Петербург — один из центров концентрации компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения и мобильных приложений. Не удивительно, что именно здесь наиболее силен дух комьюнити разработчиков: делясь опытом, они наращивают собственные компетенции и стоимость на рынке, а кроме того, это содействуют распространению лучших практик. Участники и организаторы петербургской конференции Apple Tech Business Week уверены: такие встречи не только помогают отдельным разработчикам, но и являются драйвером развития бизнеса в целом.
Как маленькие IT-компании учатся у больших
«В Петербурге сильный ИТ-кластер и большое количество ИТ-вузов, которые готовят победителей международных конкурсов, — говорит руководитель отдела корпоративных продаж NBСom Group Евгений Деревянко. — Такие компании, как Яндекс, Playgendary, Wargaming, JetBrains, Nexign, Vk размещают свои команды разработчиков именно в Петербурге. Ежегодно этот сегмент показывает прирост на 25%. Причем появляются и новые игроки — ИТ-стартапы, которые очень быстро растут. А крупные компании, основной бизнес которых лежит в других сферах, начинают формировать свои собственные департаменты разработки».
Евгений Деревянко отметил, что в NBСom Group регулярно получают запросы от небольших ИТ-компаний на проведение встреч с крупными представителями рынка: такие мероприятия дают возможность получить практический опыт в области разработки, организации рабочего процесса, узнать об актуальных инструментах в работе. «Мы называем такой формат «маленькие учатся у больших». Причем это запрос на живое общение, а не только в формате онлайн, в котором они и без того работают», — подчеркивает эксперт.
Когда разработчики плачут
Традиционно принято считать программистов интровертами, сдержанными в проявлении эмоций. На практике все не совсем так. В процессе работы, особенно если речь идет о каком-то крупном старте, программисты вынуждены общаться и взаимодействовать не только друг с другом, но и со всей большой командой проекта. Как рассказал на Apple Tech Business Week руководитель команды Core iOS QA «ВКонтакте» Евгений Просвиркин, в продуктовой команде более чем на 50 разработчиков приходится порядка пары десятков тестировщиков, а еще в процесс вовлечены дизайнеры, маркетологи и представители других подразделений.
В код разработчики зачастую вкладывают душу. Пример такого отношения — запуск «ВКонтакте» для iPad. Это был один из ожидаемых запусков в сегменте мобильных приложений в последнее время, что не удивительно: аудитория соцсети в 2020 году достигла 73,4 млн человек. При этом, как писал РБК весной этого года, аудитория «ВКонтакте» в 2020 году «сидела» в приложении в среднем около 3 часов и 46 минут: более 4,5 часа с iOS и около 3,5 часа с Android. Несмотря на такую активность пользователей гаджетов на iOS в соцсети, по словам Евгения Просвиркина, обновление приложения для iPad запустили не сразу. Причина была в том, что планшетами пользуются гораздо реже, чем смартфонами или ноутбуками. Поэтому приоритет разработки отдавался приложениям для iPhone и Android, где аудитория соцсети в десятки раз больше, чем у iPad.
Первая встреча продуктовой команды состоялась в феврале 2021 года, а уже к середине февраля появились первые разработки и подход к дизайну, а также началось тестирование. Это было непросто: в приложение должны были войти все новинки, появившиеся в соцсети за 5 лет. Запуск запланировали на 1 апреля. Как заметил Евгений Просвиркин, на рынке ИТ есть значимый тренд: не ограничиваться в день запуска шутками и смешными фото, а делать что-то яркое и заметное — старт приложения для iPad подошел под эти критерии.
Так что в преддверии старта была запущена рекламная кампания, первым этапом которой стал стрим с реальными отзывами (не всегда позитивными) и соответствующим музыкальным сопровождением. В полночь 1 апреля в App Store появилось обновление. Новые отзывы сменяли старые (они были настоящими), настроение музыки также изменилось. По словам Евгения Просвиркина, во время видеоконференции, сопровождавшей запуск, некоторые участники проектной команды даже плакали от переизбытка чувств.
Когда нужно занять разработчиков
Пандемия для разработчиков, вопреки общепринятому мнению, была не самым активным временем. Многие компании столкнулись с серьезным сокращением заказов. Как держать команду в тонусе в такой период рассказал лидер команды мобильной разработки Банка ВТБ Андрей Чевозеров. Он столкнулся с такой проблемой на предыдущем месте работы. Как подчеркнул эксперт, в период старта локдауна перед многими разработчиками стояла задача выжить. В компании, где Андрей Чевозеров трудился, было принято решение сконцентрироваться на R&D-разработках.
В рамках этой стратегии было создано приложение сети публичного транспорта Bart в Кремниевой долине. Официальное приложение существовало, но у пользователей были к нему нарекания из-за скудного функционала и большого количества ошибок. Открытые же API можно было использовать для присоединения и разработки внешнего приложения. Несмотря на то, что оно создавалась не под заказ, у него были вполне четкие бизнес-цели. Дело в том, что на заказные приложения обычно распространяется NDA [cоглашение о неразглашении – ред.], так что демонстрировать их потенциальным клиентам нельзя. Новое же приложение позволило бы решить подобные маркетинговые задачи.
В этом проекте участвовали только разработчики, причем только те, кто в данный момент был свободен от коммерческих проектов. Поэтому приложение было решено делать на SwiftUI [фреймворк, который позволяет проектировать и разрабатывать пользовательские интерфейсы с написанием меньшего количества кода, декларативным способом – ред.]. Этот инструмент позволил регулярно и быстро погружать в проект новых разработчиков. По словам Андрея Чевозерова, через полгода работы в таком режиме удалось добиться того, чтобы новые разработчики погружались в проект за два дня.
Позже, когда эксперт перешел на работу в банковскую сферу, этот опыт очень пригодился. В проекте по созданию приложения для освобождения сотрудников разных уровней от ежедневной рутины был лишь один носитель знаний по SwiftUI. Но так как фреймворк устраивал по другим параметрам, удалось быстро вовлечь разработчиков в процесс.
Когда нужно остановиться и подумать
Ведущий разработчик отдела разработки мобильного SuperApp Яндекс Александр Денисов подчеркнул, что разработчики мобильных приложений часто торопятся, пытаясь соблюсти вечно горящие сроки и исправить критичные баги. Времени же на то, чтобы остановиться и подумать, не хватает. Между тем именно в том случае, когда разработчик находит время на то, чтобы остановиться и подумать, появляются интересные проекты и решения.
При этом путь развития продукта видится разработчикам достаточно прямым: конечно, шаги влево-вправо будут, как и эксперименты, но постепенно будет найден верный вектор, по которому решение и будет двигаться к счастливому будущему. В действительности же траектория получается куда более витиеватой.
По словам эксперта, именно так складывалась ситуация с разработкой Яндекс.Браузера и поискового приложения Яндекс. Последнее было создано раньше, поэтому при разработке браузера на iOS у команды была уверенность в том, что уже есть пользовательская база, которой и можно дать новый продукт. В дальнейшем активно занимались изучением пользовательских запросов и улучшением обоих приложений.
Эксперт уверен, что на пути разработки может быть множество неожиданностей. В его практике были случаи, когда идея, которая казалась безальтернативно перспективной, не «летела», по крайней мере, с первого раза. Были и обратные случаи: когда ожидали сделать утилитарный продукт, а получалось нечто более интересное и масштабное. Главное — остановиться и задуматься о том, как идет развитие, сбылись ли ожидания и провести переоценку, резюмирует Александр Денисов.