Сложности маркировки
Материалы выпуска
Лекарства с кодом Инструменты Сложности маркировки Инструменты Поэтапная легализация Рынок
Инструменты Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Сложности маркировки

В ходе внедрения обязательной маркировки товаров предприятия из разных отраслей сталкиваются со специфическими проблемами и возможностями, связанными с особенностями производства
Фото: pixabay.com

К 2024 году, согласно планам правительства РФ, вся потребительская продукция должна быть промаркирована цифровыми кодами. Как идет внедрение маркировки на предприятиях, с какими проблемами сталкиваются компании и чего ожидать потребителям, бизнесу и государству, обсудили производители и эксперты в рамках онлайн круглого стола РБК Петербург «Вся правда о маркировке».

Пионерская выгода

В 2020 году переход к обязательной маркировке товаров должны завершить сразу несколько отраслей промышленности. С 1 июля на территории России запрещается оборот немаркированных сигарет и папирос, обуви, а также производство и импорт немаркированных лекарственных препаратов. С 1 октября аналогичный запрет вступает в силу для индустрии фототоваров. «Час икс» для еще одного участника эксперимента, шинной отрасли, назначен на 1 ноября. С 1 июня в эксперимент по маркировке вступает молочная промышленность, с 1 октября — производители и импортеры парфюмерии.

Как заявил в ходе круглого стола независимый международный эксперт в области технологий маркировки и прослеживания движения товаров Дмитрий Скорчеллетти: «в итоге вся российская промышленность войдет в проект маркировки, этого не избежать никому». Государство за счет реализации этого проекта получит более прозрачные товаропроводящие цепочки и, как следствие, повысит собираемость налогов, бизнес получит действенный инструмент борьбы с контрафактом, а потребители — исчерпывающую информацию о любом приобретаемом товаре. При этом, по мнению Дмитрия Скорчеллетти, в более выгодном положении оказываются те отрасли и компании, которые вступают в проект первыми.

Дмитрий Скорчеллетти (независимый международный эксперт в области технологий маркировки и прослеживания движения товаров) (Фото: из личного архива)

«Когда начинаешь заниматься этой темой, то понимаешь, что есть некие проблемы, но катастрофы нет», — отмечает директор по экономической безопасности фармацевтической компании «Герофарм» Андрей Ахантьев. Его предприятие занимается внедрением маркировки уже три года и инвестировало в проект 18 млн рублей. За это время компания приобрела, установила и наладила соответствующее оборудование, доработала и инсталлировала программное обеспечение. В качестве основной сложности Ахантьев отмечает технические проблемы, связанные с взаимодействием с системой «Честный знак», которая периодически «зависает». Основные же опасения топ-менеджера на данном этапе вызывает неотлаженное взаимодействие различных баз данных в государственных реестрах, которые напрямую связаны с движением маркированных товаров.

Андрей Ахантьев («Герофарм») (Фото: пресс-служба)

Табачные предприятия также успешно реализовали проекты внедрения маркировки и большинство крупных производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов готовы к 1 июля, отметил директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Александр Мироненко. По его оценкам, инвестиции его компании во внедрение маркировки составили около $300 тыс. на одну производственную линию.

Александр Мироненко («Филип Моррис Интернэшнл» в России) (Фото: пресс-служба)

Отраслевая специфика

Молочной отрасли внедрение обязательной маркировки в том виде, в котором это предлагается сейчас, не нужно, заявил заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев. По его словам, с некачественной молочной продукцией уже успешно борется система «Меркурий», она же обеспечивает прослеживаемость товародвижения. «На упаковке уже написано все о продукте, новая маркировка добавляет лишь криптохвост, который расскажет, в какой именно магазин поехала та или иная банка сметаны. Маркировка борется с контрафактом, а в молочной отрасли его нет», — поясняет Житмарев. К тому же, по его оценкам, внедрение маркировки слишком затратно для молочников: так, только для завода «Пискаревский» предполагаемые общие инвестиции составляют около 500 млн рублей, причем затраты на приобретение оборудования и ПО для нанесения кодов оцениваются лишь в 10% этой суммы. «Затраты, которые мы понесем на этапе внедрения маркировки меркнут по сравнению с теми, что будут после того, как система заработает», — предупреждает Житмарев. Он оценивает убытки молочников в результате применения системы маркировки в 5% от общего объема реализации или в 1 млрд рублей в год.

