В отличие от пассажирских авиаперевозок, грузовые не так сильно пострадали в пандемию — спасли срочные доставки медицинских грузов и бурный рост e-commerce. В начале 2022 года рост спроса на услуги авиадоставки продолжился. В каких случаях бизнес обращается к этой услуге, и что с ней происходит на фоне закрытия европейского направления и западных санкций — в материале РБК+ Петербург.
Линия роста
По данным Росавиации, в январе-феврале 2022 года грузооборот российских авиакомпаний показал небольшой прирост на 4,5% до 210 тыс. т. Рост на международных перевозках составил 5,8%, на внутренних — 0,2%.
Рост наблюдался и в 2021 году по отношению к 2020 году на 25,7% до 1,5 млн т. И это нельзя назвать следствием низкой базы, отмечают эксперты, — в отличие от пассажирских перевозок, грузовые не так сильно потеряли в объеме с началом пандемии. В 2020 году грузооборот к 2019 году в тоннах вырос на 2,3%.
Согласно исследованию M.A.Research, рост объема перевезенных грузов с началом пандемии был вызван, во-первых, повышенным спросом на авиадоставку медицинского оборудования, медикаментов и товаров первой необходимости (включая продукты питания), а во-вторых — с развитием e-commerce.
«К началу 2022 года рынок относительно стабилизировался после пандеймийных шоков — регулярные грузовые рейсы стабильно выполнялись на наиболее загруженных маршрутах, срочные грузы, появляющиеся на рынке, доставлялись чартерными рейсами, некоторые из которых выполнялись на регулярной основе», — отмечает партнер АСЕХ Дмитрий Никулин.
Увеличение популярности авиадоставки почувствовали и российские логистические операторы. Так, в ГК «Деловые Линии» по итогам 2021 года сообщили о росте грузооборота авиадоставки на 26% к 2020-му и на 50% к допандемийному 2019-му году. В первом квартале 2022 года тенденция продолжилась: рост объема услуг авиадоставки в компании к аналогичному периоду прошлого года составил 14%.
Скорость имеет значение
Как отмечают в ГК «Деловые Линии», авиадоставку обычно выбирают, когда требуется быстрая перевозка документов или грузов на расстояние свыше 1,5 тыс. км. Этот способ существенно экономит время: например, если доставка автомобильным транспортом из Санкт-Петербурга в Екатеринбург занимает 5 дней от сдачи груза на терминал до готовности к выдаче, то в случае с воздушным транспортом на тот же путь уходит всего 2 дня.
Помимо скорости и расстояния, на выбор способа влияют стоимость услуги — точнее, ее доля в общей стоимости товара — и надежность, добавляет эксперт по логистике Николай Лобанов.
«Везут, как правило, срочные (экспресс-доставка e-commerce), относительно дорогие грузы, и требующие специальных условий доставки (фарм, медоборудования, продукты питания, электроника и др.», — отмечает, в свою очередь, руководитель направления «Логистика» ИА M.A.Research Людмила Симонова.
Например, как рассказал президент агропромышленной группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев, услуга авиадоставки очень востребована в сельском хозяйстве — для сельхозтехники. Крупные независимые поставщики техники зачастую привозят в Россию редкие запчасти именно воздушным транспортом.
Так же к доставке воздушным транспортом прибегают в случае критической важности груза, отсутствие которого на производстве грозит остановкой сборочных линий, добавляет Дмитрий Никулин.
В Tele2 пользуются услугами авиадоставки в случаях высокой срочности или когда груз небольшой, весом до пары килограмм, отмечают в пресс-службе телеком-оператора. Ключевое направление доставки — это регионы дальше Екатеринбурга. Однако оператор передает авиадоставку на аутсорсинг. «При сопоставимой цене партнер качественно решает вопросы логистики и берет на себя оформление всех необходимых документов. В результате это позволяет нам эффективнее управлять ресурсами компании как трудовыми, так и оборотными для ведения своей профильной деятельности», — говорится в ответе компании на запрос РБК Петербург.
Поворот на Восток
Основными направлениями международных авиаперевозок сегодня становятся Индия, Китай, юго-восточная Азия и Турция, рассказала Людмила Симонова. По ее словам, в условиях ограничений на морские контейнерные перевозки, загрузку железнодорожных и сложностей на автомобильных погранпереходах, авиаперевозки становятся альтернативой для срочной доставки грузов.
В то же время, эксперт отмечает падение авиаперевозок на европейском направлении, ограничения полетов на южном направлении, общее снижение международных грузопотоков — все это негативно скажется на показателях работы грузовой авиации. По ее прогнозу, падение объема перевозок грузов и почты в 2022 году может составить свыше 60%, учитывая высокую долю международных перевозок.
При этом эксперты отмечают, что рынок авиаперевозок адаптируется вместе с бизнесом на Восток. «Логистика постепенно будет смещаться в восточное направление, — говорит Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии». — Сейчас многие импортеры активно переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной и Средней Азии, стран-членов ЕАЭС. В связи с этим Дальний Восток испытывает большую нагрузку от грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Поэтому импортеры стараются найти новые способы оперативной отправки товаров. Мы, зафиксировав кратный прирост запросов на авиаперевозку, оперативно запустили доставки из Китая и крупнейших городов Юго-восточной Азии коммерческих партий товаров от 10 кг для юридических лиц».
Внутренние резервы
Говоря о внутрироссийских авиаперевозках, в числе наиболее популярных направлений выделяют Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и Челябинск.
В ГК «Деловые Линии» отмечают также кратный рост авиадоставки в Калининград в последний месяц в связи с проблемами на границе у автоперевозчиков.
При этом Николай Лобанов указывает на несколько факторов, которые оказывают сдерживающее влияние на внутренние авиаперевозки. Во-первых, на 30% сократилось количество самолетов. Во-вторых, некоторые грузоотправители в текущих нестабильных условиях предпочитают придерживать товар. «Потребители тоже особо не тратят, внутренний потребительский спрос также упал», — добавляет эксперт.
Впрочем, действуют и встречные факторы, благодаря которым внутренние авиаперевозки не выдают такую отрицательную динамику, как международные. Как отметили в ГК «Деловые Линии», объемы авиадоставки по наиболее популярным товарным группам растет — благодаря тренду на импортозамещение.
Должна сыграть роль и государственная поддержка отрасли. «В 2022 году российское правительство направит в общей сложности 311 млрд руб. на поддержку авиакомпаний и аэропортов (компенсация недополученных доходов, субсидирование внутренних перевозок, поддержка по платежам по аккредитивам). На государственном уровне говорят о возврате к активной эксплуатации российских воздушных судов, возобновлении производства, импортозамещении SSJ-100 и МС-21, интенсификации рейсов на грузовом флоте России, — отмечает генеральный директор «Суперчартер», партнер АСЕХ Дмитрий Никулин. — В случае возобновления эксплуатации российскими перевозчиками дальнемагистральных Б-747, летавших ранее из Азии в ЕС и США, перевозчики столкнутся с необходимостью поиска новых маршрутов в Россию для этих самолетов, либо способов вернуться на международный рынок».