Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Производство растёт, но не у всех

Реклама:
Только в одной отрасли наблюдается резкий скачок, почти одинаковый в городе и области. Это «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака»
Только в одной отрасли наблюдается резкий скачок, почти одинаковый в городе и области. Это «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)
Ситуация в промышленности Петербурга и Ленобласти по итогам первого полугодия 2016 года выглядит лучше, чем по стране в целом.

Согласно данным Петростата, индекс промышленного производства (ИПП) в России по сравнению с первым полугодием 2015 года составил 100,4%, в то время как в Петербурге он достиг 102,7%, а в Ленобласти и того больше – 105,8%.

Руководитель проектов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Евгений Бежин обращает внимание на то, что Санкт-Петербург и Ленобласть, формирующие 57% ВРП Северо-Западного макрорегиона, одни из немногих его субъектов, демонстрирующих рост промышленного производства уже с начала 2016 года.

Положение промышленности в двух регионах и динамика их развития отличаются, иногда довольно сильно, как от ситуации в России в целом, так и друг от друга. Например, главный экономист ВЭБа Андрей Клепач отмечает затяжной спад выпуска строительных материалов в РФ (вследствие падения объемов строительства). Однако в Петербурге производство строительных материалов в первой половине 2016 выросло на 40,4% (к аналогичному периоду 2015 года) по ИПП, а по обороту организаций – и вовсе на 70%.

Профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко объясняет это тем, что после серьезного падения в 2015 году, когда ИПП составил 82,1% (к 2014 году), производители стройматериалов сумели получить госзаказы на поставки для крупных строек, главным образом, инфраструктурных – дорог (в основном, федеральных на территории Ленобласти), трассы «Москва-Петербург», стадиона на Крестовском острове и др. В результате чего объемы строительства дорог и спортивных сооружений в Петербурге выросли в 2 раза, а «водных сооружений» - даже в 2,7 раз.

Производство растёт, но не у всех

Автомобили тянут вниз, а вагоны - вверх

Ситуация в промышленности Петербурга и Ленобласти различалась все последние годы. Как отмечает Евгений Бежин, кризис травмировал городских промышленников гораздо сильнее, чем областных – за 2014-2015 годы накопленный спад выпуска промпродукции составил 15% и 1% соответственно. Нынешнее более чем двукратное превышение темпов роста ИПП в Ленобласти по сравнению с Петербургом и он, и Елена Ткаченко объясняют, в том числе, небольшим вкладом областного автопрома в совокупный ИПП региона, при том, что аналогичная доля в Петербурге более значительна. «Автомобилестроение по-прежнему переживает не лучшие времена, страдая от существенного сжатия потребительского спроса», -- говорит Евгений Бежин.

По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в I полугодии 2016 года петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota произвели 129,7 тыс. легковых автомобилей, что на 15% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом падение производства сокращается ежемесячно. На динамику января повлияло продление новогодних каникул на заводе Hyundai. Тогда производство машин в городе сократилось на 46%. Уже по итогам квартала этот показатель составлял 22%, а по результатам полугодия сократился еще на треть. Июнь и вовсе стал лучшим месяцем по объему и динамике производства автомобилей. С конвейеров заводов сошло 26,8 тыс. машин, что всего на 3% меньше июня 2015 года.

«В августе мы сможем увидеть первые признаки роста, - отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. - По итогам года объем производства автомобилей в городе может превысить отметку в 300 тысяч. Для этого необходимы сохранение тенденций первого полугодия и выполнение планов по новым моделям - Hyundai Creta и Toyota RAV4».

Отдельно стоит отметить, что доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему выпуска автомобилей растет. За I полугодие она составила 24,2% (год назад - 22,6%). А по итогам только одного июня она и вовсе достигла 26%.

Во многом из-за сокращения выпуска автомобилей ИПП по разделу «производство транспортных средств и оборудования» в Петербурге уменьшился в первом полугодии 2016 года до 84,2%. В Ленобласти этот показатель даже увеличился до 125,5%, в значительной мере из-за восстановления производственной динамики у областных вагоностроителей. «Объем производства вагонов холдингом «Объединенная вагонная компания», крупнейшим предприятиям которого является «Тихвинский вагоностроительный завод», как следует из его отчета, за 1 полугодие вырос на 15% – до 6,8 тыс. единиц», – сообщает Евгений Бежин. По мнению Елены Ткаченко, областной ИПП поддерживает также вполне благополучное производство «Выборгского судостроительного завода», да и судоремонтных заводов, работающих на министерство обороны.

Эксперт считает, что серьезный рост областной металлургии (+25% в Ленобласти), где главную роль играют работающие на экспорт алюминщики, обусловлен выросшими на 11% с ноября 2015 года мировыми ценами на этот металл. Впрочем, за этот период подросли цены и на некоторые другие металлы, что также способствовало росту ИПП. По сравнению с 1 полугодием 2015 года несколько усилилась девальвации рубля, что также сыграло на руку областным металлургам. Их петербургские коллеги обслуживают главным образом российский рынок и потому роста не демонстрируют. Не помогли им даже огромные заказы на металлоконструкции для активно строившейся центральной части ЗСД (производство готовых металлических изделий входит в один индекс с металлургией) – ИПП снизился на 3,1%. Впрочем, причина тут может быть совсем другой.

