#2 Городская среда, 16 апреля 2021
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

От окраины к центру

От окраины к центру
Заместитель вице-президента по жилой недвижимости, директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин – о том, как происходит расслоение города и как избежать возникновения гетто.

«Петербург расширяется, охватывает новые территории, но при этом он должен становиться многополярным, полицентричным, иначе рост территории приведет к коллапсу. Какие есть варианты решения этой задачи? Районам, которые сегодня мы называем «спальными», нужны места приложения трудовой силы, центры деловой активности и общественной жизни, центры культурного отдыха. Это отчасти снизит маятниковую миграцию, чтобы людям не приходилось каждый рабочий день ездить в центр на работу и обратно, а по выходным туда же в театр или музей.

С этой же идеей связан наш подход к территории жилого комплекса как к общественному пространству, где семьи и люди разных возрастов могут полноценно проводить время, общаться. В Ultra City, например, мы создаем фруктовый сад, амфитеатр для концертов, место для выставок под открытым небом, уникальные развивающие игровые пространства. Это фактически концепция жилого квартала как «города в городе», где уже есть все необходимое для жизни — от садиков, школ и парков до автопарковок и арт-объектов.

Реализовать это в более крупном масштабе, развивать целые районы в соответствии с грамотно составленным мастер-планом, — это уже другая задача. Это может сделать либо кто-то из крупных девелоперов, который берет на себя интегрирующую роль, как было, например, в Хафенсити — районе Гамбурга. Либо решение такой задачи должно взять на себя государство. Как вариант — создание плана развития района, в котором за определенными территориями жестко закреплены общественные функции, в реализацию которых вкладываются все девелоперы.

Каковы перспективы дальнейшего «естественного» развития города и как еще необходимо «искусственно» на них влиять, чтобы город становился комфортным для жизни? Новые районы развития — это загород, такие районы, как Пушкинский, Курортный. Их застройка, скорее всего, должна быть малоэтажной, они могли бы стать комфортабельными благоустроенными пригородами, жители которых работают в дистанционном режиме, выезжая в Петербург лишь два-три раза в неделю. Мы видим это в наших малоэтажных проектах, таких как Mistola Hills и EcoCity, где большая доля фрилансеров, людей, которые работали из дома и до пандемии, и продолжают делать это сегодня.

Дальше, между этими пригородами и городом может быть создана зона высокой многоэтажной плотной застройки, которая в перспективе 30-50 лет превратится в новые «хрущевки». Ближе к центру — те районы, которые сегодня считаются спальными, подобные Купчино и Рыбацкому. Но они могут превратиться в «зеленые сады» — это несложная трансформация, потому что они еще сохранили признаки советского градостроительства в виде скверов, парков, развитой социальной инфраструктуры, метро и т.д. И наконец, современные серый пояс и центр — элитная застройка.

К сожалению, у нас идет процесс расслоения общества, так что предпосылки для образования и «гетто», и в противовес им элитных районов, действительно, есть. Посмотрите, к примеру, на территории вокруг метро «Фрунзенская». Десять лет назад это была промышленная зона, а сейчас это практически район бизнес-класса. Последние же реализованные там проекты – это, судя по стоимости квадратного метра, уже фактически элитное жилье. Или взять наши новые проекты «Болконский» и «Созидатели» — пример того, как элитный сегмент осваивает новые для себя локации уже в рамках исторического центра, в Адмиралтейском районе.

Если формирование элитных районов положительно сказывается на среде, то наличие гетто в городе, конечно, не лучшая перспектива, и радовать их появление не может. Но есть и хорошие новости. Пример Ultra City показывает, что те новые районы, которые строятся сейчас, уже не похожи на возводившиеся десять лет назад. Это уже не только дома для продажи, но и школы, детские сады, парки, иногда даже дороги. Осваиваемые территории уже имеют социальную, торгово-развлекательную инфраструктуру. Поэтому и жить в таких районах становится гораздо комфортнее.

В той модели города, которую я нарисовал, удаленная работа для субурбии будет неким благом, там будут жить более обеспеченные люди. А вот остальные будут по-прежнему страдать от маятниковой миграции, пока не будет создана достаточно эффективная сеть доступного общественного транспорта. Одним лишь строительством дорог эту проблему не решить».

Экспертиза Полицентричность Петербурга зависит от девелоперов
Содержание
Закрыть