Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Как в Петербурге реализуется концепция города шаговой доступности

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Какая инфраструктура и опции для соседей становятся базовыми в новых жилых проектах

Опыт пандемии наглядно показал востребованность тесных связей на уровне двора и дома для решения насущных проблем, а также продемонстрировал все преимущества пешей доступности базовой инфраструктуры. Как концепция 15-минутного города реализуется в Петербурге и Ленинградской области — РБК Петербург спросил у экспертов и девелоперов.

Тренд на доступность

Все, что нужно, в шаговой доступности от дома — важный тренд в урбанистике мегаполисов. «Это очень актуально и для Петербурга, более того, в отдельных новых проектах городской застройки он уже начинает постепенно реализовываться», — говорит директор по маркетингу компании LEGENDA Всеволод Глазунов.

Всеволод Глазунов ( LEGENDA)
Всеволод Глазунов ( LEGENDA) (Фото: LEGENDA)

В Санкт-Петербурге, как городе с индустриальным прошлым, все еще имеются последствия четкого разделения зон: отдельно стоят деловые кварталы, есть локации для проведения досуга и жилые кварталы — спальники. «Однако именно взаимосвязь всех этих функций в одной локации и есть основа 15-минутного города, когда удобства находятся в пешей доступности, — отмечает директор департамента жилья Colliers Елизавета Конвей. — Это решается за счет формирования многофункциональных комплексов и кварталов».

Елизавета Конвей (Colliers)
Елизавета Конвей (Colliers) (Фото: пресс-служба)

Но для дальнейшего развития тренда требуются определенные условия, создающиеся во взаимодействии девелоперов и города. «К сожалению, ждать результатов в этом направлении только от девелоперов бессмысленно, т.к. застройщики зажаты в жесткие рамки законодательных и нормативных ограничений и по большому счету могут более или менее свободно действовать только в рамках своего земельного участка», — добавляет Всеволод Глазунов.

Запрос на инфраструктуру

Но и в своих рамках девелоперы, вслед за потребностями клиентов, заметно меняют наполнение проектов. За последние 20 лет предпочтения покупателей жилой недвижимости существенно эволюционировали. В частности, почти вдвое снизилась значимость таких внешних факторов, как локация, вид и окружение, которые еще недавно являлись критичными для покупателя, отмечает Елизавета Конвей. На первый план выступили внутренние характеристики жилых комплексов: социальная инфраструктура, инженерное наполнение и концепция проекта.

«Если говорить о жилье, то — это функциональные планировочные решения с возможностью организовать место для дистанционной работы или учебы для каждого члена семьи, и еще оставить свободную площадь для проведения совместного досуга. Этажность жилого комплекса, количество квартир на этаже, отсутствие в доме квартир-студий — все это напрямую влияет на комфорт проживания», — перечисляет директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов.

Сергей Степанов («Строительный трест»)
Сергей Степанов («Строительный трест») (Фото: «Строительный трест»)

Но комфортная среда сегодня складывается из многих факторов — от продуманной посадки здания на земельном участке и оригинальных фасадных решений до парка с прогулочными дорожками и благоустроенной набережной, добавляет директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.

Ян Фельдман (ГК «Ленстройтрест»)
Ян Фельдман (ГК «Ленстройтрест») (Фото: ГК «Ленстройтрест»)

С каждым годом уровень такого благоустройства новостроек растет. «Гораздо больше проектов сегодня позиционируется в классе комфорт или высокий комфорт вместо эконом-класса, как это было раньше. И это ответ застройщиков на запросы будущих покупателей, которые приобретают не просто жилье, а выбирают проект с комфортной жилой средой, где все необходимое под рукой и в шаговой доступности», — отмечает руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) Ольга Трошева.

Ольга Трошева «Петербургская Недвижимость»)
Ольга Трошева «Петербургская Недвижимость») (Фото: пресс-служба)

Мультипроекты

Комфортная среда для жизни создается, когда на территории сочетаются разные форматы недвижимости. «Не только жилье, но и стрит-ритейл на первых этажах, детские сады и школы, торгово-развлекательный комплекс, спортивный центр, а также грамотное благоустройство территории, как внутри дворов, так и общественных пространств», — перечисляет главный специалист по маркетингу Группы ЦДС Наталья Кукушкина.

