Сфера образования переживает этап трансформации. На фоне роста интереса к высшему образованию — только на бюджетные места программ бакалавриата и специалитета в 2023 году смогут поступить почти 30 тыс. человек, — мы наблюдаем отмену большинства международных программ и заявления о выходе России из Болонской системы. Быстрее всего на меняющиеся условия реагирует экономика, а вслед за ней и экономическое образование. О том, есть ли сегодня перспективы у будущих экономистов из России на международном рынке, как готовить востребованных специалистов и какие зарубежные программы сегодня доступны студентам — в интервью РБК+ Петербург рассказал преподаватель Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Николай Телятников.
Европа и Азия
— Преимуществом Вышки всегда были международные связи и программы, для многих же студентов возможность стажировки и обучения за рубежом были решающими факторами при поступлении. Как сегодня обстоят дела с международными программами?
— Сегодня у Вышки более 100 действующих зарубежных партнерств. Естественно, состав вузов за последний год немного изменился: часть университетов приостановила сотрудничество, часть, наоборот, выступила с инициативой партнерства. Знаю, что коллеги-международники готовятся к подписанию 15 новых соглашений с топовыми университетами стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Азии.
Осенью 2023 года 97 студентов питерской Вышки примут участие в программах семестровой академической мобильности и 11 студентов — в программах двойных дипломов. Кроме того, уже летом мы запускаем ряд международных летних школ как на площадке нашего кампуса, так и на базе наших партнеров за рубежом.
— Можно ли говорить о завершении сотрудничества с топовыми вузами?
— Если вы посмотрите международные рейтинги, то среди первых пятидесяти позиций увидите много азиатских университетов. На данный момент самыми популярными среди студентов направлениями сотрудничества являются страны АТР: Китай — Пекинский педагогический университет, Сиань Цзяотун — Ливерпульский университет; Малайзия — университет Малая; Вьетнам — Университет внешней торговли, а также Мексика — университет Монтеррей.
При этом отмечу, что и некоторые европейские университеты готовы видеть у себя наших студентов, как, например, Римский университет Тор Вергата или Университет Сегед в Венгрии.
— А что можно сказать сегодня о международных исследованиях?
— Что касается научных связей, наших ученых по-прежнему активно приглашают на международные конференции. При этом наметилась такая интересная тенденция: часть международных площадок за прошедший год пересмотрели места проведения и выбрали азиатские страны для организации своих ежегодных мероприятий. Так, питерская Вышка за последние полгода приняла участие в ключевых международных образовательных выставках: EURIE в Стамбуле, FICCI в Дели, APAIE в Бангкоке.
Новый тренд
— Если говорить об образовательных программах, что изменилось внутри самого вуза?
— Сегодня в экономическом образовании существует тренд на прикладной характер обучения. Намечается даже некий перекос в практику. Петербургская Школа экономки и менеджмента применила здесь свой, инновационный подход.
Ранее наша школа готовила специалистов по двум разным специальностям — экономика и менеджмент, в том числе международный. Но в прошлом году мы запустили образовательную программу «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». Концепция заключается в объединении этих двух направлений с целью подготовки специалистов с более широким кругом компетенций, на что сегодня есть большой запрос у бизнеса.
— Что это дает студентам?
— Студенты, обучающиеся на нашей программе, получает математическую базу — hard base: анализ данных, линейная алгебра, микроэкономика и т.д. И параллельно за счет партнерских программ, например, с VK, Яндексом, Ozon, «Газпром нефтью» и «Буквоедом» нарабатывают практические навыки управления реальными проектами.
Таким образом, мы не только даем профессиональную базу, но и укрепляем ее гибкими навыками: умением строить коммуникации в коллективе, пониманием специфики работы над проектом и т.п.
— Можно ли при этом выбрать одну специализацию?
— Да, но мы даем возможность абитуриенту не делать выбор направления сразу после школы, а создаем условия для принятия осознанного решения — экономика или менеджмент. Это происходит уже на третьем курсе, после освоения общей для обеих специализаций базы.
— Что это дает вузу?
— Мы готовим специалистов, которые имея серьезные академические знания, способны анализировать большие объемы данных и на их основе принимать важные управленческие решения.
— Почему эта образовательная программа считается международной?
— Во-первых, у студентов есть возможность часть или все дисциплины изучать на английском языке. Это помогает убрать языковой барьер при устройстве на работу в крупные международные компании или компании, ведущие бизнес с иностранными партнерами. Кроме того, студенты могут изучать ключевые научные работы на языке оригинала.
Во-вторых, в программу обучения включены дисциплины по международной экономике, многие преподаватели имеют опыт работы за рубежом и международные ученые степени (PhD), у нас обучаются иностранные студенты, развито сотрудничество с международными компаниями-партнерами, проводятся международные научные мероприятия.
И, в-третьих, программа международной мобильности предоставляет студентам возможность не менее одного семестра провести в зарубежных вузах-партнерах или обучаться по программе двойных дипломов в ведущих экономических университетах Азии и Европы.
Прощание с системой
— Сейчас все чаще мы слышим об отказе от Болонской системы. На ваш взгляд, если она была не важна, и сейчас мы без потерь с ней расстаемся, то зачем ее выстраивали?
— На мой взгляд, принятие Болонской системы в России решало в свое время две важные на тот момент задачи. Во-первых, это помогло повысить конкурентоспособность нашего высшего образования, вывести его на международный уровень. Но уже сегодня ведущие российские вузы готовы участвовать в глобальной гонке за таланты самостоятельно, без «бренда» Болонской системы.
Во-вторых, мы взяли от нее важные принципы — такие как гибкость образовательных траекторий. Мы это используем в петербургском кампусе и планируем использовать дальше.
— Как выход из Болонской системы скажется на Вышке в Петербурге?
— Тут надо сказать, что Болонская система — это преимущественно европейская модель. Взять, к примеру, корейские университеты. Там тоже есть бакалавриат, магистратура, но система кредитов вообще не бьется с европейской. Китайские университеты никогда не входили и не входят в Болонскую систему, хотя сегодня они лидеры международных рейтингов по качеству науки и образования.
Поэтому вопрос в том, как выстраивать отношения, договариваться, чтобы системы образования в отдельно взятых университетах были совместимы. Тут важнее не название системы, а то, насколько мы соответствуем международным стандартам образования, чтобы конкурировать с ведущими университетами мира.
— Как быстро российские университеты адаптируются к текущей ситуации?
— Думаю, что ведущие университеты смогут быстро адаптироваться к текущими реалиям и спрос на международные программы среди студентов будет расти.
— На что сегодня, на ваш взгляд, стоит обращать внимание будущим студентам при выборе вуза?
— Очень важный показатель — востребованность выпускников вузов у работодателей. Портал НH.ru ежегодно публикует результаты исследования по востребованности выпускников, это тоже своего рода рейтинг качества образования российских вузов. Исследование, проведенное в этом году, показало, что Высшая школа экономики является лидером в этом рейтинге, и постараемся это лидерство удержать.