Было ли вам труднее вести дела в этом году, чем в предыдущие годы? Какие обстоятельства сыграли определяющую роль для вашего бизнеса? Отвечая на эти вопросы, собеседники «РБК+ Петербург» кратко обрисовали картину деловой жизни в уходящем году – бесспорно, сложном, но не провальном для компаний-лидеров.
«Существенное влияние на развитие банковской деятельности оказывают изменения конъюнктуры рынка, действия регулятора и изменение ключевой ставки. Конкуренция за качественных клиентов продолжает расти на фоне ужесточившихся требований к заемщикам и невысокого спроса на долгосрочное кредитование. Основным вектором работы банковского сектора в 2016 году было сохранение качества портфеля.
Одной из тенденций кредитного рынка страны в целом (СЗФО и Санкт-Петербург не исключение) был, к сожалению, рост просроченной задолженности. При этом среди клиентов СЗРЦ ВТБ значительных проблем мы не отмечали, они носят локальный характер. Есть определенные проблемы в отраслях, где падение финансовых показателей значительно, но присутствует и положительная динамика, например, в бизнесе компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, фармацевтике, аграрном секторе, у предприятий в цепочке гособоронзаказа. Банковский сектор демонстрирует устойчивость и готовность поддерживать партнеров.
Мы наблюдаем более рациональный подход клиентов к использованию заемных ресурсов, на предприятиях улучшается качество финансового планирования и подготовки кредитных заявок».
«Только ленивый владелец автобизнеса не мечтает от него избавиться. В отрасли автодилерских предприятий дела существенно ухудшаются. Кризис в экономике, рост курса евро, рост безработицы глубоко «подчистил» карманы населения. Значительный рост стоимости автомобилей в рублях, рост стоимости запчастей и обслуживания убивает спрос. И это рост стоимости не на 5-10%, а на 40%! Общеизвестно, что в последнюю очередь кризис затрагивает автомобильный бизнес премиальных брендов. Действительно, в 2015 году мы столкнулись с тем, что постоянный страх перед девальвацией заставлял клиентов нести рубли и тратить их на автомобили, апартаменты и т.п. В 2016 году это прекратилось. Как итог, множество банкротств дилерских предприятий, уход из России мировых брендов, у которых, кстати, проблем на своих рынках еще больше.
Помимо роста курса евро, начавшейся безработицы и неуверенности людей в будущем, на наш бизнес влияло перенасыщение рынка – как марками автомобилей, так и количеством дилеров в каждой марке. В среднем сегменте автомобилей в Петербурге уже по 10 дилеров на каждую марку, а в сегменте премиальных брендов – по 6! И деловой климат Санкт-Петербурга – совсем не на высоте: начали процветать корпоративные войны и шантаж. Миноритарные акционеры, контрагенты и просто посторонние люди, которые считают себя юристами, возвели это в отдельный бизнес. Они считают, что ничего делать и производить не нужно – можно инвестировать 1000 рублей и посредством определенных юридических действий создать проблемы крупным компаниям, в том числе крупнейшим налогоплательщикам города».
«На мой взгляд, петербургский деловой климат сегодня можно сравнить с территорией, через которую проходит несколько климатических зон. Когда в одних зонах засуха, в других могут идти обильные осадки, а в третьих будет тепло и уютно. Если серьезно, мы видим огромные различия в финансовом состоянии компаний, представленных в городе, и эти отличия обусловлены, в первую очередь, отраслевой принадлежностью. Лучше других дела обстоят у экспортеров и производителей вооружения, а также у компаний, работающих по программам импортозамещения. С другой стороны, компании, ориентированные на внутренний спрос, чей бизнес зависит от реальных доходов населения, испытывают существенно большее экономическое давление. Кроме того, в этих секторах наблюдаются серьезные конкурентные притязания множества игроков и структурные изменения.
Приоритетами для наиболее успешных компаний петербургского рынка по-прежнему остаются концентрация внимания на реализуемой продукции, контроль затрат и эффективности использования активов и ресурсов, а также сильное корпоративное управление, включающее минимизацию рисков. Из позитивных факторов могут также назвать то обстоятельство, что в последнее время отмечается определенная стабильность в финансовой среде, благодаря чему инвестиционная деятельность в городе возросла.
Если говорить о нашей компании, то гибкость заложена в ее стратегии развития, и мы постоянно работаем над собой. Наша стратегия предполагает дальнейшую региональную экспансию, инвестирование в человеческий капитал, а также активное продвижение новых продуктов, таких как финансовые расследования (forensic), анализ больших массивов данных (big data analytics) и так далее».
