Завершился четвертый архитектурно-градостроительный форсайт «Петербург-2026: пространство утопии и прагматики», организатором которого выступил РБК Петербург. В этом году в конкурсе участвовали пять команд, их кураторами стали известные архитекторы: руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» Сергей Падалко, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Владимир Линов, основатель архитектурного бюро ARCHI-DO Вадим Кондрашев, эксперт независимого сообщества «Открытая лаборатория Город» (ОЛГ) Данияр Юсупов, руководитель архитектурного бюро «А. Лен» Сергей Орешкин.
Справка
Архитектурно-градостроительный форсайт — уникальный исследовательский и медийный проект, направленный на выявление актуальных проблем и путей развития территорий, организацию их масштабного обсуждения в широком кругу ведущих ученых, бизнеса и власти; разработку новых идей развития этих территорий и пропаганду прогрессивных решений с помощью современных средств визуализации.
История форсайтов РБК восходит к 2013 году. Тогда были спроектированы решения для освоения Канонерского острова, годом позже — для Кожевенной линии Васильевского острова. В 2015 году участники получили задание смоделировать новые города-спутники в Ленобласти для Петербурга. В 2016 году команды работали над формулой комплексного развития образцового квартала Петербурга в период после 2025 года. Согласно техническому заданию, командам предстояло решить не только традиционные для архитектурных конкурсов задачи, но и спроектировать технологическую, социальную и экологическую составляющие жилых пространств. Для этого дополнительно в команды были приглашены студенты инженерных и социологических специальностей, тогда как в предыдущих форсайтах участвовали только учащиеся архитектурно-дизайнерских и экономических вузов Петербурга.
Прагматичная утопия
Концепция проекта-победителя — «Адаптивный интегрированный модуль» команды Сергея Падалко — выглядела самой футуристичной. По замыслу авторов проекта, владелец петербургской жилплощади 2026 года сам задает форму и внешний вид пространства своего обитания. При всей утопичности этой идеи, дополненной предложением отправить интегрированные модули в космос (для заселения других планет) на завершающей стадии реализации проекта, жюри посчитало эту работу не только самой интересной, но и парадоксально прагматичной.
Проект создает для потенциального пользователя пространства такие условия, когда он сам конструирует свое жилье из особых архитектурных модулей, сам выбирает его технологическую начинку и интерьер. Причем для выполнения этих операций достаточно мобильного приложения. Более того, модули можно размещать на территории любого типа — от бывшей промышленной площадки, где еще сохранился каркас заводских зданий, до побережья Финского залива, что позволяет потребителю свободно выбирать и внешнюю среду. Вице-президент по информационным технологиям и операционному развитию «BIOCAD» Евгений Почкаев оценил перспективность таких модулей. По его словам, «в условиях динамичных изменений жизни в проектировании надо отталкиваться не от того, чем и как живет человек сегодня, а от его потенциальных запросов в будущем. Команда Сергея Падалко сумела схватить эту тенденцию».
Из этого следует, что влияние потребителя на архитектурные процессы в будущем станет намного более ощутимым, чем сегодня — именно такую концепцию продвигала группа Данияра Юсупова, выступившая с проектом «Смарталитет». Как считают авторы проекта, профессия архитектора в нынешнем понимании обречена — по выражению наставника команды, «штучное ремесленное производство проектов — это ужасно несмартово».
Верность традициям
Форсайт проиллюстрировал водораздел во взглядах архитекторов на будущее градостроительства: если одни в своих проектах продвигали идею радикальных перемен, то другие развивали традиционные подходы. Интеграция прагматики и утопии в проектируемых кварталах, скорее, не случилась. Так, команда Владимира Линова заявила об отказе от абстрактного визионерства. Работа подопечных В. Линова, проект «Старый. Добрый. Новый», защищает привычный образ жизни, но с высокотехнологичной начинкой: «На основе хрущевок можно создать очень комфортную среду, и в то же время наша концепция является инвестиционно привлекательной. А городская программа «реновации» — это, по сути, убийство города», — говорится в презентации команды В. Линова.
Важной особенностью проектов «Обитаемый остров» команды В. Кондрашева и «Измайловская перспектива» команды С. Орешкина было стремление сохранить дух Петербурга. «Мы постарались сохранить в своем проекте [развития территории Петровского острова] ключевые образы города, чтобы обеспечить преемственность», — охарактеризовали свою концепцию члены группы В. Кондрашева.
Аналогичную задачу ставила перед собой команда С. Орешкина. «Очень важно сохранить дух места [развитие территории за Варшавским вокзалом], поэтому, проанализировав историческую застройку и ее ритмы, мы сделали фасады характерными и в то же время достаточно современными», — рассказали о своем проекте участники команды.
Идеологический раскол
Стоит отметить, что позиции членов жюри по отношению к представленным проектам также отразили различное видение идеологии развития городского пространства. Некоторые из экспертов заявили себя приверженцами традиционного подхода к архитектуре, другие — поддержали модернистское видение будущего города.
Так, директору фонда «ЦСР» Северо-Запад» Марине Липецкой проект «Адаптивный интегрированный модуль» команды С. Падалко показался наиболее прагматичным с позиции преодоления потребительских и экономических ограничений. В то же время самый утопичный, по мнению М. Липецкой, вариант — это проект «Старый. Добрый. Новый» команды В. Линова. «Такая реновация-заплатка для жилья экономкласса сделает его неоправданно дорогим, и с точки зрения бизнеса такой продукт может выглядеть нежизнеспособным», — посчитала М. Липецкая.
Такая точка зрения нашла поддержку у Е. Почкаева. Он полагает, что в любых технологиях, проектируемых на будущее, должна быть заложена возможность саморазвития и самообновления: «Если мы к 2026 году реализуем проект «заплатки» на жилые кварталы, то к тому моменту она может уже устареть, не соответствовать появившимся потребностям».
