Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Турецкий хаб

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
Турецкое направление набирает популярность как логистический хаб не только у бизнеса, но и у физических лиц.

По оценкам главы Российско-турецкого делового совета Наки Карааслан, товарооборот между Турцией и Россией по итогам 2022 года может достигнуть $60 млрд. Его росту способствуют не только перевозки товаров промышленного назначения, но и повседневного пользования. Как меняется логистика и ассортимент товаров, которые можно привезти из Стамбула сегодня, — в материале РБК+ Петербург.

Годовой рост

Товарооборот между Россией и Турцией по итогам 2021 года составил около $35 млрд. По итогам текущего года турецкая сторона прогнозирует рост двусторонней торговли до $50 млрд. «К настоящему времени, [по итогам шести месяцев], товарооборот между двумя странами превысил $30 млрд и движется к отметке в $50 млрд. К концу года он может вырасти до $60 млрд, если центробанкам двух стран удастся предотвратить потери, вызванные курсовой разницей», — заявлял ранее глава Российско-турецкого делового совета Наки Карааслан.

Росту показателей товарооборота между странами способствует переориентация торговли на восток и юг в связи с введенными ограничениями. «По мере развития параллельного импорта, в Россию ввозят товары производства тех стран, которые отказались поставлять их в РФ напрямую, кроме того, ввозят товары из дружественных стран в качестве замены», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

В частности, экспортируют различные виды энергоносителей, машины и оборудование, лесные грузы, металлопродукцию, химическую продукцию, зерно, стройматериалы. В страну ввозят продукты питания, потребительские товары, различную машиностроительную продукцию, перечисляет эксперт.

Пути товара

Доставить товар из Турции в Россию можно несколькими путями. Первый — по железной дороге. Но он довольно загружен — в первую очередь это железные дороги Восточного полигона — они близки к предельным значениям их провозных и пропускных способностей.

Второй путь — автомобильный. Здесь трудности связаны с нехваткой дорожной инфраструктуры, недостаточным пропускным уровнем дорог, сложностями в пунктах пропуска на границе (особенно на КПП «Верхний Ларс»)  — все это ведет к увеличению сроков доставки, отмечает Дмитрий Баранов.

Очередь на пересечение границы сегодня, по словам участников отрасли, может занимать от нескольких дней до недели. Поэтому некоторые пользуются более длинной дорогой через Грузию и Азербайджан, чтобы не стоять на границе.

«Возможно, учитывая высокую загрузку железных дорог и автомобильного транспорта, дополнительную загрузку может получить авиационный транспорт, что позволит сократить срок доставки», — отмечает Дмитрий Баранов.

Четвертый путь — морем. Но, по словам участников отрасли, отправка контейнером по воде тоже может быть связана с ожиданием — очередь на перегрузку может достигать 7 дней. Снизить сроки ожидания призвана паромная переправа для грузовиков между Турцией (Самсун) и Россией (Новороссийск). Первый рейс был выполнен 25 ноября 2022 года судном Barbaros. С конца ноября рейсы выполняются двумя судами Ro-Pax на регулярной основе.

«Сейчас, в связи с происходящими изменениями на рынке, возможен некоторый сумбур с перевозками, но постепенно можно ожидать нормализации ситуации на наиболее востребованных направлениях, как по срокам доставки, так и по стоимости», — уверен Дмитрий Баранов.

Опыт бизнеса

Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт»:

«Компания «ЭкоЛайн-Вторпласт» в настоящее время возводит крупнейший в России комплекс по переработке полимеров. У нас на заводе будет несколько поставщиков из Турции. Таким образом, основными категориями товаров, поставляемых из Турции для нас, являются оборудование и запчасти к нему.

В связи с последними событиями, европейские компании не могут полноценно взаимодействовать с компаниями из РФ (принимать оплаты по контрактам, производить прямые отгрузки в РФ). Данный факт стимулировал наших турецких партнеров, открыв им новое окно возможностей. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как Турция становится финансово-логистическим хабом, позволяющим восстановить разорванную цепочку поставок европейского оборудования в РФ.

