«Петербург расширяется, охватывает новые территории, но при этом он должен становиться многополярным, полицентричным, иначе рост территории приведет к коллапсу. Какие есть варианты решения этой задачи? Районам, которые сегодня мы называем «спальными», нужны места приложения трудовой силы, центры деловой активности и общественной жизни, центры культурного отдыха. Это отчасти снизит маятниковую миграцию, чтобы людям не приходилось каждый рабочий день ездить в центр на работу и обратно, а по выходным туда же в театр или музей.
С этой же идеей связан наш подход к территории жилого комплекса как к общественному пространству, где семьи и люди разных возрастов могут полноценно проводить время, общаться. В Ultra City, например, мы создаем фруктовый сад, амфитеатр для концертов, место для выставок под открытым небом, уникальные развивающие игровые пространства. Это фактически концепция жилого квартала как «города в городе», где уже есть все необходимое для жизни — от садиков, школ и парков до автопарковок и арт-объектов.
Реализовать это в более крупном масштабе, развивать целые районы в соответствии с грамотно составленным мастер-планом, — это уже другая задача. Это может сделать либо кто-то из крупных девелоперов, который берет на себя интегрирующую роль, как было, например, в Хафенсити — районе Гамбурга. Либо решение такой задачи должно взять на себя государство. Как вариант — создание плана развития района, в котором за определенными территориями жестко закреплены общественные функции, в реализацию которых вкладываются все девелоперы.
Каковы перспективы дальнейшего «естественного» развития города и как еще необходимо «искусственно» на них влиять, чтобы город становился комфортным для жизни? Новые районы развития — это загород, такие районы, как Пушкинский, Курортный. Их застройка, скорее всего, должна быть малоэтажной, они могли бы стать комфортабельными благоустроенными пригородами, жители которых работают в дистанционном режиме, выезжая в Петербург лишь два-три раза в неделю. Мы видим это в наших малоэтажных проектах, таких как Mistola Hills и EcoCity, где большая доля фрилансеров, людей, которые работали из дома и до пандемии, и продолжают делать это сегодня.
Дальше, между этими пригородами и городом может быть создана зона высокой многоэтажной плотной застройки, которая в перспективе 30-50 лет превратится в новые «хрущевки». Ближе к центру — те районы, которые сегодня считаются спальными, подобные Купчино и Рыбацкому. Но они могут превратиться в «зеленые сады» — это несложная трансформация, потому что они еще сохранили признаки советского градостроительства в виде скверов, парков, развитой социальной инфраструктуры, метро и т.д. И наконец, современные серый пояс и центр — элитная застройка.
К сожалению, у нас идет процесс расслоения общества, так что предпосылки для образования и «гетто», и в противовес им элитных районов, действительно, есть. Посмотрите, к примеру, на территории вокруг метро «Фрунзенская». Десять лет назад это была промышленная зона, а сейчас это практически район бизнес-класса. Последние же реализованные там проекты – это, судя по стоимости квадратного метра, уже фактически элитное жилье. Или взять наши новые проекты «Болконский» и «Созидатели» — пример того, как элитный сегмент осваивает новые для себя локации уже в рамках исторического центра, в Адмиралтейском районе.
Если формирование элитных районов положительно сказывается на среде, то наличие гетто в городе, конечно, не лучшая перспектива, и радовать их появление не может. Но есть и хорошие новости. Пример Ultra City показывает, что те новые районы, которые строятся сейчас, уже не похожи на возводившиеся десять лет назад. Это уже не только дома для продажи, но и школы, детские сады, парки, иногда даже дороги. Осваиваемые территории уже имеют социальную, торгово-развлекательную инфраструктуру. Поэтому и жить в таких районах становится гораздо комфортнее.
В той модели города, которую я нарисовал, удаленная работа для субурбии будет неким благом, там будут жить более обеспеченные люди. А вот остальные будут по-прежнему страдать от маятниковой миграции, пока не будет создана достаточно эффективная сеть доступного общественного транспорта. Одним лишь строительством дорог эту проблему не решить».