Георгий Житмарев (молочный завод «Пискаревский») (Фото: пресс-служба)

В таком видении ситуации есть доля правды, признал Дмитрий Скорчеллетти. Он призвал молочников сконцентрировать свое внимание на решениях, особенно в части скоропортящейся продукции. «Именно там будет самая жесткая борьба, pro и contra каждого производителя, так как скоропортящаяся молочная продукция не имеет шансов на возврат, перемаркировку или переработку. В случае отсутствия проработанного решения, комфортного бизнесу, эта продукция станет потерями самого молочного завода-производителя», — подчеркнул эксперт.

Недорого и современно

По подсчетам Original Group, стоимость «маркировочного» комплекта оборудования и программного обеспечения для небольшого предприятия молочной отрасли начинается с 1 млн рублей, а для фармацевтической — от 1,4 млн рублей.

Цены на track&trace решения (промышленная информационная система для маркировки и прослеживаемости) ежегодно снижаются, несмотря на рост курса доллара, уверена Юлия Соловьева финансовый директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group. — Снижение достигается вендорами с помощью глубокой локализации компонентов, узлов и механизмов оборудования. С 2019 года компания уже самостоятельно производит в России сложные электронные компоненты, такие как камеры машинного зрения и контроллеры.

Юлия Соловьева (инвестиционно-технологический холдинг Original Group) (Фото: пресс-служба)

Если говорить о разработках программного обеспечения, для фармы есть четыре варианта on-premises решений TraceWay со стоимостью от 500 тыс. рублей для дистрибьюторов, и до 5,1 млн рублей для иностранных организаций. Также есть решение SаaS по подписке, когда трехлетняя подписка полную окупает стоимость ПО, отмечает эксперт.

При вдумчивом отношении к внедрению, маркировка становится одним из прогрессивных элементов цифровой трансформации предприятия, уверен генеральный директор Original Group Равиль Гимадиев. С помощью систем track&trace, технологий прослеживаемости и идентификации каждой единицы продукции, можно оптимизировать все бизнес-процессы, включая производственные, управленческие и логистические, грамотно подходить к планированию и маркетингу, отмечает он. Внедрение современных решений по маркировке продукции не требует от предприятий значительных инвестиций, заявили эксперты. Тем более, что по мере развития государственного проекта на рынке стали появляться отечественные разработчики решений track&trace и производители соответствующего оборудования.

Равиль Гимадиев (Original Group) (Фото: пресс-служба)

«Государство может хорошо выполнять свои функции, если у него будет как можно больше достоверной информации для принятия решений, как в области фискальной политики, так и в области управления качеством и обеспечения продовольственной безопасности. Цифровая экономика — это экономика данных. Собрать данные мало, надо уметь их применять, чтобы получить отдачу и оправдать инвестиции», — говорит Гимадиев.

Появление же уникального цифрового кода на каждой единице продукции можно сравнить со всеобщей паспортизацией товаров, что, в свою очередь, является необходимым элементов «Индустрии 4.0», отмечает Равиль Гимадиев.

