Как сэкономить на ДМС в 2021 году
Материалы выпуска
«Пандемия привнесла дисбаланс» Экспертиза Когда цифры недостаточно Рыночный расклад Как сэкономить на ДМС в 2021 году Экспертиза «ИТ-решения для складов и портов требуют все больше гибкости и простоты» Экспертиза Внутренний ресурс: как увеличить выручку без дополнительных вложений Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Как сэкономить на ДМС в 2021 году

Кризис вынуждает бизнес искать баланс межу экономией и лояльностью при заключении договоров страхования сотрудников.
Фото: pexels.com

С одной стороны, экономический кризис вынуждает бизнес оптимизировать затраты. Поэтому ряд компаний урезают соцпакеты персонала, отказываясь от ДМС, что приведет к некоторому сокращению числа страхователей. С другой стороны, пандемия показала, что в кризисной ситуации поддержка сотрудников становится критически важным условием сохранения эффективности бизнеса. Этот аргумент станет важным фактором формирования спроса на услуги по полисам ДМС, уверены участники страхового рынка.

На вебинаре РБК Петербург генеральный директор ООО «Совет по страхованию» Юрий Волков и генеральный директор страховой группы «Капитал-полис» Алексей Кузнецов рассказали, как остаться в числе тех, кто продолжает пользоваться программами корпоративного ДМС, без сокращения объема услуг, входящих в страховку.

ЖДЕМ ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС

— Как 2020 год прошел для страховых компаний?

— Алексей Кузнецов: Как и для многих отраслей 2020 год для рынка медицинского страхования был неожиданным. Из-за локдауна снизился спрос на медицинские услуги, частные медицинские клиники оказались в очень плохой ситуации — по итогу второго квартала их финансовые результаты были удручающими. Потом ситуация улучшилась, и страховые выплаты начали нарастать. По итогам 2020 года ситуация для рынка ДМС оказалась не самой худшей — как и предполагалось, страховая премия осталась на том же уровне, что и в 2019 году.

Алексей Кузнецов («Капитал-полис» )

Юрий Волков: По данным ЦБ РФ количество договоров страхования ДМС уменьшилось почти вдвое. На первый взгляд, это катастрофа, однако средняя страховая премия увеличилась при этом на 10 тыс. руб. и достигла 18 тыс. руб. На мой взгляд, это результат того, что с рынка временно ушло страхование иностранной рабочей силы, и в этом нет никакой катастрофы. Мы приблизились к нормальной стоимости страхования для сотрудников корпоративного клиента. Для страховщиков год был отличный, несмотря на всю ситуацию в стране. Коэффициент убыточности в 85% за 9 месяцев 2020 года оказался лучшим за всю историю наблюдений. Такой финансовый результат дает основание полагать, что цены для страхователей повышаться не должны.

Юрий Волков (ООО «Совет по страхованию»)

— Какие особенности рынка ДМС проявятся в 2021 году?

— А.К: Мы исходим из этого, что ситуация будет сложнее, чем в 2020 году. Сложность связана с тем, что суммы, которые выплачивают страховщики, начнут расти из-за отложенного спроса на медицинские услуги. Также страховые компании будут вынуждены платить за определенные медицинские услуги, связанные с «ковидом». Вообще коронавирус — не страховой случай, но до постановки диагноза. Пока диагноз не поставлен, страховые компании оплачивают диагностику — это могут быть и тесты ПЦР, и КТ, и визиты врачей на дом. Комплекс этих факторов приведет к тому, что финансовый результат 2021 года будет хуже, чем в 2020 году.

— Иными словами, ожидать роста цен на услуги ДМС все-таки надо?

— А.К.: Мы не планируем существенно повышать цены в этом году. Думаю, у потребителей в целом может измениться запрос на страховые программы.

— Как именно — в сторону упрощения?

