По данным Главного радиочастотного центра (Научно-технический центр ГРЧЦ), в 2021 году в России были проданы устройства для умного дома на сумму около $1,2 млрд, кратный рост спроса отмечали и отечественные ретейлеры. В 2022 году цены на оборудование для умного дома выросли вслед за мировым ростом цен на чипы, а часть вендоров ушла с российского рынка. Но интерес застройщиков к умным системам только растет. С чем это связано, и как выглядит сегодня типовой «умный» дом — в материале РБК+.
Умный — значит бережливый
«Умный» дом стал если не неотъемлемым, то привычным элементом современных новостроек. «Системы умного дома можно встретить в жилой недвижимости, начиная с комфорт-класса и выше», — отмечает генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест» Денис Заседателев. По его словам, в базовой комплектации жители получают управление домофоном и доступ к камерам видеонаблюдения. Также могут быть установлены автоматизированные системы, которые подают сигналы управляющей компании при поломке лифтов, неполадках с электро— и водоснабжением и т.п. «В классах «бизнес» и выше можно встретить климат-контроль, датчики движения и очистки воздуха, а также набор других функций», — добавляет эксперт.
«Системы умного дома можно встретить в жилой недвижимости, начиная с комфорт-класса и выше», — отмечает генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест» Денис Заседателев.
Руководитель отдела RnD компании «Комфортел» Александр Васильев отнес к базовым элементам умного дома все, что отвечает целям экономии. «"Умный" дом бережет имущество — датчики безопасности и камеры работают согласованно, датчики протечки и клапаны защищают дом от протечек; бережет деньги — отключает не используемые нагрузки, переводит дом в энергоэффективный режим; бережет время — автоматизирует рутинные задачи, такие как сбор данных со счетчиков», — перечисляет Васильев.
Директор департамента «Умный дом и экосистемные устройства» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков приводит такой топ решений: «самые востребованные пользователями направления — это системы безопасности, управление освещением и электропитанием, а также управление климатом».
Сложности индустриального масштаба
С уходом с российского рынка западных компаний ситуация на рынке осложнилась, но в отношении софта для умного дома проблема не столь остра, говорят эксперты. «Ограничения поставок из-за границы начались еще в 2014 году, поэтому у девелоперов было уже несколько этапов для переформатирования производственных процессов в сторону отечественного софта», — поясняет Денис Заседателев.
С оборудованием сложнее. «По определенным позициям мы заметили дефицит, но изначально наша компания выстраивала поставки не только из европейских стран, но и с Юго-Восточной Азии. Технологии умных домов в Азии сейчас не менее развиты, а во многих функциях превосходят западные аналоги. Особых затруднений на текущий момент мы не видим. Вероятно, и другие компании, которые работали с оборудованием не только западных производителей, не сильно пострадали», — говорит Александр Васильев.
Павел Вьюков разделил проблему с оборудованием на два аспекта. Там, где речь идет о розничном продукте, который обычный потребитель может купить в магазине, то здесь для западных марок есть понятные замены или альтернативные пути доставки. В области индустриального интернета вещей сложностей больше. «Но этот рынок еще не сформировался до такой степени, чтобы на нем появились безальтернативные решения, которые были бы must have в любом проекте. Если бы так было, ситуация была бы критичной, а пока — нет», — обнадежил Вьюков.
Контроль, безопасность и комфорт
Несмотря на сложности с оборудованием и удорожанием систем умного дома, связанным с мировым ростом цен на чипы, спрос на эти системы у застройщиков не падает. «Цены на рынке недвижимости росли несколько лет подряд, и сейчас находятся на высоких отметках. Как следствие, спрос на уже построенные квадратные метры снижается, а значит, застройщикам необходимо доказывать потенциальным покупателям, что их дома лучше, качественнее, современнее. Поэтому интерес застройщиков к умным домам вырос», — говорит Александр Васильев.
Более того, какие-то решения, которые пока являются прерогативой дорогой недвижимости, могут распространиться и на комфот-класс. «В разряд базовых могут перейти системы климат-контроля, поскольку кондиционеры или выводы под них сейчас устанавливаются во многих комплексах комфорт-класса, а границы между сегментами, как известно, стираются все больше», — отмечает Денис Заседателев. По его словам, также все большее распространение получают системы свободного перемещения жителей внутри комплекса — с помощью карт или систем распознавания лиц.
Павел Вьюков назвал несколько направлений умного дома, пока не так востребованных у российского потребителя, но потенциально перспективных. «Мне кажется странным, что пользователь, судя по данным аналитиков, не очень хочет управлять шторами, но я предполагаю, что это связано с незнанием о существующей технологии. А это же очень удобно: шторы можно открыть или закрыть голосом или настроить систему так, чтобы шторы открывались в зависимости от освещенности внутри или снаружи квартиры, температуры воздуха, времени, например, в определенный час утра», — привел он один из примеров.
Также, по его словам, востребован, но пока массово не применяется сегмент решений для управления крупной бытовой техникой: возможность на экране смартфона отследить или запустить программы, включить или выключить устройства, провести удаленную диагностику. «Российский потребитель пока больше думает про контроль и безопасность, хотя и комфорт для многих становится все более значимым», — говорит Вьюков.
Дальнейшее развитие отрасли, по словам Дениса Заседателева, будет зависеть от состояния самого рынка и макрополитической ситуации. Александр Васильев добавляет к этому потребность самих клиентов в бережливых технологиях. «Нельзя исключать влияния общего состояние экономики и платежеспособности конечных клиентов на рынок умных домов. Эти факторы напрямую влияют на количество новых квадратных метров, потенциально пригодных для автоматизации и на спрос конечных клиентов», — заключил он.