«Мне кажется, что Петербург и Москва будут развиваться по тому же принципу, что и крупные мегаполисы, такие как Нью-Йорк 30–40 лет назад. Поэтому девелоперам, чтобы стать успешными, нужно делать то же самое, что делали застройщики в Нью-Йорке, но стараться здраво оценивать их действия и избегать их ошибок. Тогда Рыбацкое имеет шансы стать Бруклином, Токсово превратится в Нью-Джерси, а другие города станут спутниками, которые будут претерпевать серьезные положительные изменения.
И от девелоперов этот процесс зависит на тысячу процентов. Опыт для такой трансформации у нас есть. Наша компания, например, с 2000-го года занималась комплексным освоением территорий. Когда мы начинали наш проект в Горелово, там было капустное поле и более ничего. В этом районе еще не было КАД, единственная трасса вела в сторону Красного села. Сейчас это вполне современный район. Конечно, все, что строилось в 2000-х годах, было актуально для того времени, но мы учимся, с годами повышаем свою компетенцию.
Сейчас, безусловно, уделяется гораздо больше внимания эргономике квартир, дизайну общественных зон и благоустройству территорий. В спальных районах обустраиваются променады, организовываются плейхабы [площадки, где созданы условия для занятий разными видами спорта – ред.], выделяется по 2–3 гектара для спортивных активностей и зон отдыха. Может помочь этому и разработанный «ДОМ.РФ» стандарт: новые районы проектируются уже по совершенно новым требованиям и, надеюсь, новые проекты на территории Петербурга будут реализовываться для начала по этим стандартам. Этот стандарт можно считать отправной точкой для будущих проектов, с хорошими активностями, с театрами, зонами притяжений и достаточно сбалансированной уличной инфраструктурой.
Уже сегодня можно говорить о том, что такие районы, как Новое Горелово, претендуют на роль новых центров многополярного города. Я сам здесь живу и работаю, и поэтому мне хочется в этом районе сделать так, чтобы было приятно не только спать, но гулять и проводить время. Да, конечно, здесь нет длинных велосипедных дорожек, но за счет перераспределения удалось создать достаточно широкий зеленый променад. Мы руководствовались следующим принципом: прежде чем сажать пальмы, надо научиться сажать елки — то есть сначала предоставляем базовые сервисы, а не говорим про космические решения.
Но любой стандарт — не панацея. Для того чтобы развивать полноценно любую территорию необходим мастер-план. И в самом Петербурге, и в пригородах есть районы, которые пока еще не освоены, но начинать работать с ними нужно именно с мастер-планирования, чтобы избежать тех ошибок, которые были совершены в других локациях. Такой план мне кажется самым важным элементом, отталкиваясь от которого город и должен расти.
Подчеркну, что такой мастер-план должен учитывать не только вопросы застройки, но и то, как территория будет развиваться дальше. Например, все коммерческие помещения в наших проектах принадлежат нашей компании, и мы приняли принципиальное решение учиться правильно ими управлять. Если стратегии управления нет, то на одной и той же территории вполне могут появиться 25-ый пивной бар или 35-ый салон красоты, и пользы от этого не будет.
Сейчас в спальных районах достаточно часто закрываются рестораны и другие заведения сферы услуг, потому что попросту не могут заработать. Их потенциальные клиенты сегодня в семь часов утра покидают район и в восемь часов вечера возвращаются, так что 12 часов бизнес простаивает. Остающихся в районе мам с детьми не хватает для того, чтобы подобный бизнес окупался и развивался. Мы пытаемся пересмотреть процессы таким образом, чтобы создать условия, при которых бизнесу будет комфортно открываться в спальных районах и в дальнейшем функционировать, и людям не придется лишний раз выезжать в центр города. Нам это во многом удается, но подобные усилия должны носить не локальный, а системный характер — это под силу только единому мастер-плану развития города.
При этом мастер-план — это не искусственно созданные требования и условия. Это основа для преобразований. Если вспомнить историю нью-йоркских районов — Уильямсберга, Бруклина, то они быстро преображались, в том числе тогда, когда происходила джентрификация. Этот процесс был естественным, и их опыт показывает, что нам, может быть, и не нужна программа расселения ветхого аварийного жилья. Потому что при создании определенных условий процесс пойдет без принуждения и помощи извне: те, кому жить в центре города станет дорого, будут переезжать в другие районы. А те, кто останется в центре или переедет туда, будут способствовать преображению и улучшению территории, на которой они живут. Так что именно о создании комфортных условий необходимо думать в первую очередь».