Современная молодежь живет в мире медиа, многие мечтают иметь собственный блог или уже ведут его, вузы отмечают высокий конкурс на медийные профессии. Одновременно, судя по вакансиям, размещенным на популярных сервисах, организациям — начиная с автомобильных заводов и заканчивая государственными музеями — нужны специалисты, которые будут развивать их бренд, управлять корпоративными медиа, вести социальные сети. Какими навыками должен обладать специалист и как развивается молодежная медиасфера — в интервью РБК+ Петербург рассказала руководитель круглогодичного молодежного образовательного центра Росмолодежи «Шум» Татьяна Мандрыкина.
Медиа как часть жизни
— С чем вы связываете рост популярности медианаправления как профессии, и какие в ней появляются новые грани?
— Мне кажется, мы живем в то время, когда медиа — это уже не отдельное специфическое направление или отвлеченная часть жизни, это явление, плотно встроенное в будни каждого из нас. Медиа уже не рассматривается как нечто исключительно развлекательное или только как средство коммуникации. Достаточно много сервисов, услуг и рабочих моментов завязано на медиа. И умение пользоваться разными видами медиа, находить, воспринимать информацию, отдавать ее, является уже нормой. Уже не новость, когда при трудоустройстве работодатель заходит в социальные сети, смотрит, на кого человек подписан — я тоже так делаю, набирая проектные команды. Ты сразу же понимаешь, какие моменты человек, возможно, не сказал, не написал, и у тебя такая складывается полная картинка.
Возвращаясь к вопросу, популярность медианаправления обусловлена тем, что это неотъемлемая часть жизни, это уже не hard skill для узких специалистов, а необходимое умение в рабочих буднях очень многих профессий.
— В Петербурге этот нарастающий спрос тоже заметен. Из недавних примеров — отреставрированное здание Канатного цеха на Васильевском острове займут не только «айтишники» (факультет физико-математических и компьютерных наук), но и Школа дизайна и образовательная программа «Медиакоммуникации». Это огромные новые пространства. Популярность таких образовательных программ — общероссийский тренд?
— Это действительно общероссийский тренд, мы можем об этом судить, исходя из регистрации на наши программы. Например, недавно у нас закончилась регистрация на Всероссийский молодежный форум «Шум». Мы увидели конкурс 12 человек на место, мы ввели конкурсный отбор по 89 регионам.
Обучение позволяет быть успешным в выбранном направлении, а медиа сейчас динамично развивается как никогда и никакая другая сфера. И чтобы в этой сфере быть, разбираться, понимать все форматы, наиболее быстрый путь — практикоориентированное обучение.
Мы заметили, что для многих представителей молодежи медиа — это смежная или дополнительная профессия. Например, человек является экспертом в медицине и заводит свой медиаблог, продвигает в нем свои ценности. И за счет быстрого обучения — а вариантов сегодня много — получает навыки, чтобы сделать этот блог более успешным. Кроме того, через обучение формируется целое сообщество, с которым можно запускать новые программы, проекты.
— Говоря о региональных проектах, есть ли какая-то специфика, которую вы могли бы отметить для Петербурга?
— У нас достаточно много выпускников из Санкт-Петербурга, и мы видим, что они готовы говорить не просто о себе и для себя, а рассказывать о том, что происходит вокруг. И надо отдать должное, в Петербурге много собственных образовательных программ, пространств, творческих дисциплин, людей, и здесь формируется много собственных трендов. Мы часто видим, как в Петербурге зарождается что-то новое, и дальше либо поддерживаем, либо понимаем, что поддержки не требуется, оно и так запускается по стране как снежный ком.
Чему и как учить?
— Чему и как сегодня действительно стоит учить в рамках медиакоммуникаций, на ваш взгляд?
— Базовая вещь, как бы банально она ни звучала, — это тексты. Сегодня и всегда люди, которые умеют писать, излагать мысли, имеют большую ценность. И в числе запросов, которые нам поступают от потенциальных работодателей, на первом месте всегда спичрайтеры, копирайтеры. Следовательно, это компетенция, без которой невозможно.
Следующая по популярности у работодателей — это работа с видеоконтентом. Форматы видео меняются. У длинных видео одни законы, у коротких — другие, это разные форматы, которые доносят разные мысли. И человек должен уметь делать и то, и другое. Невозможно представить, например, хороший полноценный подкаст без сопровождения короткими видеоклипами, которые его популяризируют. Уметь работать с видео сегодня — это норма. Не посыпать все блестками, а передавать смыслы визуально, текстово, с помощью звукомонтажа и других средств.
И третье — это все, что касается настройки таргетинга. Эта тема волнует и работодателей, и ребят, которые заходят в медиа.
— Есть ли компетенции, которые недооценены в плане запросов на обучение, но с вашей точки зрения необходимы тем, кто приходит в медиа?
