Новые вызовы ставят перед российскими компаниями необходимость искать нестандартные решения, сохранять хладнокровие и просчитывать риски. Ключевыми становятся предпринимательские компетенции, но возможно ли их развить? Ответ на этот вопрос искали участники дискуссии, организованной РБК Петербург и СПбГЭУ — «Предпринимательские качества бизнеса: как развивать, на кого опираться?»
Ключевая компетенция
Сегодня у компаний может просто не быть времени на развитие у новых сотрудников предпринимательских компетенций, считает основатель биотехнологической компании Biocad (ЗАО «Биокад») Дмитрий Морозов. «Мы все время «переиздаем» компанию, чтобы остаться на плаву, чтобы выживать в современных условиях. Если говорить про новое «издание» компании, все что не несет добавленной ценности, будет сильно уменьшено. Сейчас мы работаем фактически на стагнирующих рынках и это абсолютно другие правила», — поясняет основатель BIOCAD.
Если речь идет о начальном этапе существования компании, то ситуация будет другая в силу ограниченности ресурсов и невозможности нанимать дорогостоящих топ-менеджеров. Но важно понимать, что научить предпринимательским компетенциям едва ли возможно, заметил Дмитрий Морозов. Скорее, можно говорить о врожденных особенностях характера. «Я не знаю ни одного человека, который прочитал бы книжку и стал успешным бизнесменом. Рецепта бизнеса нет», — подчеркивает он.
Заместитель директора по персоналу и организационному развитию «Мэлон Фэшн Груп» Юлия Емельянова соглашается с тем, что научить предпринимательству едва ли возможно. В фэшн-сфере, где все очень подвижно, а тренды постоянно меняются, в кандидатах сразу хотят видеть определенные качества: гибкость и открытость новому.
«Я согласна, что предпринимательство — не то качество, которое можно развить. Оно заложено в человеке — это некая харизма, готовность к изменениям. Поэтому изначально на этапе подбора мы уделяем этому большое внимание. Например, нам нужны студенты, которые готовы к таким изменениям, которые хотят быть с нами на гребне этой волны инноваций, и мы будем пополнять нашу компанию такими специалистами», — говорит Юлия Емельянова.
Скорость и инициатива
Вызовов достаточно и в других областях бизнеса, чтобы отвечать на них, действительно, важны предпринимательские компетенции, отмечает финансовый директор КО «Любимый Край» Андрей Третьяков. Если брать пищевую отрасль, то покупательская способность населения падает, средний чек в магазинах снижается, и все это происходит на фоне высокой конкуренции. «Поэтому в области разработки новых продуктов, креативности продаж есть запрос на новый подход. И чем дальше, тем больше, это будет актуально. Но я сомневаюсь, что возможно воспитать нужные качества за месяц или год», — полагает Андрей Третьяков.
По его словам, в компании создана максимально открытая система, нет жесткой иерархии и у любого сотрудника есть прямой выход на руководство, что дает свои преимущества. «Если будет бизнес-идея по сокращению затрат, по повышению эффективности или расширению бизнеса — она точно не потеряется и найдет поддержку. В этом смысле у нас нет никакой бюрократии, поэтому принятие решений может происходить очень быстро, что особенно важно сегодня», — поясняет он. Благодаря такому подходу в компании поощряется инициатива, и сотрудник может видеть плоды своих предложений.
Финансовый директор «Натура Про» Алексей Коробейников отметил, что в компании, которая до недавнего времени была частью крупного международного холдинга, ставку делают на сохранение предпринимательских традиций, формировавшихся на протяжении долгого периода времени. «Но ключевой фактор и компетенция заключается в критическом мышлении, умении не воспринимать статус-кво как истину в последней инстанции», — поясняет Алексей Коробейников.
По его мнению, для повышения эффективности работы важно, чтобы каждый менеджер осознавал, что его сфера деятельности внутри организации — это центр финансового интереса, небольшой бизнес внутри большого бизнеса, и у него есть потребитель, зачастую внутренний: то есть он обслуживает, например, отдел продаж, отдел маркетинга. «Сотрудник должен понимать, что его цель, его KPI, его вознаграждение могут быть привязаны к этому уровню эффективности», — объясняет финансовый директор «Натура Про».