Касательно способов доставки товаров мы подбираем наиболее оптимальный для конкретной задачи: если нам срочно необходима запчасть, то целесообразно воспользоваться авиа-доставкой Стамбул-Шереметьево, в случае поставок негабаритных компонентов линии мы выбираем авто-доставку, также рассматриваем варианты поставок контейнерами через порт Новороссийск. Отдельно хотели бы отметить активное развитие Ро-Ро перевозок из Турции паромами в порт Кавказ — для нашей компании данный вид перевозки является перспективным».

Не только бизнес

Интерес к доставке из Турции проявляет не только бизнес, но и физические лица. «Россияне не желают терять привычный образ в жизни в условиях ухода западных ретейлеров из нашей страны и по-прежнему стремятся получать необходимые им товары, используя интернет», — говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Одна из причин — сохраняющийся уровень доходов россиян. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы во II квартале 2022 года выросли на 16,4% по сравнению с первым кварталом 2022 года. Средний денежный доход в апреле-июне составил 44,4 тыс. руб., что на 15,2% в номинальном выражении больше, чем годом ранее. Помимо уровня доходов, развитию турецкого направления способствовали низкие курсы доллара и евро, сделавшие зарубежную технику, одежду и мебель более выгодными для приобретения, добавляет Хазанов.

«Крупные логистические операторы изучают данное направление, видя в нем возможности для диверсификации бизнеса, — говорит эксперт. — Запуск «Деловыми линиями» доставки мебели, стройматериалов, спортивных товаров из Турции — наглядное тому подтверждение. В то же время, затратность транспортировки может серьезно разниться от веса и габаритов, что в меньшей степени характерно для зерна или угля».

В ГК «Деловые Линии» отметили, что запуск услуги связан со значительным ростом числа клиентов в России, которые приобретают в Турции товары как местного, так и европейского производства для собственных нужд.

«Сейчас много европейских товаров попадают в Россию именно через Турцию благодаря ее географическому положению, поэтому данное направление особенно востребовано. Рост спроса способствует поиску новых логистических маршрутов и расширению перечня услуг», — говорит генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Доставить таким способом можно груз до 100 кг. Он будет отправлен по морю со склада в Стамбуле до терминала в Ростове-на-Дону по фиксированной цене, срок доставки, по данным компании, составляет от семи дней.

Ранее группа компаний запустила на турецком направлении регулярные контейнерные перевозки и открыла собственную сборную линию из Европы через Турцию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Преимущества разнообразия

Доставка товаров из Турции выгодна с точки зрения ее географической близости к России, подчеркивает Леонид Хазанов, к тому же Турция является перевалочным пунктом, и ее компании продолжают сотрудничество с нашей страной, невзирая на западные санкции.

«Из недостатков я бы назвал закрытость акватории Азовского моря для движения по нему кораблей с импортными грузами. Поэтому поток товаров из Турции идет через порты Черного моря, что с одной стороны уменьшает маршрут водным путем, с другой — удлиняет транспортировку по суше», — отмечает промышленный эксперт.

По словам генерального директора компании «Втор-пласт» Александра Свидовского, логистика даже в эпоху перемен и турбулентности оперативно подстраивается под запросы и требования потребителей, что дает свои преимущества. «Мы считаем, что чем больше будет появляться новых коридоров для поставки товаров в РФ, чем больше компаний будет вовлечено в эту деятельность, тем для нас, как потребителей этих услуг лучше — ведь конкуренция между способами доставки товаров приведет не только к снижению затрат на логистику, но и к росту качества предоставляемых нам, как конечному потребителю, услуг», — заключает он.

Инструменты Контейнерные перевозки набирают вес
Содержание
Закрыть