
Импортозамещение — это не только разработка и внедрение в производство необходимых по техническим характеристикам оборудования, материалов, комплектующих или услуг, но и построение совершенно новых цепочек кооперации. Российские компании заново учатся взаимодействовать как в рамках одной отрасли, так и на межотраслевом уровне, а также налаживать связи с научным сообществом. Ключевую роль в этих процессах играют предприятия нефтегазовой отрасли, и в Санкт-Петербурге как в одном из ее центров формируются модельные примеры эффективных партнерств. Какие формы альянсов показали себя как эффективные, что нужно для создания новых технологий и чего не хватает компаниям для более результативного взаимодействия между собой и с отраслями-смежниками, обсудили участники круглого стола «Точка притяжения: как Петербург формирует эффективные партнерства», организованного РБК Петербург в рамках XIV Петербургского международного газового форума.
Фактор успеха
За последние годы в России появилось немало примеров успешного импортозамещения, в том числе в нефтехимической, легкой и пищевой промышленности и в целом ряде других отраслей. Для нефтегазовой отрасли импортозамещение является более долгим процессом, так как речь идет о сложном технологическом оборудовании, дорогих решениях и капиталоемких производствах. «Для импортозамещения в нефтегазовой отрасли промышленная и научно-производственная кооперация необходима, так как в одиночку, своими силами, ни одна компания не способна в короткие сроки реализовать множество НИОКР и обеспечить себя всем необходимым», — уверена заместитель директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Анна Федюнина. В глобальном же масштабе, считает она, эффективная кооперация — это ключевой фактор создания цепочек добавленной стоимости, конкурентоспособных и на локальном, и на международном уровне.

Нефтегазовая отрасль является одной из крупнейших отраслей российской экономики, и поэтому именно она становится и интеллектуальным центром и испытательным полигоном для многих идей, процессов, продуктов, управленческих и организационных новаций. Идея кооперации для нее также не нова: в отрасли есть целый ряд хорошо зарекомендовавших себя моделей и форматов межотраслевого взаимодействия, результатом которого стал ассортимент импортозамещенной продукции, необходимой для работы нефтегазовых компаний.
Сделали вместе
Успешным примером такой кооперации стала локализация производства фитингов в России для компаний группы «Газпром межрегионгаз». За пять лет при поддержке корпорации были не только разработаны необходимые отечественные технологии, но и запущены восемь новых производственных площадок. Как отмечает начальник управления реконструкции и технологического присоединения ООО «Газпром межрегионгаз», директор АПГО Наталья Черничкина, созданные производства являются науко— и энергоемкими. «Нам удалось достичь такого уровня технологического прогресса, что по результатам испытаний российские фитинги превосходят ранее использовавшиеся зарубежные аналоги. Это позволяет нам ставить задачи уже не просто импортозамещения, а импортоопережения», — подчеркнула она.

Поставщик комплексных решений для теплоснабжения ООО «Северная компания» наладил технологическую кооперацию с предприятием, выпускающим интеллектуальные приборы учета газа, и начал собственное производство «умных счетчиков» под маркой «Катион». «Мы приобрели оборудование для выпуска микроэлектроники, печатания плат, но поняли, что самим всю производственную цепочку не осилить. Тогда мы вошли в кооперацию с компаниями, которые уже освоили эти технологии, и стали работать вместе. Они нам подсказывают по технологиям, а мы помогаем им в продвижении продукции, например, используем их счетчики в наших теплогенераторных установках ТГУ НОРД. Это ускоряет и процесс испытания, и внедрения, сотрудничество действительно взаимовыгодное», — рассказал директор по развитию ООО «Северная компания» Виктор Давыдов.

Активно использует возможности межотраслевой кооперации для создания инновационных продуктов производитель полимерных труб ГК «РГК». В последние годы один из видов кооперации — это взаимодействие с производителями металлических труб для поиска совместных принципиально новых решений на рынке трубной продукции. «Мы совмещаем прочностные характеристики металлических труб и эффективные защитные свойства полимерных. Такая коллаборация дает нам новый вид продукции — гибкие полимерно-армированные трубы, обладающие улучшенными эксплуатационными характеристиками, которые могут использоваться в том числе и в добыче нефти и газа», — приводит пример руководитель по PR и взаимодействию с органами государственной власти Группы компаний РГК Ленар Зайнутдинов.