Наталья Кукушкина (Группа ЦДС)
Наталья Кукушкина (Группа ЦДС) (Фото: ЦДС)

Такое разнообразие инфраструктуры, во-первых, позволит людям решать многие вопросы прямо в своем квартале: учить детей, делать покупки, посещать врачей, заниматься спортом. Во-вторых, объекты инфраструктуры создают дополнительные рабочие места. Благодаря этому некоторые жители смогут найти работу рядом с домом, поясняет генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева.

Анжелика Альшаева (Агентство недвижимости «КВС»)
Анжелика Альшаева (Агентство недвижимости «КВС») (Фото: ООО «КВС. Агентство недвижимости»)

С развитием этого тренда на смену стандартным решениям приходят продуманные общественные пространства, подчеркивающие стилистику нового микрорайона. «Застройщики стараются зонировать территорию, разделяя ее на тематические зоны. Отдельно выделяют игровые пространства для детей, аллеи для спокойного отдыха и пеших прогулок, велодорожки, воркаут зоны с уличными тренажерами. Игровые площадки оборудуются с учетом уровней активности детей и подростков, а также потребностей возраста», — говорит начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Ефремов.

Дмитрий Ефремов («Главстрой Санкт-Петербург»)
Дмитрий Ефремов («Главстрой Санкт-Петербург») (Фото: Главстрой-СПб)

Общественное достояние

Стараются воплощать девелоперы и запрос на общественные пространства. «Мы учли его при проектировании ЖК «Юнтолово» и новых очередей «Северной долины», — говорит Дмитрий Ефремов. — Это переход к созданию просторных территорий для прогулок и отдыха для жителей нескольких дворов сразу, за пределами отдельных придомовых пространств».

«Создавая общественные пространства в новой очереди голландского квартала «Янила», мы руководствовались принципом 10+. Это значит, что наши жители должны реализовать как минимум десять потенциальных сценариев времяпровождения на территории квартала. Для этого мы создаем возможности для игр детей разных возрастов, занятий спортом для взрослых и детей, прогулок, наблюдения за природой, предусматриваем инфраструктуру для отдыха, общения и работы», — рассказывает Ян Фельдман.

Однако эксперты отмечают, что чем более насыщена инфраструктура и интереснее благоустройство, тем дороже содержание.  «Наличие обширной инфраструктуры в доме, большой дворовой территории и разнообразного благоустройства влияет на стоимость содержания общего имущества. Здесь важно еще на этапе продажи убедиться, что покупатель понимает, что выбрать жизнь в современном, насыщенном инфраструктурой и дополнительными удобствами проекте — это еще и обязательство все это сохранять и поддерживать», — отмечает Всеволод Глазунов. Поддержание же комфорта — это задача обоюдная — здесь высока роль управляющей компании и покупателей. «Жители должны быть готовы оплачивать качественное обслуживание и эксплуатацию всей «начинки» своего дома», — обращает внимание Глазунов.

В итоге общественные пространства становятся дополнительными элементами инфраструктуры, влияющими на затраты по содержанию, но повышающими и ликвидность такого жилья. «Например, нам это позволяет продавать квартиры на 15-20% дороже конкурентов в локации. Естественно, чем более качественный продукт, тем выше его востребованность у покупателей», — подчеркивает Ян Фельдман.

Преимущества масштаба

При этом качественное благоустройство с созданием разных функциональных зон, оборудованием отдельных площадок, скверов и даже парков удобнее всего проводить при комплексном освоении квартала. «Возможности строителей при точечной застройке, в условиях дефицита земли ограничены», — поясняет Дмитрий Ефремов.

Для комплексного благоустройства девелоперы привлекают зарубежные архитектурные бюро. «Европейские урбанисты умеют создать эргономичное жилое пространство и комфортную придомовую территорию. Поэтому каждый квартал ГК «Ленстройтрест» — это полноценный, самодостаточный городок с необходимой внутренней инфраструктурой», — приводит пример Ян Фельдман. Такое решение отражается на стоимости квадратного метра, прибавляя к цене 10-15%.