Перспективная доля
Запрос на предпринимательские компетенции есть не только со стороны работодателей, но и со стороны студентов, обратила внимание исполнительный директор Ассоциации выпускников СПбГЭУ Ольга Онуфриева. По ее словам, на сегодняшний день все больше студентов хотят заниматься бизнесом. «Пропорционально снижается доля тех студентов, которые хотели бы стать наемными сотрудниками. В 2018 году таковых было 74% по исследованию Высшей школы менеджмента, а по итогам 2021 года — уже 49%. То есть порядка 50% всех студентов хотят стать предпринимателями», — говорит Ольга Онуфриева.
По ее словам, система образования открыта к тому, что слышать требования будущих работодателей к студентам. СПбГЭУ, в частности, имеет несколько сотен компаний партнеров. Среди них есть крупные корпорации, такие как «Газпром», «Сбер», РЖД, представители малого и среднего бизнеса.
«Мы все понимаем, что вузы сейчас ответственны за тот фундамент знаний, с которыми выпускники приходят в компании. И от него зависит то, как выпускник встраивается в рабочий процесс, как он может генерировать инновационные идеи, подходы к решению задач», — подчеркивает Ольга Онуфриева.
Проектное обучение
По оценке основательницы Blcons Group, эксперта в области теории предпринимательства, д.э.н. Екатерины Литау, в развитии предпринимательства, как направления научного знания, есть большие перспективы. Смотреть на них можно со здоровым оптимизмом: раз есть потребность, значит, есть запрос, то есть вузы могут реагировать, используя свои конкурентные преимущества. «XX и XXI век породил такой тотальный запрос на предпринимательские компетенции. Пути решения есть. Например, в рамках экономического университета, готовится программа, которая в состоянии ответить на эти вызовы», — полагает Екатерина Литау.
Ольга Онуфриева обращает внимание, что возможностей для взаимодействия университета и бизнеса довольно много. «Например, сейчас в СПбГЭУ активно поддерживается проектное управление. Это дает бизнесу возможность поставить задачу студентам, которую они решают вместе с преподавателям в рамках учебных дисциплин. Именно представители бизнеса оценивают достигнутые результаты, что повышает практикоориентированность подготовки и взаимодействие с бизнес-сообществом по тем вопросам и направлениям, которые интересны в первую очередь именно ему. Также у нас в вузе работает профильная кафедра, центр инноваций и предпринимательства, международный проектный офис. Мы всегда открыты для новых идей и проектов по развитию совместного сотрудничества», — поясняет исполнительный директор Ассоциации выпускников вуза.
Решение есть, но нужно время
В рамках курса предпринимательства самое важное — донести до человека, который хочет быть предпринимателем, что его ждет на этом пути и помочь ему протестировать самого себя на наличие определенных качеств. «Курс предпринимательства в моем понимании — это ответ на вопрос: «Что же будет, ребята?». Вы можете шесть лет работать, как вол, а у вас не то, что прибыли, а зеленого света в конце тоннеля нет», — говорит основатель Biocad.
Доктор экономических наук, профессор, преподаватель СПбГЭУ Андрей Харламов обратил внимание, что будущие работодатели могут быть недовольны системой образования, но решить проблему, по его мнению, можно только коллективно. «Это длительный процесс. Программы надо создавать, но они всегда должны быть только платными. Если человек начал зарабатывать и понимает, что ему это надо, он оплачивает эту программу. Тогда это будет осознанный выбор», — говорит Андрей Харламов.
Отдельно специалист обратил внимание, что компаниям стоило бы брать на стажировки не только студентов, но и преподавателей. «В мире все меняется, и мы должны меняться тоже», — добавляет Харламов.
Екатерина Литау выразила уверенность, что в направлении развития новых образовательных программ удастся достичь действительно хороших результатов. «Если мы все приложим усилия к этому, будем тщательнее изучать потребности бизнеса, наука предложит свои решения, то предпринимательство перестанут воспринимать как нечто несуществующее, то, чему нельзя обучить», — заключила она.