— А.К.: Запросы, связанные с упрощением программ страхования действительно есть. Хотя у нас за последние годы безумная борьба клиентов за уменьшение цены привела к тому, что упрощать программы уже некуда. Этот путь, который мне очень не нравится.

— Будут ли в 2021 году услуги, связанные с лечением «ковида» включаться в ДМС?

— А.К.: Работодателю было бы интересно, чтобы такие риски включались в пакеты, но, как правило, в стандартные пакеты они не включаются. На сегодня COVID-19 считается особо опасной инфекцией, и она не входит в стандартные покрытия страховок. Единственное, что есть — это некоторые программы лояльности для корпоративных клиентов, когда в стандартные пакеты страхования включается не лечение «ковида», а организация дополнительного сервиса в случае заболевания. Например, возможность вызова бригады частной скорой помощи, представление более комфортной палаты в стационаре. При этом оплата стационарного лечения происходит за счет средств ОМС.

ЗАКУПОЧНЫЕ ПУЛЫ

— Я слышала, что один из способов снизить затраты на ДМС — создавать закупочные пулы. В чем их суть?

— Ю.В.: Цель закупочного пула — объединить группу разных юрлиц для выбора одной страховой компании для заключения договоров ДМС с каждым членом пула на выгодных условиях. Известно, что, чем больше количество сотрудников в корпоративном договоре ДМС, тем ниже стоимость страхования на одного сотрудника. Из самих коммерческих предложений страховых компаний следует, что страховая премия отличатся почти в два раза для компаний, где работает тысяча сотрудников и тех, где их, например, 25. Это и есть экономическая основа для создания закупочного пула по ДМС.

— Как формируются закупочные пулы?

— Ю.В.: Мы собираем заявки от компаний, которые хотят снизить свои расходы на качественный ДМС за счет закупочного пула. Для достижения результата необходимо набрать в сумме более 500 человек. Далее мы проводим единый тендер для закупочного пула этих компаний, и если им подходят результаты тендера, то они далее заключают прямые договоры по ДМС со страховой компанией — победителем тендера. Это суть закупочного пула ДМС. Юридически никаких препятствий для проведения такого тендера нет. Поэтому, мы считаем, что для работодателей участие в закупочном пуле — это возможность не снижая качества страховой программы купить ее дешевле.

— Как меняются запросы клиентов на ДМС?

— Ю.В.: Запросы от страхователей, по сути, всегда одинаковы — больше услуг за меньшие деньги. Страховщики дают на эти запросы разные ответы. Тендер все расставляет на свои места. Пора включать в программы лечение при наличии диагноза COVID-19. Программы реабилитации после «ковида» уже есть — это ЛФК, массаж.

— Появление таких программ у страховщиков будет способствовать росту рынка ДМС?

— Ю.В.: Количество новых клиентов прибавиться незначительно, поэтому не думаю, что рынок по итогу года вырастет.

СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ

— Какие еще есть способы сэкономить на покупке ДМС без сокращения объема услуг, входящих в страховку?

- А.К.: Если ваши возможности ограничены, но вы хотели бы дать возможность вашим сотрудникам иметь ДМС, используйте договор с франшизой. Это означает, что работодатель платит сниженный страховой взнос за ДМС для всех сотрудников, но те сотрудники, которые хотят воспользоваться полисом, частично оплачивают стоимость услуг клиники — это где-то 10-20% от стоимости медицинских услуг. Такое страхование выгодно и для работодателя, и для сотрудника. Такие программы с франшизой набирают популярность после кризиса 2008 года, когда компании поняли, что денег на полиса ДМС для сотрудников у них стало меньше, но желание пользоваться этой услугой в прежнем объеме осталось.

Нужно понимать, что договор с франшизой — это не тот случай, когда ваш сотрудник платит деньги при заключении договора страхования. Последний случай называется софинансированием и предполагает совершенно другой механизм работы.