«В идеальном городе будущего все нужное для жизни можно найти в 15 минутах пешком или на велосипеде от своего дома. Например, в нашем проекте Parkolovo мы сформировали закрытые дворы, на первых этажах разместили галерею коммерческих помещений. Всего в квартале запланировано строительство трех детских садов и большой школы, также здесь будет отдельно стоящий ТРЦ и большой спортивный центр. И это не считая прогулочного парка, который свяжет весь район в единое целое, и спортивного кластера со стадионом и игровыми площадками», — говорит Наталья Кукушкина.

По мнению Анжелики Альшаевой, для жизни по концепции 15-минутного города лучше подходят районы, где есть крупные парки и места для культурного отдыха. «Например, Стрельна, где располагается Константиновский дворец и парк. В 15 минутах ходьбы от этого объекта культуры «КВС» строит малоэтажный ЖК «Любоград». Помимо домов, мы возведем здесь два детских сада, большую школу, поликлинику и спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном», — отмечает Альшаева.

Соседское комьюнити

В рамках концепции 15-минутного города повышается и значение соседского комьюнити. Создание сообщества соседей и интересных возможностей для общения жителей новых микрорайонов — пока набирающий силу тренд на рынке недвижимости Петербурга. «Соседское «комьюнити» мы успешно развиваем в двух масштабных проектах компании — ЖК «Северная долина» в Выборгском районе и ЖК «Юнтолово» в Приморском районе. Спартакиады, эко-праздники, семейные квесты, музыкальные конкурсы, лекции и мастер-классы всегда положительно воспринимаются жителями и способствуют созданию дружелюбной среды внутри крупных комплексов», — говорит Дмитрий Ефремов.

Постепенно петербургские застройщики начинают организовывать и пространства для общения жильцов и внутри жилых комплексов. Так, например, на территории ЖК NEWПИТЕР реализованы общественные пространства, позволяющие организовать совместный досуг. «В 8 и 9 лотах оборудованы открытые общественные террасы, площадью более 650 кв. метров каждая. Обе террасы уместят на себе места для отдыха и досуга взрослых — лежаки, скамьи и столики с перголами. Рядом будут установлены небольшие сцены. Также будут оборудованы и релакс-зоны с подвесными качелями, выполненными в форме гнезд, которые придутся по душе как детям, так и взрослым», — рассказывает Сергей Степанов.

«Территории для общения жителей — это must have проектов LEGENDA, более того — часть ее идеологии «добрососедства», — подчеркивает Всеволод Глазунов. — Чтобы она реализовалась, девелопер должен создать условия для этого. В проектах компании всегда есть места для встреч, проведения праздников, организации представлений (амфитеатры), установки елки. Спортивная составляющая также очень востребована. Закрытые спортивные площадки для командных игр, площадки, оборудованные под воркаут, велосипедные дорожки — все чаще при выборе дома покупатели задают вопросы о наличии такой инфраструктуры в доме или в шаговой доступности от дома».

В новых очередях квартала «Янила» появится комьюнити-центр для объединения и поддержания добрососедских отношений. Группа ЦДС также планирует в проекте Parkolovo выделить помещения для комьюнити-центра. «Для нас это — первый опыт, но в мировой практике такие центры работают довольно успешно. Очевидно, что у людей в больших городах существует недостаток возможностей для общения и совместной деятельности, поэтому такие комьюнити-центры будут способствовать повышению комфортности среды», — полагает Наталья Кукушкина.

Формирование таких соседских сообществ помогает повышать и лояльность к девелоперу и УК. Дмитрий Ефремов подтверждает, что такой комплексный подход во взаимоотношениях с жильцами позволяет компании привлекать новых клиентов — до 35% сделок в компании проходит по рекомендации от родственников и друзей, уже проживающих в домах застройщика.

«В условиях затоваривания рынка и жесткой конкуренции успех будет за проектами с уникальными концептуальными решениями, интересной начинкой, нежели за «безликими» квадратными метрами, пусть даже в очень удачной локации. Именно поэтому формирование лобби, зон отдыха и наполнение комплекса коммерческой инфраструктурой становятся базой даже в проектах массового сегмента», — заключает Елизавета Конвей.

Содержание
Закрыть