Вектор инициативы
Так или иначе многие промышленные предприятия объединяют усилия, однако для достижения максимальной эффективности кооперации необходимо четкое представление о том, каким именно должен быть конечный продукт. «Машиностроение — это особая сфера деятельности, специфика которой заключается в том, что работоспособность агрегата и его высокая эффективность обеспечивается благодаря объединению нескольких технологий», — рассуждает генеральный директор АО «Турбохолод» Игорь Бабиченко. По его мнению, процесс «технологического поиска» запускает именно производитель. «Производитель, особенно если он видит себя инновационным участником отрасли, должен опережающим образом оценивать потребности заказчика», — говорит Игорь Бабиченко.

«Внедрение любого инновационного продукта на предприятиях заказчика сталкивается с определенными сложностями, связанными как с техническим и технологическим, так и с человеческим факторами. Кроме того, любая НИОКР требует от разработчика вложения значительных финансовых средств, окупаемость которых, особенно без подтвержденного спроса, в ближайшей перспективе не всегда понятна», — подчеркивает начальник управления по работе с надзорными и проектными организациями представительства (обособленного подразделения в Москве) АО «Машиностроительный завод «Армалит» Вячеслав Савельев.

Поэтому запрос на новую технологию, решение или продукт должен исходить от заказчика, говорят участники дискуссии. «Чтобы сделать конкурентоспособный продукт, нужно понять, что нужно рынку. Нужен запрос от заказчика. Иначе можно придумать какое-то решение, пусть правильное и даже для кого-то эффективное, но несвоевременное», — отмечает исполнительный директор ООО ПКФ «Экс-Форма» Андрей Кучмин.

Если же инициатива исходит от заказчика, то эффективность кооперации многократно повышается. Именно такой подход применяет «Газпром межрегионгаз». Как поясняет Наталья Черничкина, компания действует на опережение: дорожные карты по развитию и локализации производств часто заключаются еще на стадии проектирования новых объектов. Такой подход позволяет, зная будущие потребности в конкретных технических решениях и объемах продукции, заранее начать работу с производителями. «Благодаря этому у наших партнеров есть 2-3 года на то, чтобы освоить выпуск продукции требуемого качества: разработать конструкторскую документацию, провести испытания и выйти на серийное производство. В результате мы получаем нужный продукт в нужные сроки», — приводит пример Черничкина.
Многие предприятия успешно разрабатывают новые решения, имея «на руках» четкий заказ. «Армалит» по заказу «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» изготовил российский аналог запорного клапана АВВ, а «Северная компания» успешно модифицировала под нужды ООО «Газпром межрегионгаз» газовый уличный термоблок.
Кооперация с государством
Еще одним необходимым участником кооперации должны быть профильные органы власти и регуляторы, уточняют участники дискуссии. «Такое взаимодействие необходимо. Тогда дорожные карты многих проектов будут разрабатываться осознанно и с учетом текущих реалий, что полностью исключит дублирование НИОКР и, следовательно, повысит эффективность вложения в них средств — как государственных, так и частных», — уверен Вячеслав Савельев.
Вхождение представителей государства в масштабные импортозамещающие проекты на ранней стадии преследует две цели, отмечает руководитель отдела технологий морской транспортировки и хранения сжиженных газов Российского морского регистра судоходства (РС) Максим Бойко. «Во-первых, мы можем поделиться наработанными компетенциями и опытом. Во-вторых, участие в кооперационной цепочке представителей государства ускоряет совершенствование нормативной базы, что необходимо для разработки и внедрения любой инновации», — поясняет он. В качестве примера он привел взаимодействие РС с разработчиками отечественной мембранной технологии, используемой для транспортировки СПГ в танкерах-газовозах. «Компания разрабатывает технологию и материалы, а РС оказывает консультационную поддержку, помогает с сертификацией и одновременно участвует в изменении нормативно-правовой базы в части правил классификации и постройки морских судов для транспортировки СПГ. И реальные результаты такой совместной работы уже есть», — рассказал Максим Бойко.