«2016 год соответствовал нашим планам и ожиданиям. В 2015 году наиболее активно развивалось страхование каско, менее активно – страхование грузов и ДМС. В этом году – все с точностью до наоборот: страхование грузоперевозок по сравнению с 2015 годом выросло почти на 100 %, страхование по ДМС увеличилось более чем на 20%, выросли страховые премии по страхованию выезжающих за рубеж.
Учитывая то, что страховой рынок России находится в состоянии стагнации и его рост практически равен нулю, наша компания хорошо показала себя в сложившихся условиях. Мы активно развиваем все основные виды, представленные в нашем страховом портфеле; наращиваем компетенции в сфере страхования имущества, страхования грузов и, конечно, ДМС, где наши позиции на рынке Петербурга традиционно сильны. Капитализация компании на сегодня приближается к 1 млрд рублей. Новые амбициозные собственники ставят задачу по увеличению капитализации в два раза в течение ближайших трех лет, и мы думаем, что это посильная задача.
«Если год назад основным вопросом, который волновал бизнес, было "как выжить в изменившихся условиях", то затем и мы, и наши клиенты привыкли к новым экономическим реалиям. На первый план вышла тема эффективного использования ресурсов, но не за счет тотального сокращения расходов, а за счет оптимизации и рационального подхода к построению бизнес-процессов. Бизнес видит пользу и экономическую выгоду от внедрения инноваций. Он освоил мобильную рекламу, автоматизированные сервисы для общения с клиентами, контроль деятельности сотрудников, начал задумываться о пользе "больших данных" и интернета вещей, от привычной передачи данных стал переходить к М2М.
Наша компания в 2016 году продолжила идти курсом, начатым годом раньше, – мы развивали существующую сеть и строили новую. Мы существенно ускорили темпы строительства сети LTE в регионе. Компания также продолжила трансформацию бизнес-модели – от телеком-оператора к мультисервисному поставщику услуг.
«У банков, компаний и инвесторов во второй половине года появилось больше поводов для оптимизма. Мы считаем, что 2016 год стал в хорошем смысле переломным для российской экономики, и в будущем году ожидаем восстановления инвестиционной активности, в том числе на инвестбанковском рынке. Существенным для нас оказалось то обстоятельство, что многие западные компании с 2014 года сократили объемы своих операций через российские госбанки из-за санкций. Это дало определенное преимущество частным инвестиционным домам, которые не находятся под санкциями и занимаются привлечением западных клиентов. БКС не является исключением.
Несколько месяцев назад американские финансовые регуляторы дали БКС добро на приобретение 100% акций американского брокера Alforma Capital Markets. Мы рассчитываем, что, открыв офис в США, сможем привлечь на наш рынок 20-30 крупных фондов, а также расширить наш бизнес с американскими брокерами и инвестбанками, которым нужен выход на рынок России. Кроме того, мы верим, что российская экономика в 2017 году начнет расти, и это повысит интерес к ней со стороны инвесторов».
«Для любого долгосрочного бизнеса лучшие условия – это прогнозируемость и стабильность. Как раз этого крайне не хватает российской туристической сфере последние несколько лет. Нестабильная политическая и экономическая ситуация внутри и вне страны влияют на географию путешествий, осложняя задачу и для нас, и для наших клиентов. Политическому руководству, возможно, казалось, что закрытие таких направлений, как Турция и Египет, улучшит ситуацию, но каждый потребитель, как правило, остается при своих привычках и возможностях. Многим из наших клиентов стало сложнее планировать свои деловые и личные поездки.
Зато, благодаря текущей политической и экономической ситуации, российские и иностранные туристы вспомнили о Санкт-Петербурге. Для нас важно, что уже второй год подряд город получает «туристический Оскар» и признается лучшим туристическим направлением Европы по версии World Travel Awards. Правда, петербургский деловой климат остается не очень благоприятным для работы туристических компаний. В этой связи нас обнадеживает приход в 2016 году к руководству городским Комитетом по туризму человека из туристического бизнеса, хорошо знающего проблемы и возможности отрасли. Возможно, ему удастся в 2017 году добиться улучшения инвестиционного и делового климата в нашей индустрии».
«Для нас основная задача заключалась в том, чтобы удержать и улучшить результаты 2015 года, который стал очень успешным для радиостанции «Business FM Санкт-Петербург». Хорошая команда способна работать при любых внешних обстоятельствах, используя открывающиеся возможности и нейтрализуя угрозы. Основные факторы развития нашего бизнеса - формат радиостанции, команда и правильное позиционирование на рынке».