В Петербурге в текущем году будет сдано в эксплуатацию рекордное количество социальных объектов. В частности, 1 сентября примут учеников 22 новые школы. Такие показатели достигнуты во многом за счет застройщиков новых жилых кварталов. О том, как организовано взаимодействие города с девелоперами, во сколько обходится строительство школ и садиков и почему бизнес идет на эти затраты — в материале РБК+ Петербург.
Рекордный год
В 2023 году в Петербурге начнет работу 71 социальный объект. Как сообщили в пресс-службе комитета по строительству, только 25 из них строятся или уже построены за счет городского бюджета. Это рекордный показатель как минимум с 2012 года, судя по статистике, предоставленной комитетом. Так, в 2022 году в городе было завершено 44 соцобъекта, в 2021-м — 56.
Большая часть социальных строек с завершением в текущем году — 46 объектов — создается за счет внебюджетных средств, в том числе — девелоперами, которые возводят жилые комплексы и обязаны обеспечивать их школами и детскими садами. В настоящее время в Петербурге все проекты по новому жилищному строительству рассматриваются на градостроительной комиссии, по итогам которой решается, какие социальные объекты должны возвести застройщики одновременно с домами. Застройщики строят эти объекты и безвозмездно передают их городу.
«Каждый проект рассматривается индивидуально, изучается, какие социальные объекты необходимы в конкретной локации. Чаще всего это школы, детские сады, выезды, участки улично-дорожной сети. Если объект крупный, то может быть предложено возвести поликлинику. То есть, комиссия рассматривает проект под таким углом, чтобы по окончанию строительства жильцы не столкнулись с нехваткой социальной инфраструктуры», — пояснили в пресс-службе Комитета по строительству Cанкт-Петербурга.
Такой порядок согласования приносит свои плоды. Как ранее заявлял губернатор Петербурга Александр Беглов, если в 2019 году городу не хватало порядка 100 школ и 200 детских садов, то к 2023 году дефицит сократился на две трети и, по прогнозу Смольного, будет полностью закрыт в 2025 году.
Особенность подобной системы — рост стоимости проекта для застройщика. Как сообщил директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман, на данный момент себестоимость строительства школы составляет порядка 1,5-1,7 млн руб. на ученика, детского садика — 2,4-2,6 млн руб. на воспитанника. Однако бизнес это не останавливает. «Строительный рынок Петербурга достаточно конкурентен, поэтому компании, готовые заниматься социальными объектами при возведении жилых кварталов, у нас есть», — подчеркнули в Комитете по строительству.
Затраты или инвестиция
В ситуации, когда затраты на садик или школу неизбежны, лучшее, что может сделать девелопер — превратить «нагрузку» в конкурентное преимущество. «Развитие социальной инфраструктуры имеет прямое влияние на уровень спроса в новых жилых комплексах. Согласно внутренним опросам клиентов, школа и детский сад в шаговой доступности входит в топ-5 обязательных критериев при выборе жилья», — подчеркнул директор проекта «Северная долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Калинин.
Соответственно, застройщики стремятся сделать социальные объекты максимально привлекательными для покупателей. «ГК «Ленстройтрест» каждой построенной школе и детскому садику придает индивидуальный архитектурный стиль, а к оформлению внутренних помещений привлекает дизайнерские студии. Большое внимание уделяется грамотному зонированию пространства, качеству планировочных решений, созданию удобных функциональных зон», — рассказал Ян Фельдман.
Например, по его словам, в одном из кварталов застройщика появился детский сад в виде рыцарского замка, в другом — садик, оформленный в стилистике советского мультфильма «Винни Пух», детские площадки на прилегающей территории тоже тематические. Атмосфера третьего детского сада погружает в сказку «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен. Еще одно здание детсада за счет формы и сочетания ярких цветов на фасадах напоминает детский конструктор.
А что внутри
Важную роль играет не только и не столько внешний облик объектов, но их внутреннее наполнение. «Над проектами школ мы работаем в сотрудничестве с педагогами. Совместно обсуждаем будущие планировочные решения, утверждаем дизайн помещений», — подчеркнул Дмитрий Калинин.
«В детских садах для удобства родителей предусматривают помещения для хранения колясок, самокатов и велосипедов, что является редкостью для детских садов советской постройки. Помимо просторных групповых комнат дошкольные учреждения оснащаются бассейном, кабинетами для кружков и развивающих занятий, музыкальными и физкультурными залами. Прилегающая территория обязательно включает игровое пространство для каждой из групп и две спортивные площадки для занятий спортом на свежем воздухе», — рассказал он.
«Большое внимание уделяется грамотному зонированию пространства, качеству планировочных решений, созданию удобных функциональных зон», — отметил, в свою очередь, Ян Фельдман. Он привел пример, как в одной из школ, построенных компанией, решена задача навигации. Чтобы дети и взрослые легче ориентировались в новой школе, используются цветовые полосы на полу. Для каждой группы помещений есть свой цвет: для лестниц и лифтов — зеленый и синий, для классов — желтый и оранжевый, для административных помещений — красный, для спортивных залов — коричневый, для санузлов — голубой. Каждая из полос ведет к помещениям своей категории, маркировка повторяется в цветах указателей на стенах и в табличках на дверях.
Помимо современных функциональных зданий, школы и сады от застройщиков порой могут конкурировать с городскими и с точки зрения качества образования — при условии, что девелопер прилагает к этому усилия. «Для нас важно, чтобы построенные школы обладали уникальными образовательными программами, будь то IT-направление, экономика, девелопмент или архитектура. Поэтому мы одни из первых в городе ввели практику создания образовательных кластеров в районах массовой застройки в Петербурге, открывая на базе построенных школ федеральные образовательные центры, такие как «Техноспейс», и сотрудничая с ведущими федеральными вузами», — отметил Дмитрий Калинин.
В будущем году, как пишет вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, будет введено в строй еще более 20 школ. После этого, по ее словам, город «перейдет к плановому строительству — одновременно с вводом жилья». Это позволит снизить нагрузку на действующие образовательные учреждения и перейти к новому этапу развития сферы образования в городе.