
Один из мировых трендов, определяющих современный девелопмент — запрос на велнес (wellness), заботу о физическом и ментальном здоровье. Площадки для занятий спортом и места для медитаций, услуги для красоты и здоровья и возможности для общения — все это становятся необходимыми элементами современных жилых комплексов. Как отражается тренд на велнес на девелоперском продукте России и Петербурга — в материале РБК+ Петербург.
Глобальный тренд
Как отмечается в отчете Global Wellness Institute (GWI), рынок жилой недвижимости, возведенной в концепции велнес, динамично развивается во всех регионах мира, распространяясь из элитного сегмента в доступные классы жилья. Причем если раньше в проектах выделялся, в первую очередь, аспект физического благополучия — возможности для тренировок, прогулок, качество воздуха и т.д. — то в последнее десятилетие внимание стало уделяться, в том числе, благополучию социальному и ментальному, включая пространства для общения и социализации.
По оценке GWI, объем мирового рынка велнес-недвижимости в 2024 году достиг $548,4 в 2024 году, увеличившись на 17,9% к 2023 году и составив 3,3% от общемирового объема строительства. По прогнозам организации, к 2029 году объем рынка превысит $1 млрд. Аналитики оценивали расходы на возведение объектов жилой и коммерческой недвижимости, которые включали элементы велнес в проектировании, материалах и строительстве, а также в инфраструктуре и предоставляемых услугах.

В Петербурге, по словам директора федеральной компании «Этажи» в Санкт-Петербурге Юрия Изосимова, тренд начал активно развиваться в 2018 году, а катализатором спроса жилые комплексы с велнес-инфраструктурой стала пандемия. «По нашим оценкам, за последние пять лет количество запросов на наличие таких опций в жилых комплексах комфорт-класса выросло на треть, в более дорогом сегменте для 60% покупателей наличие такой инфраструктуры является одним из важных критериев при выборе», — рассказал он.

Девелоперы подтверждают как запрос покупателей на велнес-среду, так и необходимость этому запросу соответствовать. «Запрос на велнес среди покупателей жилья за последние 3-5 лет значительно вырос. Особенно этот тренд заметен у поколения от 25 до 30 лет. Девелоперы, для которых это важно, еще на этапе проектирования закладывают в свои жилые комплексы общественные и частные пространства, ориентированные на поддержание здорового образа жизни», — отметила директор клиентского сервиса ГК «Ленстройтрест» Юлия Молчанова.
Все чаще покупателей интересует и и концепция наполнения коммерческих помещений с учетом этого тренда, отмечает Юрий Изосимов. «До снижения доступности рыночных ипотечных кредитов покупатели были готовы платить на 10-20% больше, при условии, что их «зацепила» концепция жилого комплекса, поэтому застройщики, ориентированные на повышение доходности, активно начали использовать велнес-концепции при строительстве своих жилых комплексов», — добавляет Юрий Изосимов. Наиболее востребована велнес-инфраструктура среди семей с детьми, а также покупателей квартир в возрасте 25-40 лет, для 70% из них это является дополнительным важным критерием при выборе жилого комплекса.
Что включено
Востребованность конкретных видов велнес-инфраструктуры варьируется, в том числе, в зависимости от пола покупателей. Так, согласно исследованию сервиса «Домклик» от Сбербанка, в благоустройстве жилого комплекса женщины чаще обращают внимание на удобные пешеходные дорожки (53% против 50%), а мужчины — на спортивная инфраструктура: тренажеры (39% против 34%) и спортивные площадки (35% против 26%).
«Здесь вопрос больше даже не в востребованности, а в балансе между тем, сколько готов инвестировать застройщик и насколько это оправдано в части покупательских ожиданий об инфраструктуре и конечной стоимости квартир в таких жилых комплексах», — отмечает Юрий Изосимов. Большинство застройщиков, по его словам, выбирают наиболее массовые истории, которые принципиальны для большинства покупателей: спортивные площадки и отдельные зоны для занятия различными видами спорта, зоны отдыха, в том числе с парками, скверами, искусственными водоемами. Большое внимание уделяется визуальному подтверждению велнес-концепций через использование эко-дизайна и натуральных материалов. Плюс концепция наполнения коммерческих помещений нередко подразумевает наличие спа, салонов красоты или фитнесс-центров.