Не успевают

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на ход внедрения обязательной маркировки в некоторых отраслях. Например, производители шин опасаются, что не успеют завершить все необходимые мероприятия до своего дедлайна — 1 ноября. По словам менеджера по корпоративным вопросам Nokian Tyres Россия Елены Тимохиной, ее компания еще не нашла «приемлемого технического решения, куда надежно приткнуть наклейку с кодом, ведь шины — продукт, который отпускается с завода и идет дальше по товаропроводящей цепи без упаковки». Кроме того, процесс оснащения технологических линий российского завода Nokian Tyres необходимым оборудованием фактически остановлен из-за карантина. «К нам не могут приехать иностранные специалисты для пуско-наладки систем, увеличились сроки поставок уже заказанного и предоплаченного оборудования из-за рубежа», — отметила она. По оценкам Тимохиной, инвестиции Nokian Tyres Россия в маркировку составят несколько миллионов евро.

Елена Тимохина (Nokian Tyres Россия) (Фото: пресс-служба)

Сроки реализации проекта маркировки товаров необходимо отложить и для молочной отрасли, уверен Георгий Житмарев. Производители молочной продукции в массе своей не готовы к таким высокотехнологичным решениям, равно как и ее продавцы: «во многих магазинах, например, в сельской местности, до сих пор нет стабильного доступа в интернет», — отмечает Житмарев. Кроме того, до сих пор нет надежных решений по типографской печати марок на упаковку для молочной продукции. Все это затрудняет переход молочной отрасли к обязательной маркировке — ее нужно перенести лет на 10», — говорит Георгий Житмарев.

Сложности, по словам Александра Мироненко, в табачной отрасли могут возникнуть у небольших производителей и значительного количества дистрибьюторов и розничных продавцов. Для того, чтобы к системе маркировки подключились все, сейчас правительство рассматривает инициативу переноса отраслевого дедлайна на полгода.

Большие ожидания

Между тем производители, проинвестировавшие значительные средства в реализацию нового проекта, ждут от него отдачи. Так, Александр Мироненко надеется, что повышение прозрачности товаропроводящей цепи поможет в борьбе с контрафактом, который только в 2019 году вырос вдвое и составляет сейчас около 16% от общего объема табачного рынка. Система маркировки поможет фармацевтическим компаниям лучше понимать географию распространения произведенных препаратов и, как следствие, эффективнее выстраивать маркетинговые стратегии, полагает Андрей Ахантьев. «Кроме того, мы сможем видеть, какая субстанция заложена в том или ином препарате — наша, отечественная, или же импортная», — добавляет он. На возможность получения полной информации о товаропроводящей цепи в результате функционирования системы маркировки надеется и Елена Тимохина.

«Однозначно, молочной отрасли нужно время и диалог, считает генеральный директор типографии «Литон» Любовь Гусева, — Внедрение инструментов бережливого производства и пищевой безопасности нахрапом — не вариант. Важно вовлекать участников оборота и показывать им важность происходящего через обучение. Уже сегодня мы с Original Group запускаем пилот специализированной образовательной программы для производителей молочной продукции в Кировской области. Надеюсь, эта онлайн история станет полезной предприятиям по всей стране», — говорит Гусева.

Любовь Гусева (типография «Литон») (Фото: пресс-служба)

На этапе подготовки внедрения маркировки на предприятии, и в дальнейшем, по мере продвижения проекта, обучение сотрудников, как элемент формирования общего информационного пространства, является одной из базовых потребностей, составляющей успешного внедрения технологии, полагает генеральный директор Центра дополнительного профессионального образования «Лаборатория Маркировки» Владимир Плохих.

Владимир Плохих (Центр дополнительного профессионального образования «Лаборатория Маркировки») (Фото: из личного архива)

«Как показал опыт обучающей деятельности «Лаборатории Маркировки», для разработки эффективных учебных курсов требуются применение специальных методических сил и средств для обобщения и конвертации данных от Оператора системы, федеральных органов исполнительной власти, поставщиков оборудования и программного обеспечения, ведущих отраслевых университетов. Эти задачи решаются образовательными центрами с 2018 года. Накоплен позитивный опыт обучения практически всех вовлеченных в маркировку категорий сотрудников и работа продолжается», — подвел итог дискуссии Владимир Плохих.