаев достаточно функционала смартфона. Думаю, еще несколько лет, и ПК будут нужны только узким специалистам – программистам или дизайнерам. Теряет свою значимость стационарный офис, большинство специалистов могут эффективно работать удаленно. В нашей линейке продуктов для бизнеса есть решения, которые позволяют перевести в облако весь пул коммуникаций компании и снизить затраты на аренду, офисное оборудование, содержание IT-специалистов. Мы сами идем по этому пути и внедряем проект BeeFREE – большинство наших сотрудников до конца года полностью или частично перейдут на удаленный формат работы. Конечно, управление и исполнительская дисциплина должны выйти на другой уровень, только тогда эта модель будет эффективной, – уверен Юрий Смагаринский, исполнительный вице-президент, директор региона Запад компании «ВымпелКом». – Технологии бесспорно меняют устои общества и бизнеса, порой опережая события. К примеру, сегодня только несколько миллионов клиентов используют 4G, остальным вполне хватает 3G. В то же время мы уже начинаем работу над сетями 5G, потому что они жизненно необходимы для развития Интернета вещей и других технологий».
«Сейчас идет жесткое технологическое противостояние, - отмечает Владимир Быков, коммерческий директор компании «Тринити». – Развитые страны не хотят отдавать высокотехнологическое производство в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому стараются перевооружить свои предприятия за счет новейших достижений в области роботизации и искусственного интеллекта. Недавно был принят стандарт для сотрудничающих роботов, так что нас ждет бум роботизации в области и среднего бизнеса, и мелкого производства. Технологические инновации вносят изменения во все области деятельности. Например, в области программирования меняется сам подход к созданию информационных систем, где вектор поворачивается на машинное обучение, которое больше похоже на «дрессировку» чем на классическое «кодирование». Новая цифровая среда полностью меняет бизнес: в лидеры выходят компании, у которых нет основных средств производства – Uber, Alibaba – и которые используют так называемые «подрывные» инновации в бизнесе в совокупности с новыми технологиями. Мы двигаемся к тому, что основным средством производства станут информационные системы в совокупности с инновационными бизнес процессами, которые уже сейчас приносят не меньше прибыли, чем фрезерные станки».
В такой ситуации современным предприятиям необходимо иметь правильное понимание возможностей новых информационных технологий для выбора успешных моделей бизнеса для повышения своей конкурентоспособности и соответственно увеличения доходов компании. Очень важно на этом этапе выбрать правильного партнера, имеющего глубокие знания и опыт внедрения подобных технологий на предприятиях.
Но за развитием технологий кроются не только перспективы, но и риски. К примеру, уже сейчас заметно, что те, кто смотрит новости по телевидению, получает принципиально иную информацию и в другое время, чем те, кто читает их в Интернете. Более того – в будущем персонализированный подбор контента может привести к тому, что человек будет видеть только то, что хочет, и представление о мире потеряет объективность. «Коммунисты вскоре будут думать, что живут среди коммунистов, оппозиционеры – среди оппозиционеров», - прокомментировал один из участников дискуссии.
Если к этому добавить полное отсутствие приватности, мир будущего может показаться пугающим. Но и это далеко не все риски, которые можно представить.
«В соответствии с циклом Гартнера, с появлением технологии прежде всего начинается бурный рост ожиданий от нее. Ожидания растут существенно быстрее самой технологии. Потом приходит отрезвление и появляются опасения, и лишь затем идет процесс нормального внедрения технологии. Сейчас мы понимаем, что технологии могут не только трансформировать экономику и убрать с рынка часть компаний и даже бизнесов. Индустрия 4.0, о которой сейчас все говорят – это не только, и не столько про инженеров, сколько про существенные сдвиги в обществе. Новые технологии могут привести к социальному расслоению и даже серьезному изменению политических систем. Например, представительная, парламентская демократия возникла потому, что всех граждан нельзя было опросить – а сейчас это стало возможным. Мы уже меняем общество. Уже есть британский футбольный клуб, который полностью управляется болельщиками. В Исландии граждане сами писали Конституцию. В Швейцарии большая часть важных вопросов решается референдумами. Нужны ли будут в будущем политические партии и парламенты – большой вопрос. Так что мы говорим не о гаджетах, а о серьезных изменениях», - резюмирует Игорь Рождественский.
Все оттенки будущего
Реюнион – главная ежегодная встреча сообщества выпускников СПбГУ – в 2017 году был преимущественно посвящен обсуждению будущего. Полные залы собрали специальные гостьи - нейролингвист Татьяна Черниговская, говорившая о предстоящем раскрытии тайн человеческого мозга, и издатель Ирина Прохорова, предложившая обсудить образ будущего страны. Резонансной получилась дискуссионная сессия "Будущее науки. Могут ли превентивные технологии отодвинуть старость": на ней ученые и практики в области естественных наук и биотехнологий – Рауль Гайнетдинов, Татьяна Черниговская, Юрий Штыров, Александр Карабельский, Павел Яковлев и модератор Дмитрий Губин - спорили о том, будет ли найдено лекарство от старости. Острые диалоги состоялись на сессии "Будущее литературы. Книга против сериала: как оставаться писателем в век сценаристов". Александр Цыпкин, Александр Цекало, Саша Филипенко, Александр Снегирев и Михаил Иванов по-мужски решительно дискутировали друг с другом, но все закончилось мирно.
На сессии "Будущее общества. Решение социальных вопросов: роль НКО и бизнеса" о перспективах третьего сектора говорили Валерий Панюшкин, Авдотья Смирнова, Наталья Поппель, Григорий Свердлин, Евгения Чистова, Юрий Благов – люди, активно участвующие в стране благотворительности и корпоративной ответственности. Президент Ассоциации выпускников СПбГУ Андрей Якунин модерировал сессию "Будущее Университета: стратегия развития", в которой приняли участие архитектор Никита Явейн, первый проректор СПбГУ Илья Дементьев, cоциолог Максим Cоколов, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая, экономист Дмитрий Чернейко.
Все тематические дискуссии проходили в атмосфере напряженного внимания зала, в кулуарах продолжались споры, спикеров засыпали вопросами. Реюнион-2017 показал, что футурологические темы в сообществе образованных людей воспринимаются не как отвлеченные, а как наиболее злободневные - универсанты понимают масштаб происходящих изменений и ищут свое место в новейшей реальности.