Некорректные различия

В ряде отраслей различия промышленных индексов города и области Елена Ткаченко считает подозрительно большими и трудно объяснимыми имеющимися данными об их развитии. Например, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, которое в Петербурге, где эта отрасль считается одной из самых передовых, выросло всего на 4,1%, а в Ленобласти, где особые успехи вроде бы не отмечались, ИПП увеличился на целых 26,2%. То же и с добычей полезных ископаемых (рост ИПП в городе на 40,4% и падение в области на 55,2%), где основные месторождения песка, щебня, глины, торфа находятся все же в области. По мнению эксперта, подозрительно велико различие индексов и в категории «металлургия и производство готовых металлических изделий».

Отталкиваясь от опроса крупных и средних компаний, который регулярно проводит ее кафедра, Елена Ткаченко считает такие различия в значительной степени случайными. По ее мнению, они являются результатом чисто конъюнктурного распределения получаемых компаниями заказов между своими «дочками», зарегистрированными в обоих регионах. «В такой ситуации сравнивать уровень развития этих отраслей в Петербурге и Ленобласти по меньшей мере некорректно, а по большому счету и бессмысленно», – полагает эксперт. Если оценивать совокупную динамику города и области, окажется, что никаких скачков нет и отрасли развиваются плавно.

Обращает на себя внимание заметное отличие в Ленобласти ИПП по разделу «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (99,8%) от общего промышленного индекса (105,8%), при том, что в Петербурге эти индексы практически совпадают. По словам Елены Ткаченко, такого различия быть не должно, поскольку промышленность – главный потребитель энергоресурсов. Профессор объясняет этот казус тем, что в методике Росстата, по-видимому, сохраняется недостаточный учет производств с длительными технологическими циклами, когда их вклад в ИПП возникает главным образом в момент завершения крупного заказа. «В Ленобласти много таких предприятий, в том числе, в оборонной промышленности. Сейчас они, вероятно, сдают свои крупные заказы, из-за чего ИПП такой высокий, -- полагает эксперт. – В США, например, все компании сдают отчеты еженедельно, причем, в статистике учитываются тысячи компаний в каждой отрасли, а не 5—6 как у нас. Поэтому статистика там более адекватная».

Большинство растет

Только в одной отрасли наблюдается резкий скачок, почти одинаковый в городе и области. Это «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака». В Петербурге оно выросло за 1 полугодие на 22,1%, а в области – на 26,1%. «Основными факторами, поддержавшими пищевку, стали ослабевший рубль и введенное ранее продовольственное эмбарго, эффект от действия которых был не столь заметным в прошлом году, но в явном виде проявляется сегодня», -- считает Евгений Бежин. «Наконец заработало импортозамещение, – соглашается с коллегой Елена Ткаченко. – Если темпы сохраняться, то к концу года пищевка восстановит свои объемы после 30-процентного кризисного падения в прошлом году».

В других отраслях, даже активно развивающихся, докризисного уровня, по словам профессора, нигде еще не достигнуто. «Из 50 компаний, которые сейчас участвуют в наших опросах, 35 компаний отмечают рост объемов производства. Из оставшихся 15 компаний половина принадлежит к «невезучим» отраслям, оказавшимся из-за кризиса в крайне невыгодном положении, а вторая половина просто не сумела справиться с кризисом из-за низкой квалификации собственников и менеджеров», – рассказывает профессор.

К наиболее невезучим отраслям относятся, например текстильное, швейное, кожевенное производства. ИПП в них упал от 19% (текстильное и швейное производство в Петербурге) до 34% (кожевенное производство в Ленобласти). Значительное падение кожевенного производства Елена Ткаченко объясняет исчерпанием к началу этого года запасов кожаного сырья. «Российское производство кож, существовавшее во времена СССР, сейчас фактически исчезло, -- утверждает эксперт. – Иностранное сырье в силу девальвации сделало отрасль неконкурентоспособной». Похожая история, по словам Елены Ткаченко, произошла и с текстильным производством.

Новая экономика не учитывается

Статистика по-прежнему не показывает состояние новой, высокотехнологичной экономики, в том числе, выявленных в ходе специального исследования РБК наиболее перспективных для Петербурга отраслей – робототехники, биомедицины, фармакологии, радиоэлектроники и программирования. И это несмотря на то, что их считают наиболее перспективными не только независимые эксперты, но и чиновники. Их производство частично учитывается в различных разделах – в производстве машин и оборудования, в науке и научном обслуживании, в услугах и др.

Между тем, например, повышение импортных пошлины на готовые телевизоры помогло поддержать местные сборочные производства, в частности, завод TPV. «В массовом сегменте торговцам стало выгоднее продавать телевизоры, собранные в России. Сейчас рынок оценивается от 4,5-5 миллионов телевизоров. Мы в этом году произведём полмиллиона, а это уже 10% российского рынка», - рассказал в интервью РБК Петербург генеральный директор компании TPV CIS Блажей Райсс.

По данным Елены Ткаченко, высокотехнологичные отрасли растут не менее чем на 15% в год. По ее словам, рост их вклада в экономику Петербурга сдерживается целым рядом факторов. Например, в робототехнике значительный объем заказов на производство «в железе» приходится размещать в Китае, а в Петербурге сосредоточены главным образом интеллектуальные разработки и инжиниринг (который, как утверждает Елена Ткаченко, вообще статистикой не учитывается). Подобных проблем нет только у программистов, но появилась другая. «Из-за девальвации и увеличения числа заказов их компании из малых превратились в средние, они потеряли льготы малого бизнеса и ими стали интересоваться налоговые органы и другие контролирующие органы. Это осложнило их бизнес», -- говорит Елена Ткаченко.

Рыночный расклад «Кризис вернул к реальности экономические условия в России»
Содержание
Закрыть