С этим тезисом не согласился президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Олег Романов. По его словам, изменения с позиции практики маловероятны в течение ближайших 10 лет. В то же время «какие-то вещи неизбежно будут улучшаться, и в этом смысле самым реалистичным выглядит проект «Старый. Добрый. Новый», отметил эксперт.
Прагматическую позицию в дискуссии заняла зампредседателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Лариса Канунникова. Признав высокое качество работ как с архитектурной, так и с технологической и социальной точек зрения, она отметила, что в конкурсных работах «так и не была показана взаимосвязь развития территорий в рамках уже существующих функций, которые заложены в градостроительную концепцию города».
«Форсайт позволил нам увидеть перспективу развития Петербурга глазами молодых специалистов-архитекторов и будущих связистов — студентов Университета телекоммуникаций, отметил ценность прошедшего конкурса директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» компании «Ростелеком» Андрей Балаценко. — Проекты, вышедшие в финал, достойны пристального внимания. Некоторые из них можно реализовать уже в ближайшее время».
Ролевые игры
Разные взгляды на развитие петербургского градостроительства попытался обобщить руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Федор Гаврилов.
«Мне кажется, в работах форсайта 2016 года key point ключевой точкой стала не архитектура, не экономика проектов или хай-тек, но, как ни странно, философия. На конкурсе представлено два типа проектов. Первые проекты классические, в которых отчетливо видна дирижистская роль архитектора. В них архитектор — это творец-диктатор, человек, который полностью управляет пространством. Он его рисует и помещает потребителя в задуманную рамку. В других проектах, наоборот, он творец-медиатор, посредник между людьми с их меняющимися запросами, его работа построена на принципе свободы выбора потребителя. Эта бифуркация — очень важный и совершенно неслучайный элемент сегодняшней градостроительной футурологии, который со временем получит и практическое продолжение», — резюмировал Ф. Гаврилов.
Комментарии экспертов
«Быстрая релокация, капсульная система размещения жилья — это перспектива ближайших 10-20 лет, нашедшая отражение в проектах форсайта. Для реализации этого подхода потребуется строительство зон размещения жилья подобно парковкам для авто. Планировка квартир тоже должна соответствовать меняющимся потребностям человека — должна быть возможность быстрой и гибкой перепланировки под каждую жизненную ситуацию.
Важной особенностью жизни в городе будущего станет активное использование интернета вещей — информация о потребностях жителей должна поступать и обрабатываться в режиме реального времени, чтобы менять дизайн городского квартала под актуальные запросы. Это, в частности, будет полезным для малого бизнеса — информация о концентрации реальных запросов жителей на определенной территории поможет формировать более точное и востребованное предложение. Очевидно, городским кварталам будущего потребуются локальные центры обработки данных для мониторинга и анализа больших данных с носимых гаджетов жителей. Думаю, что большие изменения в транспортной сфере, в том числе беспилотный и воздушный транспорт, изменят облик городского квартала до неузнаваемости».
«Форсайт позволил нам увидеть перспективу развития Петербурга глазами молодых специалистов-архитекторов и будущих связистов – студентов Университета телекоммуникаций.
Проекты, вышедшие в финал, достойны пристального внимания. Некоторые из них можно реализовать уже в ближайшее время. Однако картина будущего была бы полнее, если бы участники форсайта обратили внимание на детали, из которых складывается новое качество жизни горожан: прогресс в технологиях фото- и видеофиксации задает вектор решения проблем безопасности, цифровые сервисы помогают достичь существенной экономии в расходах на ЖКХ, а коммуникационные технологии обеспечивают новый уровень эффективности».
«Через десять лет все технологии, которыми мы пользуемся сейчас в повседневной жизни, наконец доберутся и до рынка недвижимости. Речь, прежде всего, об интернет-технологиях и энергосберегающих системах. В то же время инновации будут тяжело приживаться на этом рынке. Во-первых, в строительстве их сравнительно немного. Во-вторых, столь важный параметр сегодняшней жизни, как мобильность, не слишком применим к недвижимости по определению. Однако элементы будущих технологий применяются уже сейчас. Например, наша технология супердомофона позволяет не только открывать двери, но и запоминает того, кто звонил, сообщает о событиях в доме, помогает общаться с соседями и даже показывает погоду во дворе. Быстрее других будут приходить на рынок технологии, обеспечивающие комфорт проживания и экологические параметры. Люди хотят жить в безопасных кварталах с качественной средой, достойной архитектурой и хорошей экологией. Невозможно игнорировать этот спрос».
«Ключевой фактор, который определит облик городских кварталов в перспективе десяти лет, — динамика численности населения агломерации. Если Петербург останется территорией экстенсивного развития, где ежегодно возводится три с половиной миллиона квадратных метров жилья, преимущественно в сегменте эконом, тренд на качественные изменения будет проявляться слабо. Конкуренция между застройщиками останется в ценовом аспекте, а не в качественном. Если же численность населения начнет стабилизироваться, это даст возможность для более активного развития новаций в девелопменте. В первую очередь, это коснется создания комфортной среды, так как уже сформировался спрос на качественную городскую среду со стороны покупателя. Также в перспективе десяти лет можно ожидать более активного развития технологий, в том числе внедрения решений «умный город». В городе-спутнике «Южный» интеллектуальные технологии будут использоваться для управления городским хозяйством, чтобы потребление ресурсов не превышало производство, а их потери восполнялись (это касается и электроэнергии, и отопления, и водоснабжения).
Полные версии работ представлены на официальной странице форсайта РБК Петербург: foresight.rbc.ru.