— Насколько я знаю, вариант с софинасированием страхования, когда частично за полис платит работодатель, а частично сотрудник, тоже популярен среди компаний, так как позволяет снизить бюджет на страхование.

— А.К.: Для меня софинансирование — путь плохой. Как работает эта схема. Работодатель решает купить своим сотрудникам ДМС и говорит работнику: «Ты плати 9 тыс. руб. за полис, и я столько же за тебя заплачу». И что происходит: моментально те, кто считает, что им страховка не нужна, отказываются платить, да и еще просят у работодателя 9 тыс. руб., который он планировал заплатить за их страховку. Происходит антиселекция, а страхование работает только в том случае, когда в одном пуле и потенциально здоровые, и потенциально больные клиенты. Когда платят и те, и другие, появляется возможность снизить цены. Но если будут страховаться только те, кому заранее нужна медицинская помощь, и обращаемость с 70% вырастет до 100%, то и цены на страхование заметно вырастут.

Поэтому работодателям, которые хотят сэкономить, я рекомендую покупать страховку на всех, но с франшизой. Тогда, если вам нужна будет медпомощь, вы получите ее в хороших условиях, на базе частных клиник, но немного доплатите, где-то 10-20% от стоимости услуги.

— Насколько целесообразно сокращать стоимость полиса за счет сокращения объема медицинских услуг? Как грамотно это сделать?

— Ю.В.: Первое, от чего отказываются клиенты, — это стоматология. Тут я согласен. Второе, за счет чего можно сэкономить — сократить перечень клиник, когда более дорогие клиники исключатся из программы страхования.

Но я считаю, что лучшее после тендера и закупочного пула — это договор с франшизой. Она сохраняет доступ в хорошие клиники, к хорошим врачам. Также франшиза позволяет увидеть счета в личном кабинете, которые приходят после посещения клиники. Например, человек сходил к врачу, на УЗИ, сдал анализы и увидел счета этак на 20 тыс. руб. Если есть франшиза, то вместо 20 нужно будет заплатить всего 2 тыс. руб. — уже как-то легче.

СТИМУЛЫ ОТ ГОСУДАРСТВА

— Стимулирует ли как-то государство работодателей оформлять ДМС на своих сотрудников?

— А. К.: Не так давно у власти была идея о том, чтобы бизнес перед открытием частных клиник в конкретных локациях спрашивал городскую власть — не против ли она? Очевидно, что в большинстве случаев она будет против или для того, чтобы она была «за», бизнесу нужно будет совершить какие-нибудь действия. Но это же безобразие! Это дополнительный препон для развития частной медицины. Эта история показала, что частная медицина — это не дочка системы здравоохранения, это падчерица, которая хуже Золушки. Может быть, сейчас придет понимание того, что частную медицину тоже нужно развивать.

— Как, например?

— А.К.: Не зажимать ее. Сегодняшняя система уже достаточно жесткая, придумывать дополнительные препоны — это перебор. Если на рынке останутся три страховые компании, вот тогда будет «весело» всем потребителям. Тогда потребитель перестанет играть какую-либо роль.

— Ю.В: Я считаю, что нужно повысить сумму возврата, уплаченного НДФЛ (налоговый вычет) при покупке полиса ДМС. Сейчас она составляет всего лишь 13% от затрат. Считаю, что сумма вычета может быть безболезненно для бюджета увеличена до реальной стоимость полиса ДМС, например, до 20 тыс. руб. Потому что в зависимости от содержания программы страхования в полисе вся эта сумма уйдет на лечение застрахованных, т.е. пойдет в клиники, напрямую в систему здравоохранения. Также эти расходы страховых компаний по ДМС составят экономию средств ОМС.

Такая программа компенсации затрат на ДМС могла бы сдвинуть существую систему здравоохранение в здоровое, рыночное страховое русло. Привлечь серьезные частные инвестиции в строительство клиник по всей стране. У нас есть описание этой программы, если она кого-то заинтересует в верхах.