Поделим кадры
Для достижения технологического суверенитета важно не только выстраивать эффективные цепочки кооперации, но и быстро подключать к проектам нужные компетенции — находить и привлекать квалифицированных специалистов в сжатые сроки, отмечает руководитель проектов по управлению партнерствами ПАО «Газпром нефть» Анастасия Самуилова. С такими задачами сегодня сталкиваются многие компании.

«Мы тоже чувствуем эту проблему. Часто нужны люди под конкретный проект, конкретную инженерную задачу, мы их привлекаем — а что дальше с ними делать?», — задает риторический вопрос Максим Бойко.
По мнению Анастасии Самуиловой, эффективным решением может стать гибкая модель привлечения специалистов. «Редкие компетенции часто требуются на ограниченный срок. А сами профессионалы сегодня все чаще предпочитают работать над конкретными задачами и проектами, — отмечает она. — Поэтому у обеих сторон нередко возникают сомнения: стоит ли оформлять такие отношения в штат?» Чтобы компании могли быстро находить и подключать нужных специалистов под конкретные задачи, «Газпром нефть» запустила цифровую платформу «Профессионалы 4.0». Сервис объединяет экспертов более чем по 250 направлениям и обеспечивает оперативный доступ к проверенным специалистам со всей страны.
Однако для того, чтобы «шеринг кадров» вошел в повседневную жизнь компаний, необходимо партнерство нескольких крупных организаций, которые «отпилотируют» этот подход на своих проектах, подчеркнула Анастасия Самуилова. Пока же, по ее словам, компании осторожно относятся к этому подходу. Компании волнует вопрос конфиденциальности: какие данные получит привлеченный специалист и как их использовать. Кроме того, не все готовы менять привычные процессы и пересматривать устоявшуюся систему работы с кадрами.
Ближайшие задачи
Российские компании в последние годы добились хорошего результата в области импортозамещения в приоритетных отраслях, однако остается и немало направлений, где зависимость от иностранных технологий не преодолена. Среди наиболее амбициозных задач — создание и развитие отечественного газовозостроения. «Хотелось бы, чтобы газовозы строились в России, и для этого в стране создаются верфи. Но даже если это будет кооперация с иностранными партнерами, то все наукоемкие решения должны быть российскими. Мы должны накопить и сохранить все, что касается наиболее сложных, наукоемких инженерных задач», — уверен Максим Бойко.
По мнению Игоря Бабиченко, актуальным для российской энергетической отрасли является направление электрогенерации. «Необходимо создавать высокотехнологичный детандер-генератор, который позволит окончательно закрыть любые технологические потребности перспективных проектных решений», — отметил Игорь Бабиченко.
В планах «Газпром межрегионгаз» масштабная модернизация газораспределительной сети, которая включает внедрение систем автоматизации на всех этапах. Кроме того, запланирован проект по оснащению потребителей интеллектуальными приборами учета отечественного производства. Как сообщила Наталья Черничкина, в рамках этой программы предполагается установить 15,8 миллионов «умных счетчиков» у абонентов-физических лиц. «Это откроет перед российскими производителями такой продукции отличные перспективы», — уверена эксперт.
Одним из актуальных направлений для технологического развития, по мнению Ленара Зайнутдинова, является антикоррозийная защита железобетонных конструкций, которые используются и в жилом, и в инфраструктурном строительстве. Для того, чтобы эти разработки шли более активно, необходима кооперация с государством. «Нужно на законодательном уровне внедрить стандарт использования защиты бетона, бетонных и железобетонных изделий, конструкций с помощью полимерных анкерных листов. Это продлит жизненный цикл железобетонных изделий и улучит их эксплуатационные характеристики, что важно, в том числе с точки зрения безопасности», — говорит Ленар Зайнутдинов.
«Для развития производственной и научно-технологической кооперации необходимо использовать модели, в которых такая деятельность будет выгодна как для производителей, так и для заказчиков, — резюмирует Вячеслав Савельев. — На данном этапе это могут быть долгосрочные контракты с заказчиками, лицензионные договоры — это та помощь, которая нужна производству на начальном этапе освоения технологически сложных и капиталоемких проектов в области импортозамещения», — заключает он.