Наибольший эффект дает комплексная велнес-среда, предусматривающая разные сценарии жизни для всех групп жителей, отмечают эксперты. «Мы продолжаем создавать пространства для комфортной и интересной жизни — экотропы, пешеходные аллеи, велодорожки, зоны для выгула собак, детские и спортивные площадки, интегрируя их в единую систему комфортной среды», — говорит коммерческий директор группы компаний «КВС» Анжелика Альшаева.

Важно создание не только спортивных зон, площадок для йоги и мест для выгула собак, но и условий для того, чтобы эти элементы были востребованы и комфортны в использовании, подчеркивает, в свою очередь, Юлия Молчанова. «Сеть велодорожек — это отлично, но велоинфраструктуру можно расширить станциями для быстрого ремонта велосипедов, возможностью взять велосипед в аренду у управляющей компании и крытыми велопарковками. Pet-friendly среда не ограничивается лишь площадками для выгула собак — это также общественные санузлы с лапомойками и фенами для питомцев, а также пространства, где всегда рады пушистым друзьям», — приводит пример расширения зоны комфорта Юлия Молчанова.
Общайтесь на здоровье
Отдельного упоминания заслуживает социальный аспект велнес-философии. Согласно Global Wellness Institute, «сообщество как часть окружающей среды оказывает глубокое влияние на индивидуальное здоровье и благополучие». «Сегодня, говоря о велнес, мы подразумеваем концепцию общего благополучия как физического, так и ментального», — подчеркивает Юлия Молчанова.
В проектировании жилых комплексов этот аспект отражается, в частности, в создании площадок для общения жителей. «Создание общественных пространств — важный тренд современной застройки, и мы в «КВС» искренне разделяем эту философию. Большинство наших проектов — это комплексное освоение территорий, а значит, мы заранее проектируем яркие рекреационные зоны, которые станут точками притяжения для жителей», — отмечает Анжелика Альшаева.
Она привела пример соседского центра в проекте «ЮгТаун», который работает уже год: «Это живое, насыщенное комьюнити-пространство, которое ежемесячно посещают более тысячи человек. Здесь проходят мастер-классы, семейные праздники, спортивные и культурные мероприятия. Формат оказался настолько востребованным, что мы создаем его логичное продолжение — подростковый клуб — отдельное пространство для детей-подростков. Здесь расположены столы для бильярда, теннисный стол и зоны отдыха. Это место, где подростки могут быть собой, общаться и отдыхать в уединенной атмосфере».
В свою очередь, Юлия Молчанова рассказала о сети креативных пространств в проектах «Ленстройтреста»: «Ежемесячно в наших «Живи Клубах» проходит до 800 мероприятий с профессиональными педагогами по самым различным направлениям. Сильное сообщество безусловно способствует повышению качества жизни. Люди, которые чувствуют себя частью комьюнити, более удовлетворены местом, в котором они живут, и окружающей средой». В частности, летом «Живи Клубы» организуют соседские выезды на дачи, детские лагеря.

«У нас есть обратная связь о том, что для многих наличие такого развитого комьюнити является решающим фактором при выборе будущей квартиры для себя и своей семьи», — подчеркнула Юлия Молчанова.

Развитие wellness-инфраструктуры в жилой недвижимости — это устойчивый мировой тренд, подчеркивает Юрий Изосимов. Сейчас его частично может сдерживать в России снижение доступности рыночной ипотеки, из-за чего девелоперы вынуждены ограничивать рост себестоимости. Но ситуация постепенно меняется.
С весны банки фиксируют позитивную динамику по росту ипотечного кредитования в городе. Так, в апреле 2025 года жители Северо-Запада на 20% чаще оформляли в Сбере ипотечные кредиты, чем в марте. Общая сумма кредитования за месяц составила 21 млрд руб. С ноября 2024 года это максимальный объем по выданным на жилье кредитам в банке, прирост к марту — 10%, отмечалось в сообщении пресс-службы Сбербанка на Северо-Западе. На петербуржцев пришлось более половины финансирования — 12 млрд руб., что соответствует уровню прошлого года. К марту прирост в Северной столице по объему кредитования 3%, при этом в количественном выражении спрос поднялся на 10%.
«Сегмент будет развиваться, поскольку часть покупателей не представляют себе покупку квартиры в ЖК без развитой инфраструктуры. В перспективе будет расти и применение технологий искусственного интеллекта в мониторинге здоровья, скорее всего, это тренд ближайших нескольких лет», — прогнозирует Юрий Изосимов.