— Мне кажется, это все, что связано с историей медианаправления. Это история развития, это насмотренность, это понимание, кто в твоей сфере является профессионалом. Иногда мы даже, запуская очередной образовательный проект, в первую очередь говорим, что все когда-то уже придумано. Работая в сфере медиа, мы понимаем, что границы открыты, ты можешь написать экспертам, профессионалам, посмотреть, что они делали, и на основе их опыта развивать дальше. И когда молодежь приходит к нам с новой классной идеей, мы предлагаем посмотреть — может быть, подобное уже было в другом регионе, в другой стране, или даже на соседней улице, и можно говорить об объединении и развитии этого направления.
— Одна из главных проблем любого обучения — это получение практического опыта. С одной стороны, запустить собственное медиа на открытых платформах — не проблема. А с другой стороны, если говорить о специалистах, которые требуются бизнесу, получить релевантный опыт здесь сложнее. Как вы видите решение этой проблемы?
— Когда мы начинали создавать образовательные программы в сфере медиа, мы понимали, что одно дело работать с новичками, другое — с сообществами, которые уже погружены в медиа, и мы долго искали, чем можем быть им интересны. И мы для себя нашли ответ, который решает задачу практикоориентированного обучения: ребята во время обучения работают с реальными кейсами от заказчиков. Это и госкорпорации, и медиахолдинги, и социальные проекты. Они дают и возможность стажировок, и реализованные проекты для резюме.
— Есть ли успешные кейсы ребят, которым это помогло найти себя в профессии в дальнейшем?
— У нас были участники форума, которых сразу забирали на работу. Есть выпускники, которые устроились «ВКонтакте», есть те, которые ушли на федеральные площадки, и таких много. В прошлом году мы провели исследование: из 550 выпускников наших программ за прошлый год более 100 человек получили стажировки и трудоустройство.
Совместный продукт
— В этом году вы запустили Всероссийскую молодежную премию в сфере медиа «Шум». В чем вы видите главную роль премий для развития медиасообщества? Какие задачи они помогают решить?
— Исследуя медиапространство страны, мы увидели, что в каждом регионе есть собственные СМИ, свой уникальный стиль, свои сообщества. И принимая решение о создании премии, мы поставили перед собой задачу дать возможность разным регионам представить свои медиакоманды, свои работы, и тем самым выявить наиболее интересные истории, неизвестные, возможно, на федеральном уровне.
Важно, чтобы на премии все не заканчивалось — сегодня я стал участником, получил или не получил подарок, с кем-то познакомился. Важно, чтобы участник становился частью сообщества, неким амбассадором новых идей и форматов. Для этого мы расширили нашу премию, добавив разнообразные события, программы обучения, консультации экспертов.
Тем самым, главная задача премии — объединение регионов и создание сообщества. И далее — продюсирование интересных региональных историй, которые мы смогли выявить.
— На ваш взгляд, как в будущем будут развиваться медиакоммуникации? Может быть, какие-то тренды только сейчас начинаются, но вы их уже видите?
— На мой взгляд, один из трендов — увеличение доли содержательного контента относительно развлекательного. Наш форум является одним из 43 форумов линейки «Росмолодежь. События», и мы видим, что уже во многих форумах есть отдельные слоты по медиа, потому что невозможно представить, как я уже говорила, например, сельское хозяйство без какой-либо медиаподдержки. Тем более невозможно представить науку. Следовательно, создается ценностный контент, и человек уже не просто листает ленту ради развлечения, он воспринимает медиа как базу для наполнения себя.
Еще одно направление — это акцент на сообщество. Причем если мы возьмем молодежное сообщество журналистов и медиа, оно только зарождается. Недавно я вернулась с форума, который проходил совместно с Союзом журналистов России, и мы там четко увидели, как общаются друг с другом те, кто давно в профессии, и как готовы поддерживать проекты друг друга, и насколько молодежное сообщество еще находится в зачаточном состоянии. Было хорошо видно, как на форуме люди подходят друг к другу, говорят: «я тебя видел, я на тебя подписан, давай делать вместе». И вот это «давай делать вместе», я верю, будет формироваться в ближайшие несколько лет. И мы своими проектами этот тренд поддерживаем.
— А есть ли соприкосновения между сложившимся сообществом и зарождающимся молодежным? Или здесь играет роль пресловутый конфликт поколений?
— Разница между поколениями есть, и одна из наших задач — прививать ценность взаимной поддержки и помощи. У нас достаточно много практик, когда сильная команда, которая готова взять решение какого-то кейса, формируется из людей с разным опытом, с разными взглядами, открытыми друг другу. Да, когда к нам приходят молодые ребята на стажировки, мы понимаем, что нужно потратить больше времени, и порой хочется все сделать самому и быстрее. Но если потратить это время, можно получить классный результат, которого ты не ожидал. В этом ценность командной работы, разного опыта, разного взгляда, и когда мы не стесняемся об этом говорить людям разного поколения, случаются хорошие командные истории.
Всероссийская молодежная премия в сфере медиа и журналистики «Шум» проводится в 2024 году впервые. Премия включает в себя 11 номинаций, по результатам работы которых будет объявлено 15 победителей в разных возрастных категориях. Общий призовой фонд Премии превысит 11 млн руб.