Невыразительная массовая застройка с однообразными домами и типовые решения, которые повсеместно применялись строительстве жилья, больше не привлекают потенциальных покупателей. С ростом конкуренции на рынке потребители более внимательно выбирают жилые комплексы, обращая внимание не только на стоимость квадратного метра, плюсы и минусы района, его транспортную доступность, социальную инфраструктуру, но и на архитектурные решения зданий, дизайн дворов и общественных зон. Как девелоперы встраивают работу с архитекторами и дизайнерами при проектировании новых жилых проектов — в материале РБК+ Петербург.
Акцент на эстетику
За последнее десятилетие у покупателей жилья в новостройках Петербурга и Ленобласти выросла «насмотренность» — люди чаще обращают внимание не только на цену и локацию, но и прочие характеристики объектов. «Важным моментом при выборе жилья становятся также и эстетические свойства — людям важно соотносить себя с выразительной архитектурой. Они гордятся тем, что живут в доме, который не похож на другие. Покупатель на данный момент начинает разбираться даже в отделочных материалах фасада и наличии архитектурной подсветки», — считает директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман. По его словам, важным моментом для многих клиентов также становится наполнение двора и интерьера парадной. «Покупатель ждет от девелоперского продукта такой функциональности, которая может ему закрыть все жизненные сценарии», — добавляет Ян Фельдман.
«В текущих условиях покупатели высоких сегментов недвижимости — от бизнеса до элитного — внимательны к архитектуре, оформлению внутренней территории и входных групп. За последние 5-10 лет стало больше запросов на уникальность решений, авторский дизайн, небанальные опции и цифровые технологии», — отмечает директор по качеству «ГК Алькор» (входит в «Главстрой Санкт-Петербург») Алексей Медведев.
От типовых проектов к индивидуальным
Для создания уникальных проектов девелоперы привлекают архитектурные бюро. Например, «ГК Алькор» работает с архитекторами на подрядной основе. «Фирма выполняет определенный пул проектных работ по техническому заданию, составленному архитектором инхаус, который затем принимает результаты работы, контролируя в дальнейшем их реализацию. Подключение специалистов происходит на самых ранних этапах при формировании концепции и разработке эскизов», — поясняет Алексей Медведев. По его мнению, привлечение архитектурных и дизайнерских бюро имеет смысл при реализации крупных и знаковых объектов, проектов КРТ. Создание архитектурной и дизайнерской концепций своими силами имеет смысл при больших объемах типовой застройки, не требующих нестандартных решений.
«Привлечение сторонних профессионалов позитивно отражается и на продажах — интересные планировки квартир и неординарное благоустройство нравятся покупателям. Такое взаимодействие предоставляет гибкость, а также позволяет предлагать эксклюзивные и разнообразные решения для разных проектов», — добавляет Алексей Медведев. Он подчеркивает, что индивидуальные проекты обходятся дороже типовых. «Однако это дает одну из главных характеристик, которая важна для покупателей — уникальность. Застройщики сегодня конкурируют продуктом, а его нестандартность и высокое качество являются залогом успеха проекта», — Алексей Медведев.
Генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева называет важной частью ДНК бренда компании закрытые дворовые пространства и ландшафтный дизайн, а также дизайн входных групп и общественных пространств в единой стилистике. «Мы стараемся проектировать дома так, чтобы дворы дарили ощущение камерности и безопасности», — подчеркивает она.
В ГК «Ленстройтрест» приводят плюсы типовых решений — они помогают девелоперу контролировать качество продукта и доходность своего бизнеса. «Но, разумеется, типизация уместна не во всем. Мы придерживаемся типовых решений в планировочных решениях и инженерных решениях, технологических решениях различных стыков и сочленений конструкций. Фасадные решения наших объектов каждый раз уникальны, они создают и поддерживают индивидуальную концепцию жилого комплекса», — перечисляет Ян Фельдман.
Девелопер как заказчик может регулировать степень смелости тех или иных архитектурных решений: значительно выступающие консоли, второй свет, фонари — должны быть обоснованы эстетической и практической ценностью. «Важно понимать, что прежде всего клиенту важно удобство, и уникальность всегда должна находится в балансе с технологичностью и комфортом», — напоминает Ян Фельдман.
Взгляд с другой стороны
Член Градостроительного Совета при правительстве Санкт-Петербурга, вице-президент Санкт-Петербургского Союза Архитекторов, руководитель собственной архитектурной мастерской Вячеслав Ухов называет главной сложностью взаимодействия архитекторов с застройщиками — стремление заказчиков выжать по максимуму из земельного участка и построить на нем как можно больше квадратных метров. «У большинства проектов, которые мы рассматриваем на Градостроительном совете, один-два этажа, откровенно говоря, просто лишние. Если их убрать, архитектура только выиграет», — уверен он. По его мнению, особенно это касается строительства в центральной части города.
Генеральный директор архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов приводит аргументы в защиту такого подхода заказчиков. По его оценкам, снижение высотности на один-два этажа сократит площадь застройки как минимум на 10-20%. «Это приведет к снижению прибыли девелопера, а цену земли им считают по 100% — лендлорды при продаже земли ориентируются на максимальную высоту застройки для участков. Поэтому снижение высотности часто делает бессмысленным реализацию всего проекта», — объясняет он.
Руководитель архитектурной студии Intercolumnium Евгений Подгорнов сетует на то, что заказчики не всегда готовы прислушиваться к мнению архитекторов. Так, в одном из последних проектов, застройщик настаивал на ярко-терракотовом оттенке фасадов, поскольку считает его одним из своих «фирменных», хотя их пытались убедить, что более спокойный оттенок будет уместнее. «Но заказчики уже поехали выбирать яркие панели для фасадов», — рассказал он.
Перспективные тренды
Среди трендов в архитектурных решениях, которые набирают популярность, в «ГК Алькор» выделяют «камерность и соразмерные масштабы» или малоэтажную застройку. «Высотки и небоскребы имеют место быть, но исследования в области урбанистики и психологии давно доказали, что человек комфортно себя чувствует в застройке не выше 6 этажей. Также будет развиваться и тенденция на разнообразную среду — созданные в единой концепции, но отличающиеся друг от друга фасады в рамках одного комплекса делают нахождение в нем интереснее», — считает Алексей Медведев.
«На данный момент можно выделить устойчивый тренд на экологичность и потребность в ощущении спокойствия. Покупатели ценят натуральные материалы, важно ощущение тепла и защищенности, уюта, которое проще всего создается текстурами под дерево, натуральным камнем и деликатной работой с освещением», — уточняет Ян Фельдман.
Анжелика Альшаева считает «мастхевом» общественные пространства внутри каждого проекта: тематические променады, парки, аллеи, которые делают кварталы привлекательными не только для жителей.