После того, как в конце 2014 года Центробанк отправил рубль в свободное плавание, уровень валютного риска для компаний, связанных с экспортно-импортными операциями, увеличился. Впрочем, этот риск присутствовал всегда, даже тогда, когда котировки национальной валюты менялись в рамках заранее заданного валютного коридора. Теперь курс определяется рынком, и это хорошо. Наличие коридора вносило в систему значительную долю неопределенности: сегодня коридор один, а завтра происходит его сдвиг, и для многих это — очень неприятный сюрприз, который способен нанести серьезный удар по бизнесу. Что, собственно, мы и наблюдали в конце 2014 года.
Как бы там ни было, в рамках политики плавающего курса спрос компаний на инструменты управления валютным риском растет. Причем речь идет об основной массе участников рынка, которые до последнего времени не придавали этому вопросу значения. Их подход в корне отличался от подхода дочерних структур иностранных компаний, которые, как правило, всегда страхуют свой валютный риск. Когда я общаюсь с руководителями-экспатами, они говорят: «Неважно, сколько мы недозаработали и сколько могли бы потерять. Мы не собираемся заниматься торговлей валютой, у нас есть основная деятельность, и мы хотим, чтобы она была прогнозируема». У крупнейших компаний федерального уровня подход примерно такой же - они давно работают с инструментами валютного хеджирования, умеют ими пользоваться.
Если же говорить об основной массе российских компаний, то здесь до последнего времени все выглядело примерно так. Когда все более-менее стабильно, позиция собственника — ничего не делать. А когда гром уже грянул, начинаются судорожные попытки что-то предпринять: приглашаются специалисты по финансам, они приходят, хеджируют риски, но происходит это обычно тогда, когда тренд уже поменялся. Собственник видит, что теряет деньги и увольняет набранных специалистов. Затем ситуация повторяется.
Как правило, наши собственники бизнеса считают, что инструменты управления валютным риском нужны для спекуляций, на которых можно заработать. Они не принимают ситуации, когда затраты на хеджирование не «отбиваются». Но если вы покупаете полис каско, то вряд ли считаете, что, попав в ДТП, заработали. А, избежав ДТП во время действия полиса, не говорите, что понесли убытки.
В этом смысле надо четко понимать: инструменты страхования валютного риска — не для заработка. В ином случае открывайте брокерский счет, нанимайте человека и пусть он спекулирует. Точно также не следует воспринимать расходы на хеджирование как потери в ситуации, когда курс изменился в благоприятную для компании сторону. События могли бы развиваться по совершенно другому сценарию, и именно на этот случай у вас есть страховка.
Что делать?
О каких, собственно, инструментах страхования валютного риска идет речь? Возьмем для примера компанию-импортер: она что-то покупает за доллары и продает за рубли. Такая компания, как правило, работает с отсрочкой платежа. Доверяющие ей контрагенты отгружают товар, который продается на нашем рынке за рубли; выручка аккумулируются и на нее покупаются доллары для оплаты товара. Временной лаг между отгрузкой и окончательным расчетом может быть разным. Например, месяц. За этот месяц произойти может все что угодно. Доллар может вырасти и тем самым лишить компанию маржи, потому что она рублевая. Доллар может упасть, обеспечив дополнительный доход в виде положительных курсовых разниц.
Что может предпринять компания-импортер, чтобы сохранить свою маржу при любой ситуации на валютном рынке? Самый простой инструмент — купить доллары и положить их на депозит, зафиксировав курс. Но если бы все были способны провернуть такую операцию, не нужна была бы отсрочка платежа. Второй вариант — взять кредит в рублях, купить доллары и оплатить товар. Третий вариант - пойти в банк и договориться о том, что через месяц банк продаст компании доллары по заранее оговоренной цене. Именно последний вариант и является рабочим. Компания по факту фиксирует курс: не имея рублей, она покупает форвардный контракт и знает, что через месяц сможет купить доллары по цене, которая известна уже сейчас. Компания сразу понимает величину своей маржи, которую можно закладывать в конечную цену товара, может прогнозировать финансовые потоки и - самое главное - она страхуется от риска негативного изменения цены на валюту.
Есть еще вариант: приобрести опцион — право на покупку валюты по заранее известному курсу, которое можно реализовать или не реализовать. Если при форварде, независимо от курса, компания в обозначенный день обязана купить валюту по оговоренной цене, то случае опциона, если цена пошла против, можно контракт не исполнять. Тогда расход на страхование будет равен величине уплаченной за опцион премии.
Форвардный контракт — продукт внебиржевой. Его биржевой аналог — фьючерс. В принципе, можно пойти на биржу и купить фьючерс там. Некоторые так и делают. Но в общем случае компании не имеют такой возможности. В противном случае им пришлось бы нанять трейдера, следить за биржевой маржой, регулярно довносить деньги, если цена идет против тебя. При форварде все подобные заботы берет на себя банк.
Сколько это стоит?
Естественно, один из первых вопросов, который задают клиенты, заинтересованные в страховании валютного риска: «Сколько это будет стоить?»
Стоимость хеджирования формируется следующим образом. Есть цена-спот — та, по которой вы можете прямо сейчас купить или продать валюту. Цена форвардного контракта всегда выше. В общем-то, это и есть цена хеджирования. Цена форварда формируется из так называемого дифференциала процентных ставок. Представим, что компания, о которой мы рассуждали выше, взяла на месяц рублевый кредит под 10,5% годовых, тут же купила доллары и положила их под 1% годовых на депозит. Есть расход в 10,5% и доход в 1%. Форвардная цена будет отличаться от спотовой на форвардную ставку — 10,5-1=9,5% Что это значит на практике. Предположим, текущая цена доллара — 65 рублей. Умножим эту цену на 9,5% разделим на 365 дней в году и умножим на 31 день. Получится 52 копейки. Это и есть стоимость страхования валютного риска.
В целом, привлекательность хеджирования оценивается в процентах годовых. Что выгоднее: привлечь кредитные деньги сейчас, купить на них валюту и положить на депозит, сделать форвард с банком или вообще ничего не делать?
Быть или не быть?
При желании от валютного риска можно вообще страховаться и закладывать в наценку такую маржу, которая покроет все возможные убытки. Но будет ли кто-то покупать товар в таком случае? Чтобы повысить свою привлекательность и конкурентоспособность, компаниям нужно грамотно оценивать риски и пользоваться инструментами, которые предлагает рынок. Мы видим движение в этом направлении: собственники бизнеса ставят перед своим менеджментом задачу не допустить повторения ситуации осени 2014 года. Сегодня для этого есть все возможности.